Миллион "челноков": теряет бюджет, зарабатывают взяточники

На модерации Отложенный

Как разворачивается война между ушлыми челноками и таможенниками-взяточниками, разбирался Sobesednik.ru. В разгар кризиса челноки снова готовы наводнить отечество дешевым товаром. Правда, не платя пошлину, то есть нарушая закон. А таможенники, также нарушая закон, обкладывают их поборами. «Помогайка» Дешевые товары со всего мира льются в Россию рекой – одежда, обувь, бытовая техника, электроника, косметика… Китай, Турция, Италия, Польша, Индия, Вьетнам – вот короткий перечень стран, куда летают наши челноки.                          

 «Помогайка»

Дешевые товары со всего мира льются в Россию рекой – одежда, обувь, бытовая техника, электроника, косметика… Китай, Турция, Италия, Польша, Индия, Вьетнам – вот короткий перечень стран, куда летают наши челноки

В качестве «помогайки» – человека, за определенную мзду помогающего челноку провозить контрафактный товар, мне лично довелось слетать в Стамбул, куда, как известно, нынче летать не рекомендуется. Но бизнес есть бизнес. Вот и количество стамбульских авиарейсов с момента введения санкций против Турции не изменилось. В международном аэропорту Ататюрк везде слышна русская речь. Все разговоры пассажиров обратного рейса – о том, как незаметно проскочить таможню в России. Главный секрет, как мне объяснили, – нужно прикинуться туристом: фотоаппарат, если есть, повесить на шею, а тяжелую сумку нести так, словно там лежат документы и прочая мелочь. Целое искусство! Меня сразу успокоили: «Ты на торгаша не похож». Но челноки – в основном женщины – одеваются одинаково (видимо, это самая удобная для данного бизнеса одежда): разноцветные лосины, широкая толстовка и обязательно – борсетка на поясе. Тут и ежу понятно, кто перед тобой. И вот прилетаем в Россию. Получаем багаж. Если обычные пассажиры к выходу идут медленно, то челноки буквально берут штурмом узкий выход зеленого коридора – лишь бы не остановили. Кому-то удается проскочить, а кому-то нет. Как правило, популярные у челноков рейсы встречают пять-шесть таможенников: лениво, томным взглядом останавливают они подозрительных пассажиров и просят показать багаж. Методика отработана от А до Я. Если таможенник достает бланк для составления протокола – коммерсанту не повезло: или товар будет конфискован, или это тебе тонко намекнули на деньги. Люди, как правило, выбирают второе. Сумма взятки зависит от аппетита отдельного сотрудника – от 100 до 400$. Челноки понимают, что нарушают закон (они же не платят пошлину за товар), поэтому молчат, жалобы не пишут. Вот и получается замкнутый круг. Легкие деньги Выяснить, сколько людей в России занимается челночным бизнесом, непросто. Вероятно, не меньше 1 млн человек. Так, по крайней мере, считает Юрий Рыбаков, бывший челнок, а ныне автор книги по истории современного бизнеса. Но Рыбаков предупреждает: цифра относительная, она постоянно меняется в зависимости от состояния экономики. Сейчас период нового расцвета челночества. Сколько «левых» денег делают челноки в масштабах страны, понятное дело, тоже никто не знает: контролировать этот процесс государство не в силах. – О чем вы говорите! Мы даже не знаем, сколько челноков работает у нас в стране, не говоря уже об их доходах, – сообщил Sobesednik.ru источник в Федеральной налоговой службе. – Эти люди, как правило, нигде не зарегистрированы, соответственно не платят налоги.

А доказать, что человек получает левые доходы, если не пойман с поличным, практически невозможно.

«Дешевле дать на лапу» Оружие? Наркотики? Хамон? Как мы провозили санкционку Москвичка в третьем поколении Розалия Петрова – одна из этого предполагаемого миллиона челноков. Заняться этим бизнесом в середине 90-х учителя математики заставила нужда. – В новой и свободной России месяцами задерживали зарплату, – вспоминает Розалия. – Так долго продолжаться не могло. Встал вопрос: как прокормить троих детей, а муж у меня давно умер. На мое счастье, Россия и Турция открыли свои границы… Официально свой бизнес Петрова так и не зарегистрировала. Торгует она по предприятиям, где у нее есть постоянные покупатели. Часть вещей отправляет в регионы. Розалия шутит, что «на своих плечах уже вынесла половину Турции». И за все годы челночества ни разу не заплатила государству. – Зачем платить 30% от стоимости товара, если можно дать на лапу? Дешевле обходится, – говорит Розалия. Замкнутый круг не разорвать Можно ли заставить челноков платить пошлину? Видимо, да. Если снизить ее размер. Гораздо сложнее ответить на другой вопрос: можно ли остановить коррупцию на таможне? Как сделать, чтобы таможенники боролись с нарушающими закон челноками, а не «стригли» их? Общаясь с чиновниками, я заметил: все в курсе данной проблемы. Но почему тогда позволили расцвести на этом неподконтрольном фискальным службам поле масштабному рэкету со стороны таможенников? Уссурийские таможенники спасли 26 необычных ценностей Дмитрий Котиков, начальник пресс-службы Федеральной таможенной службы, мне сухо ответил: – Борьба ведется постоянно. Есть отдел по противодействию коррупции. Мы вскрываем 90% всех коррупционных явлений в таможенной сфере…
Видимо, для подтверждения этого изредка в СМИ проходит скупая информация: где-то кого-то поймали с поличным… Самой крупной операцией за последнее время (1,5 года назад) стал арест сразу шестерых инспекторов в Домодедово, которые получили взятку за недосмотр багажа у пассажиров. Если верить статистике, работа по выявлению коррумпированных таможенников ведется серьезная. По состоянию на 7 августа 2015-го с начала года было возбуждено 288 уголовных дел против таможенников. – Это очень условный успех, – уверен Владимир Римский, социолог фонда ИНДЕМ, изу­чавший проблему взаимоотношений между челноками и таможенниками. – Тысячи случаев вымогательства остаются никем не замеченными. – К сожалению, вымогательство на таможне существовало и будет существовать, – уверена руководитель учебного таможенного центра «Альта-Форум» Ольга Анохина. – Здесь замешаны слишком большие деньги. /Прямая речь Юрий Воронин, заслуженный таможенник РФ: – Проблема челноков – головная боль для страны: они тоннами ввозят контрабандный товар, страдают российские производители, честные импортеры, а бюджет недополучает серьезные суммы. По закону физлица без уплаты пошлин могут ввозить 35 кг товара на сумму 65 тыс. рублей. Если багажа больше, нужно заполнить декларацию и заплатить 30-процентный налог от стоимости товара. КоАП РФ (ст. 16.1) предусматривает за это нарушение лишь штраф в размере от половины до трехкратного размера стоимости товара с его конфискацией.
Источник: sobesednik.ru