Запад хотел изолировать Россию. Получилось как всегда

На модерации Отложенный

Топливные войны, раскол из-за ухода от России и препятствия на пути сдерживания глобального потепления

 

Западные санкции подтолкнули развивающиеся страны к России, пишет Nihon Keizai. Чтобы спастись от вызванного ими энергокризиса, Европа начала скупать газ на восточном рынке. В условиях дефицита Азии осталось лишь обратиться за помощью к Москве.

Благодаря заблаговременному накоплению запасов и теплой погоде в октябре и ноябре цены на голубое топливо в Европе резко упали по сравнению с летними максимумами. Однако российские поставки сократились на фоне нехватки мировых мощностей, и борьба за сжиженный природный газ (СПГ) и уголь обострилась. Страны с развивающейся экономикой, не присоединившиеся к санкциям против Москвы, несомненно, зависят от нее. Китай и другие быстро наращивают собственную добычу ресурсов, что усложняет путь к декарбонизации.

Доля американского СПГ в Европе увеличилась более чем в два раза

Запасы в европейских подземных хранилищах, освободившихся в результате добычи газа в прошлом, накапливались более быстрыми темпами, чем в предыдущие годы. Поскольку ожидается, что поставки по трубопроводам из России сократятся на 70% по сравнению с 2021 годом, дефицит в основном восполнялся за счет увеличения импорта СПГ, преимущественно из США.

 Согласно данным Японской корпорации по энергетике, металлам и минералам (JOGMEC), за первые девять месяцев этого года Европа импортировала 75,3 миллиона тонн СПГ, что на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Половина была из Соединенных Штатов. В то время как общий объем экспорта США вырос на 11% за тот же период, доля поставок в Европу увеличилась с 29% до 66%.

 Поскольку транспортировка по российским трубопроводам прекратилась, рыночная цена голландского газа TTF, являющегося эталоном стоимости газа в Европе, летом достигла беспрецедентно высокого уровня — более 300 евро за мегаватт-час.

Цена СПГ, закупаемого странами ЕС, также стремительно возросла. При этом американский сланцевый газ в сжиженном виде хлынул на прибыльный европейский рынок. В США поставки также сократились, при этом фьючерсы на газ впервые за 14 лет поднялись до уровня десять долларов за миллион BTU (британских тепловых единиц).

Развивающиеся страны проигрывают в закупке СПГ

В прошлом году объем мировой торговли СПГ составил около 370 миллионов тонн. Между тем Европа закупает у России по трубопроводам 110 миллионов тонн газа в пересчете на СПГ.

 Две трети торговли сжиженным природным газом осуществляется в форме долгосрочных контрактов. За оставшуюся часть на спотовом рынке началась ожесточенная борьба. Цены на голубое топливо начали расти в Европе, но потом это явление распространилось на всю планету.

 Стоимость СПГ, который Япония закупает по долгосрочным контрактам (около 70-80% от общего объема), привязана к цене на нефть. Тем не менее у нее нет другого выбора, кроме как докупать недостающие объемы на спотовом рынке (по мере необходимости) в азиатском регионе.

Цена на сжиженный газ временно подскочила и более чем в два раза превзошла максимум января 2021 года, когда холода, обрушившиеся на Дальневосточную Азию, вызвали "СПГ-панику".

Некоторые страны с развивающейся экономикой не могут угнаться за удорожанием голубого газа из-за резкого увеличения закупок в Европе. Это приводит к тому, что проигравшим приходится сокращать импорт. В Пакистане, Бангладеш и других государствах происходят длительные отключения электричества и ограничения поставок.

В будущем ситуация может еще больше осложниться. Новый импорт СПГ потребуют времени — ожидается, что ощутимый рост начнется только после 2027 года.

 С другой стороны, наращивание принимающих мощностей, особенно в Германии, будет происходить быстрее. По прогнозам Управления энергетической информации США, к концу 2024 года мощности Европы по импорту СПГ увеличатся на 30% по сравнению с концом 2021 года, или на 50 миллионов тонн в год.

 7 декабря правительство Великобритании объявило о создании основы для сотрудничества с США в области энергетической безопасности и стабильных поставок. Оно планирует увеличить объем импорта СПГ из Америки более чем в два раза по сравнению с 2021 годом.

Даже если Германия и другие не намерены этого делать, расширение закупок еще больше загонит в угол развивающиеся страны со слабой покупательной способностью. Ютака Сиракава (Yutaka Shirakawa) из Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам прогнозирует связанное с ростом цен падение спроса в азиатском регионе в этом году на 38 миллионов тонн, а в 2026 году — на 80 миллионов тонн.

Антироссийские санкции приведут к углублению зависимости развивающихся стран от России

Спрос превысит предложение после 2027 года, когда глобальные поставки вырастут. Однако в ходе этого процесса увеличится количество развивающихся стран, которые будут активно сближаться с Москвой и Пекином из-за продолжающихся антироссийских санкций, считает Сиракава. Это сценарий, при котором экономические ограничения, призванные оказать давление на Кремль, по иронии судьбы углубляют раскол в мире.

 Китай, испытывающий все большие опасения, решил увеличить собственную добычу угля и газа. В частности, объемы производства первого находятся на рекордном уровне с конца прошлого года. Стратегия заключается в сокращении закупок на международном рынке, где цены растут. Индия также наращивает внутреннее производство угля и газа, при этом импорт ископаемого ресурса тоже растет.

 Инвестиции в развитие угольной промышленности в большей степени, чем газ, находятся под давлением декарбонизации. Страны с развивающейся экономикой, которые не участвуют в санкциях против Москвы, переходят на более дешевый российский уголь. Его импорт в Индию в сентябре превысил два миллиона тонн, что в четыре раза больше, чем в январе.

Выгод от повышения цен на ресурсы становится меньше

Удорожание ископаемого топлива приводит к ограничению потребления и стимулирует распространение возобновляемых источников энергии. Однако движение стран с развивающейся экономикой в направлении быстрого наращивания собственного производства и закупки более дешевой российской продукции подрывает этот эффект.

Китай является крупнейшим эмитентом парниковых газов. Согласно оценке Международного энергетического агентства (МЭА) за 2021 год он потребил 4,2 миллиарда тонн угля, или более 50% мирового спроса (7,9 миллиарда тонн, включая коксующийся уголь для производства стали).

 Потребление угля в Индии также превышает один миллиард тонн — она занимает второе место после Китая. Если обе страны сохранят свою высокую зависимость от него, глобальный разрыв с точки зрения декарбонизации станет еще более серьезным.

 МЭА указывает на тот факт, что мировой спрос на уголь не снижается, а остается на рекордно высоком уровне в течение последнего десятилетия. Оно предупреждает, что если не принимать меры, то выбросы от одного только угля приведут к повышению глобальной температуры выше предела в 1,5°C, установленного Парижским соглашением.

Япония, США и Европа не могут позволить себе ослабить санкции против России, пока продолжается военная спецоперация на Украине. В качестве дополнительной меры ряд стран установил потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель, который вступил в силу 5 декабря.