"Резуноиды". «Секта» фальсификаторов
Фальсификаторам везде у нас дорога.
Двадцать лет назад в конце этой фразы я, пожалуй, поставил бы вопрос. Но сейчас это уже неактуально. Актуальна точка, фиксирующая факт подавляющего преимущества фальсификаторов в освещении истории Великой Отечественной войны. Доказательства триумфа фальсификаторов лежат, в частности, на полках фондов Российской государственной библиотеки (РГБ).
Счет 10:1 в пользу фальсификаторов
Посмотрим на «соотношение сил» в обсуждении четырех облюбованных фальсификаторами тезисов.
Тезис первый – «СССР планировал нападение на Германию в 1941 г.».
В 1992–1993 годах обосновавшийся в Англии беглый советский разведчик В.Б. Резун опубликовал в России под псевдонимом Виктор Суворов книги «Ледокол» и «День-М», в которых утверждал, что Сталин готовился напасть на Германию 6 июля 1941 года, но Гитлер его опередил на две недели. Этот тезис нашел множество сторонников, в том числе среди историков (Юрий Афанасьев, Борис Соколов, Марк Солонин, Андрей Зубов и др.) и писателей (Эдвард Радзинский, Михаил Веллер и т.д.). В стране фактически сформировалась многочисленная секта «резуноидов». Но за двадцать прошедших лет Резун и его апологеты так и не смогли ничего противопоставить оценкам намерений СССР в 1941 году хорошо информированных высокопоставленных чинов нацистской Германии: ни мнениям начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковника Франца Гальдера («Русские не имеют желания напасть на Германию») и одного из разработчиков плана «Барбаросса» генерала Эриха Маркса («Русские не окажут нам услуги своим нападением на нас»), ни выводу временно исполнявшего обязанности немецкого военного атташе в Москве полковника Ганса Кребса («Россия сделает все, чтобы избежать войны. Можно ожидать любую уступку, кроме отказа от территориальных претензий» – доклад в Берлине в мае 1941 г.), ни, наконец, признанию руководителя немецкой прессы и радиовещания Ганса Фриче («…Никаких оснований к тому, чтобы обвинять СССР в подготовке военного нападения на Германию, у нас не было…» – из показаний на Нюрнбергском процессе).
Эти авторитетные оценки секта «резуноидов» игнорирует и ежегодно публикует большое число книг и статей о якобы подготовке Советским Союзом нападения на Германию в июле 1941 года. При обсуждении единого учебника истории в еженедельнике «Аргументы и факты» (№26, 2013) убежденный «резуноид», доктор филологии Борис Соколов простодушно сообщил о численном превосходстве публикаций фальсификаторов: «…что подумают школьники, увидев на одной книжной полке «правильный» учебник истории, где написано про «вероломное нападение Германии на СССР», а рядом десяток томов про то, как долго и тщательно наша страна готовилась напасть первой?»
К сожалению, Борис Соколов не преувеличивает. В электронном каталоге РГБ числится 36 книг Резуна о начале войны, изданных с 1992 года. Кроме того, тезис Резуна пропагандируется в более чем 70 книгах, изданных «резуноидами» Марком Солониным, Дмитрием Хмельницким, Борисом Соколовым, Гавриилом Поповым, Эдвардом Радзинским и др. Оппоненты Резуна выпустили на порядок меньше книг: лишь Алексею Исаеву удалось издать 9 книг, а остальные довольствовались одной-двумя книгами.
Тезис второй – «в первые дни войны армия не воевала». В книге «Июнь 41-го.
Окончательный диагноз» Марк Солонин так охарактеризовал действия Красной армии в первые две недели войны: «… АРМИЯ НЕ ВОЕВАЛА …причиной…стали массовое неисполнение приказов, массовое дезертирство (как явное, так и скрытное), массовая сдача в плен…» Такого же мнения и бывший московский мэр Гавриил Попов: по его представлениям, в первые десять дней войны с немцами никто не воевал: «…Народ – и соответственно армия – не хотел умирать за советский строй, за сталинский социализм, за диктатуру пролетариата».
