145 лет назад, 4 февраля 1871 года в лучезарной Медине было предано земле тело великого сына Земли

На модерации Отложенный

Интересное замечание героя Кавказской войны и генерал русской армии Д. В. Пассек:

"Все известные предводители горцев были авары, все важнейшие предприятия, даже в Чечне, начинались и совершались аварами."

Военная история грузинского гренадерского Е. И. В. Великого князя Константина Николаевича полка, в связи с историей Кавказской войны. Тифлис: Типография Молякова, 1865.


В Дагестане состоялись мероприятия, посвященные 145-летию со дня ухода из жизни шейха Имама Шамиля.

145 лет назад, 4 февраля 1871 года в лучезарной Медине было предано земле тело великого сына Земли, создателя великолепного, справедливого, истинно демократического государства Имамат, учёного, гениального полководца, бесстрашного и умного воина, просветителя и созидателя, патриота и истинного мусульманина, имама Дагестана и Чечни, шейха Шамиля.

В память об этой скорбной дате, 4 февраля в Доме Дружбы г.Махачкалы состоялись мероприятия, посвященные «Дню памяти имама Шамиля». Большой зал Дома был переполнен участниками вечера. Программа вечера была настолько интересной, что люди до конца вечера стояли даже в проходах и вестибюле. На вечере памяти присутствовали более 1500 человек. В мероприятии участвовали делегации из Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, а руководители остальных Северо-Кавказских республик прислали Приветственные телеграммы в адрес участников вечера.

Вечер открыли великолепным чтением суры из Корана, затем был сделан краткий доклад о жизни и деятельности имама, выступившие затем представители народов Дагестана рассказали об отдельных эпизодах Кавказской войны, о своём личном отношении к имаму. Группа молодёжи из с.Гимры и Ашильта исполнили нашиды, декламировали стихи собственного сочинения.

Самой впечатлительной была сценка гимринских школьников о выдаче имамом своего старшего сына Джамалудина в заложники представителям Российского царя. Услышав речь маленького Джамалудина мало у кого не увлажнились глаза, а отдельные участники и женщины открыто плакали. Выступление ашильтинских девочек также не оставило равнодушных. В их выступлениях таилась глубокая печаль и надежда..

Выступившие гости из Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкессии дали высокую оценку роли и значении личности имама в освободительной борьбе народов Северного Кавказа, отмечали его полководческий талант, героизм, его учёность, справедливость и доброту в отношении к пленным и перешедшим к нему русским солдатам.

Мухаммад-Тахир аль-Карахи пишет: «И в последний час на горе Гуниб имам подходил к каждому мюриду отдельно и просил сражаться до конца, до смерти шахида. Но все отказались и просили имама принять предложение русских, выйти к ним на переговоры и заключить мирный договор». А когда имам вышел к царским войскам, он был вооружён до зубов, и даже его мюрид Юнус из Чиркея, который был с ним, так же был при оружии, что говорит не о пленении Шамиля, а о почётном перемирии для завершения кровопролитной для обеих сторон войны.

И ещё: для пленного не дозволительно ставить какие-либо условия перемирия победителю, а имам поставил перед русскими условия, только после принятия которых, он прекратит войну. А условия были практически неприемлемые для победившей стороны, но они были приняты:

1.Не препятствовать сохранению Ислама в Дагестане;

2.В Дагестане не распространять христианство;

3.Не призывать горцев служить в царской армии;

4.Не стравливать народы Дагестана друг с другом.

Были ещё и другие условия, и все они были приняты царём. В результате многолетних военных действий народы Дагестана находились в бедственном положении; были сожжены пастбища, поля и сады, уничтожен скот, отсутствовало элементарное пропитание, от голода умирали дети. После принятия царскими представителями основных условий, оценив тяжелое положение народов и во имя их спасения и сохранения, имам поступил как истинный мусульманин – пошёл на перемирие.

Никакого, даже почётного плена не было.

В течении всей жизни он сам следовал шариату и требовал это от мусульман, но не принуждал иноверцев принять ислам.

Многие русские, поляки и даже евреи переходили на сторону Шамиля и им была предоставлена возможность исповедать собственную веру.

Величие имама признаётся не только мусульманами и его земляками-дагестанцами.

Турецкий историк Албай Яшар пишет: «В мировой истории не было такого великого полководца, как имам Шамиль. Если Наполеон это уголь войны, то имам Шамиль является огненным столпом войны».

Прямой потомок Пророка (мир ему и благословение Аллаха), известный учёный-алим Накибу Садат, человек преклонного возраста, который не мог передвигаться, при виде имама упал на колени и стал целовать его ноги.

Имам был удивительной личностью, а по заслугам перед исламом его называют шестым праведным халифом.

Жизнь имама Шамиля удивительным образом перекликается с жизнью Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Имея на теле 46 пулевых и кинжальных ран, Шамиль добрался до Мекки и со всеми почестями был похоронен в Медине. Это случилось в 1287 году по хиджре 10 числа месяца зуль-каида (4 февраля 1871 года). Имам покинул этот мир, лучшим образом совершив все столпы ислама. Чтобы совершить за ним похоронную молитву собралось огромное количество людей. Все старались дотронуться до имама, чтобы получить благодать, а те, кто не смог дотронуться, ложились на землю, чтоб над ними понесли тело имама.

Он похоронен на священном кладбище Джанатуль-Бакия в Медине, рядом с могилой дяди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аббасом (мир ему).

Великий учёный тех времён Ахмаду Рифаи, собственноручно на надгробном камне имама написал: «Эта могила принадлежит приближённому к Аллаху муршиду, который воевал на пути Аллаха 25 лет, имаму, который следовал пути истины, великому алиму, правителю правоверных, шейху Шамилю-афанди из Дагестана. Пусть Аллах очистит его душу и приумножит его благие деяния».

Многие, кто недолюбливал имама, увидев, как его возвеличивают русский царь, турецкий султан, шериф Мекки, узнав о священном месте, где похоронен имам, заплакали и покаялись.

В одном из писем к Хасану-афанди великий учёный Сайфулла-кади пишет: «Знай, мой брат, это достоверно, без сомнений и предположений. Поистине Дагестан – это единственное место на земле, где остались ценности религии, и где сохранился источник света Ислама, а в других местах осталось только название. Причиной всему этому послужил баракат имамов Газимухаммада и Шамиля. Пусть Всевышний сделает их предводителями и обитателями Рая. О Аллах, укрепи Дагестан на основах веры и богобоязненности. Да не лишит нас Аллах бараката имама Шамиля».

Вокруг имени имама Шамиля и созданного его талантом организатора и руководителя государства «Имамат» были и будут много разных мнений и суждений, но одна истина его величия как истинного мусульманина, не будет оспорима никем. Об этом нужно помнить нам, его землякам и потомкам, подражать его примеру патриотизма и воспитывать своих детей и внуков на примере его преданности родине и вере.

 В июне 2017 года исполняется 220 лет со дня рождения Шамиля и 2017 год будет объявлен годом Шамиля, а дагестанцы должны стать истинными мусульманами: изучить жизнь и деятельность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его соратников, жизнь праведных халифов, имама Шамиля и его героических соратников, имамов Газимухаммада и Гамзат-бека, прославленных учёных и воинов, жить и работать честно, усердно учиться полезным знаниям, укреплять дух и физическое здоровье, любить и защищать Родину и Народ. С этим призывом мы обращаемся и ко всем братским северокавказским народам.