Государственный монополистический капитализм в России

http://com-stol.ru/?p=10483

 

Государственный монополистический капитализм в России

 

На ключевой вопрос о том, в каком обществе мы живем сейчас, существует множество ответов, по этому вопросу нет единства и у теоретиков коммунистического движения.

Справедливая в 90-х годах прошлого века оценка установившегося в период президентства Б.Ельцина режима как буржуазного и компрадорского, которую некоторые продолжают повторять и сейчас, совершенно неверна на настоящее время.

Напомним понятие государственного капитализма из советского словаря научного коммунизма 1983 г.:

Государственный капитализм — хозяйство, ведущееся государством либо совместно с частным капиталом, либо для него, но на принципах капиталистического предпринимательства.

Применительно к России, государство на настоящий момент, используя сырьевую модель развития экономики, контролирует более 90 процентов экономики, действуя в интересах крупной национальной буржуазии и бюрократии (чиновничества).

Таким образом, в России нет ни т.н. постиндустриального общества, ни компрадорского буржуазного режима, ни какой-то уникальной модели российского капитализма.

В России после прихода в 2000 г. к власти блока национальной бюрократии и национальной буржуазии, выразителем интересов которых стал В.В.Путин, и отстранения от власти блока компрадорской буржуазии был поэтапно установлен режим государственного монополистического капитализма, давно изученный теоретически и практически.

Из этого и надо исходить при анализе существующей социально-классовой структуры российского общества и прогнозе ее изменений.

 

Правящие классы современной России

В современной России сложился блок двух правящих классов – бюрократии (чиновничества) с одной стороны и крупной и средней буржуазии – с другой.

Бюрократия (чиновничество)

Вопрос о том, является ли при капитализме бюрократия (чиновничество) самостоятельным общественным классом, или социальной группой, выражающей интересы правящего класса, является дискуссионным, в том числе и среди теоретиков коммунистического и левого движения.

Маркс, Энгельс и Ленин не относили бюрократию к числу самостоятельных общественных классов.

Между тем, в странах, в которых существует режим государственного монополистического капитализма, в силу особенностей распоряжения средствами производства и полученной прибылью роль бюрократии принципиально отличается от таковой в странах с классической капиталистической экономикой.

Исходя из ленинского определения классов, в России высшая бюрократия на настоящий момент не только и не столько выразитель воли олигархической буржуазии, сколько самостоятельный общественный класс:

  • распоряжающийся сырьевыми ресурсами и естественными монополиями,

  • распоряжающийся прибавочной стоимостью, полученной при добыче и продаже значительной части сырьевых ресурсов и от деятельности естественных монополий,

  • имеющий классовое самосознание и осознающий свои интересы,

  • наладивший механизмы своего воспроизводства, поскольку дети высших государственных чиновников, прокуроров, судей так же становятся государственными чиновниками, прокурорами и судьями,

  • имеющей определенные противоречия с буржуазией, облагающий ее данью в виде взяток и откатов, разрешающий эти противоречия с помощью механизмов экономического и внеэкономического принуждения.

Если проводить исторические параллели, то в какой-то мере (по функциональному положению в обществе) аналогом современной российской бюрократии является дворянство в царской России.

Не случайно еще в 2000 г. тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев назвал кадровых офицеров госбезопасности «новым дворянством».

Российская бюрократия – это самостоятельный правящий общественный класс, а не социальная группа, обслуживающая интересы другого правящего класса — буржуазии.

Буржуазия

         Вторым правящим классом современной России является крупная («олигархи») и средняя («региональные бароны») буржуазия. Мелкая буржуазия в России правящим классом не является и, скорее, может быть отнесена к угнетаемым социальным группам.

 

3. Угнетаемые классы и социальные группы современной России.

Промышленный рабочий класс

Численность промышленного рабочего класса в России за последние 20 лет вследствие деиндустриализации значительно сократилась, согласно малодостоверным данным официальной статистики до 1.5 раз.