На этой «концепции» Марка Солонина и Гавриила Попова ставят жирный крест всего две фразы из документов вермахта конца июня 1941 года. Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер 29 июня 1941года записал в дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека… Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. Теперь наши войска должны сражаться в соответствии с учебниками ближнего боя. В Польше и на Западе они могли пренебречь правилами, но здесь снова пришлось вспомнить о них». А 30 июня 1941 года в оперативной сводке группы армий «Центр» сообщалось: «…русские несут громадные потери убитыми, пленных мало…»
Тем не менее с 2004 года по настоящее время Марк Солонин издал 40, а Гавриил Попов 6 книг с безграмотными «размышлизмами» о действиях Красной армии в начале войны. Их оппонентам удалось опубликовать лишь несколько статей.
Тезис третий – о «чрезмерной цене Победы».
В течение двух последних десятилетий в российское общественное сознание массированно и жестко внедряется идея о «чрезмерной цене Победы». Среди сторонников этой идеи особенно активен Борис Соколов, подсчитавший, что в Великой Отечественной войне людские потери Красной армии погибшими составили 26,9 млн человек, а соотношение потерь составляло 10:1 в пользу вермахта. Эти цифры невежественны и абсурдны. Невежественны потому, что их подсчеты совершены Борисом Соколовым с помощью двух фальсификаций – подлога методического характера и умышленной подтасовки исходных данных. А абсурдны цифры Бориса Соколова потому, что противоречат здравому смыслу. Если верить Борису Соколову, то теоретически при соотношении потерь 10:1 Гитлеру, даже без союзников (Италии, Румынии, Венгрии и Финляндии), достаточно было пожертвовать 5 млн немецких солдат, чтобы полностью уничтожить всех способных носить оружие мужчин Советского Союза. И после этого в Германии должно было бы остаться еще 18 млн солдат. Но на самом деле все было наоборот: Красная армия не только не была уничтожена, но и вышла из войны с Германией настолько мощной, что в течение месяца разнесла в пух и прах почти миллионную Квантунскую армию Японии, потеряв при этом чуть более 12 тыс. красноармейцев. Гитлер же в конце войны вынужден был из-за нехватки мужчин призывного возраста бросать в бой 12–13-летних мальчишек и 65-летних стариков.
Забавно еще и то, что Борис Соколов даже не понимает, что своими цифрами соотношения потерь он фактически объявляет вермахт самой трусливой армией в истории человечества. Если верить цифрам Бориса Соколова, то вермахт был сильнее Красной армии как минимум в 5 раз. И с таким подавляющим превосходством вермахт мало того что в течение трех лет ничего не смог сделать с Красной армией, но и в 1944 году еще до открытия Второго фронта стремительно побежал от нее и в конце концов капитулировал.
Но, несмотря на невежественность методики и научную ничтожность результатов, свои «подсчеты» Борис Соколов опубликовал более чем в 20 книгах. А его измышления детально разбираются лишь в одной, сравнительно массово изданной (3000 экз.) книге «Цена войны» (издательство «Вече», 2013 г.).
Тезис четвертый – «советские солдаты бесчинствовали на территории Германии».
О «бесчинствах» Красной армии на территории Германии много чего пишут Гавриил Попов, Марк Солонин, Борис Соколов, Андрей Зубов и прочие фальсификаторы. Гавриил Попов, например, в книге «Заметки о войне» даже не постеснялся написать: «…Русская армия за свою историю не раз и не два вступала в страны Европы. Но почему только в эту войну – с начала 1945 г. – среди одетых в шинели русские люди оказались чуть ли не толпой грабителей, мародеров, насильников?..»
Для адекватной оценки этого пассажа обратимся к статистике. Гитлеровские войска на советской территории потеряли убитыми примерно 3,5 млн человек (с учетом погибших из числа пропавших без вести), а мирных советских жителей уничтожили не менее 14,5 млн человек, т.е. за каждого погибшего своего солдата гитлеровцы убили более 4 мирных советских людей.
Если следовать библейской формуле закона возмездия («Око за око, зуб за зуб»), то Красная армия, потерявшая до 1945 года в боях с немецкими захватчиками более 7 млн человек погибшими, придя на территорию Германии, имела полное право уничтожить не менее 28 млн мирных немцев. И это было бы только «справедливым возмездием», а «насилия», «бесчинства» и «зверства», в которых обвиняют Красную армию Попов Г.Х и Соколов Б.В., начались бы лишь при превышении этой цифры. Но Красная армия не стала мстить мирным немцам за преступления гитлеризма.