Часть промышленного рабочего класса сменила свой социальный статус, занявшись мелким бизнесом, другая часть по возрасту прекратила трудовую деятельность.

В промышленном рабочем классе имеет место значительное расслоение по доходам, прежде всего между рабочими предприятий энергетического сектора, естественных монополий, обслуживающих их предприятий, образующих «рабочую аристократию», и всеми остальными.

Имеет место заметная деквалификация рабочих, вызванная выбытием квалифицированных рабочих и разрушением системы профессиональной подготовки.

Буржуазией активно используются мигранты, опасающиеся выражать свой протест, возможность манипулирования которыми со стороны администрации предприятий значительно выше.

Как следствие вышеуказанных факторов, за последние 20 лет роль промышленного рабочего класса в обществе снизилась, на настоящий момент, в отличие от начала 20-го века, промышленный рабочий класс не находится в авангарде классовой борьбы.

На снижении численности и роли промышленного рабочего класса существенно сказалась сырьевая модель функционирования российской экономики.

 

Иные лица наемного труда (включая интеллигенцию)

Количество лиц наемного труда, физического и интеллектуального, не относящихся к промышленному пролетариату, соизмеримо с численностью последнего.

Вместе с тем, возможность организации и самоорганизации лиц наемного труда, работающих на предприятиях торговли, общественного питания, сферы услуг значительно ниже, чем у промышленного рабочего класса.

Значительную часть лиц наемного труда составляют работающие на государственных предприятиях и учреждениях, где возможности манипулирования работниками значительно выше, и где работодателем фактически выступает бюрократия (чиновничество).

 

Крестьянство

Колхозное крестьянство, как класс, в современной России фактически уничтожено.

Правящим классам удалось, в основном, провести деколлективизацию в деревне, что выразилось в разрушении большинства коллективных хозяйств советского периода и скупке значительной части привлекательных земель сельхозназначения крупной и средней буржуазией.

Последние 20 лет продолжалось сокращение численности и имущественное расслоение бывшего колхозного крестьянства.

В частности, образовался новый, но пока малочисленный класс сельской буржуазии (фермеров).

Безусловно, и промышленный рабочий класс, и иные лица наемного труда, а так же сельский пролетариат являются социальной базой и группой поддержки коммунистической партии.

 

Мелкая буржуазия

Правящими классами все последние годы административными методами проводится политика свертывания экономической самодеятельности населения и ограничения мелкого частного бизнеса.

Наиболее заметны результаты этой политики в сфере торговли, в которой все более просматривается ее монополизация торговыми сетями, принадлежащими крупной и средней буржуазии.

В результате у значительной части мелкой буржуазии отношение к правящему режиму стало негативным, что создает объективные предпосылки для ее временного союза с другими угнетаемыми классами и социальными группами.

Вместе с тем, как отмечал еще В.И.Ленин, мелкой буржуазии свойственна неустойчивость, шарахание из стороны в сторону, что позволяет рассматривать данную социальную группу лишь как возможного попутчика трудящихся, возглавляемых коммунистической партией, на определенных этапах борьбы.

 

Пенсионеры

         Пенсионеры образуют особую социальную группу значительной численности, как правило утратившую связь со своими социальными группами и классами, находящуюся на иждивении государства, от имени которого выступает бюрократия.

На настоящий момент численность пенсионеров в России более 39 миллионов человек, что превышает численность промышленного рабочего класса.

Зависимость пенсионеров от бюрократии и осуществляемая ей с 2000 г. политика социального маневрирования значительно снизила протестные настроения у пенсионеров.

Вместе с тем, такой социально-психологический фактор, как позитивное восприятие большинством пенсионеров сталинского и брежневского периодов развития нашей страны позволяет по-прежнему рассматривать большинство пенсионеров как социальную базу и группу поддержки коммунистической партии.

 

Деклассированные элементы

         Численность деклассированных элементов в России очень велика по сравнению с советским периодом развития возросла на несколько порядков.

Для оценки численность этой социальной группы ввиду отсутствия официальных данных можно воспользоваться экспертными оценками, согласно которым деклассированные элементы составляют до 14 процентов трудоспособного населения (около 10 миллионов человек).

По понятным причинам ни социальной базой, ни группой поддержки коммунистов указанная социальная группа являться не может.

 

Классовая борьба в современной России

Уже в «Манифесте Коммунистической партии» заявлялось, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов, то есть что именно классовая борьба движет развитие человеческого общества, так как она неизбежно приводит к социальной революции, которая и есть кульминация классовой борьбы, и к переходу к новому общественному строю. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы.

В современной России классами — антагонистами являются, с одной стороны, бюрократия (чиновничество), крупная и средняя буржуазия, и, с другой стороны, промышленный рабочий класс, иные лица наемного труда, большинство крестьян.

Политика правящих классов:

  • направлена по почти полное присвоение прибавочной стоимости созданной трудом всего народа, приватизацию сырьевых ресурсов, земельных угодий, водных объектов, рек и озер;

  • привела к деиндустриализации России, деквалификации рабочего класса, разрушению сельского хозяйства, науки и культуры, утрате социальных гарантий советского периода;

  • препятствует реинтеграции России и части бывших союзных республик, порождает межнациональную напряженность;

  • ведет к ущемлению общедемократических прав и свобод;

  • ущемляет экономические интересы не только трудящихся, но и мелкой буржуазии.

Таким образом, установившийся в России государственный монополистический капитализм противоречит интересам подавляющего большинства народа, за исключением правящих классов.

Поэтому социалистическую революцию могут поддержать, при определенных условиях, часть низшей и средней бюрократии, военнослужащих и работников правоохранительных органов; часть мелкой, и отдельные представители средней буржуазии; большая часть пенсионеров.

Важной отрицательной особенностью современного этапа классовой борьбы в силу переходной неустойчивой социально-классовой структуры российского общества является отсутствие ярко выраженного авангардного революционного класса.

 

Социальная база российских коммунистов

Как писал В.И.Ленин в работе «Детская болезнь левизны в коммунизме»:

Всем известно, что массы делятся на классы; — что противополагать массы и классы можно, лишь противополагая громадное большинство вообще, не расчлененное по положению в общественном строе производства, категориям, занимающим особое положение в общественном строе производства; -что классами руководят обычно и в большинстве случаев, по крайней мере в современных цивилизованных странах, политические партии.

Специалисты по «ситуационному анализу» и «политическому моделированию» из Главного управления внутренней политики АП РФ решили войти в историю, опровергнув этот бесспорный и общепризнанный вывод Ленина.

Сложившаяся в России извращенная экономическая модель государственного монополистического капитализма породила и извращенную политическую систему, в которой политические партии не создаются естественным путем, как выразители интересов тех или иных классов и социальных групп, а конструируются правящим режимом, по большей части, искусственно.

Между тем, существующие общественные классы и социальные группы не доверяют и не собираются доверять псевдопартиям, созданным правящим режимом, выражение своих интересов.

Потенциальной социальной базой коммунистов на современном этапе развития России являются те общественные классы и социальные группы, чьим интересам соответствует смешанная социалистическая модель экономики, восстановление народовластия и государственного единства страны:

  • Большая часть лиц наемного труда (как промышленных рабочих, так и тех, кто занят в сфере услуг, торговли, интеллектуальной деятельности);

  • Большая часть крестьянства;

  • Часть низшей и средней бюрократии, военнослужащих и работников правоохранительных органов;

  • Часть мелкой, и отдельные представители средней буржуазии;

  • Большая часть пенсионеров.

Основная задача организационной, идеологической и агитационно-пропагандистской работы российских коммунистов состоит в том, чтобы эта потенциально широкая социальная база коммунистического движения превратилась бы в реальную, чтобы широкие слои трудящихся доверили коммунистам право на выражение своих интересов.