В Германии в течение войны погибло 0,8…1,8 млн гражданского населения. Из них от англо-американских бомбардировок немецких городов погибло 0,5…0,8 млн человек. Еще около 0,3 млн человек стали жертвами гитлеровских концлагерей. Следовательно, от боевых действий Красной армии в Германии погибло не более 0,7 млн человек.
Это значит, что в Германии от действий Красной армии мирных жителей погибло как минимум в 20 раз меньше, чем в Советском Союзе от действий гитлеровской армии.
На фоне этой цифры всякие рассуждения Гавриила Попова о «насилиях» и Бориса Соколова о «зверствах» Красной армии в Германии просто циничны. Однако книги Гавриила Попова, Бориса Соколова, Марка Солонина, Андрея Зубова и других обличителей «зверств» Красной армии на территории Германии регулярно появляются в продаже. Так, Гавриил Попов с 2005 по 2011 год издал 6 книг с обвинениями Красной армии в «насилии» и «мародерстве». А разоблачались фальсификации и невежество Гавриила Попова лишь в нескольких статьях.
Три составляющих триумфа фальсификаторов
Неофициальная цензура.
Статистика публикаций, да и мой собственный опыт, свидетельствуют, что на публикации, содержащих критику фальсификаторов, в либеральных и якобы идеологически нейтральных СМИ и издательствах наложено негласное табу. Подобные публикации, конечно, появляются, но их число строго дозировано. Так, например, еженедельник «Военно-промышленный курьер» в 2013 году опубликовал семь статей фальсификаторов Марка Солонина и Бориса Соколова и только одну статью против фальсификации Великой Отечественной, да и то не затрагивающую конкретно этих фальсификаторов. В интернете на различных исторических форумах иногда встречаются язвительные вопросы, типа: чего же молчат противники Марка Солонина или Бориса Соколова?
Наивные люди, они думают, что у оппонентов фальсификаторов нет аргументов, а на самом деле – оппонентам слова не дают сказать. Цензура здесь жесткая. Редакторы периодических изданий и издательств, естественно, ссылаются на якобы «нечитабельность» статей и книг, разоблачающих фальсификаторов. Отговорки эти по меньшей мере лукавы: по слогу и занимательности статьи и книги Марка Солонина, Гавриила Попова, Владимира Бешанова далеко не детективы и не фэнтези, а многие страницы книг Бориса Соколова вообще оставляют стойкое впечатление бессвязного бреда.
Официальная невнятность.
На словах все замечательно: красивых, эмоционально ярких призывов к борьбе с фальсификацией истории Великой Отечественной войны хватает. Но как только доходит до дела, все становится каким-то неопределенным, тусклым, зыбким и неоднозначным. Вот в 2009 году указом президента была образована Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Но в комиссии из 35 членов, большинство из которых являлись высокопоставленными чиновниками, почему-то не оказалось ни одного историка – ветерана Великой Отечественной войны. Зато в ней числился Сванидзе Н.К., имеющий устойчивую репутацию фальсификатора истории советского периода. Комиссия просуществовала три года и в 2012 году была упразднена. Следов конкретной ее работы обнаружить не удалось.
Не удалось найти и каких-либо финансово поддержанных проектов, относящихся борьбе с фальсификациями истории Великой Отечественной войны. Конечно, ветеранские и другие общественные организации периодически проводят конференции, круглые столы и семинары по вопросам противодействия фальсификации истории войны, но эти мероприятия остаются общественно незаметными – они не имеют должной рекламы и практически не освещаются в СМИ. Сборники материалов этих форумов издаются мизерными тиражами – обычно менее 100 экземпляров. В целом сегодня серьезная административная и финансовая поддержка борьбы с фальсификаторами войны отсутствует, системность в этой работе не просматривается, она носит эпизодический характер и ведется преимущественно силами отдельных энтузиастов.
Профессиональная толерантность.
В отношении фальсификаторов истории Великой Отечественной войны профессиональное сообщество историков заняло довольно пассивную позицию. Часть историков призывает толерантно относиться к альтернативным взглядам на историю Великой Отечественной войны. Другая часть полагает, что вести цивилизованную научную дискуссию с фальсификаторами невозможно, поскольку, как пишет доктор исторических наук Земсков В.Н., « … нам неоднократно приходилось убеждаться, их (фальсификаторов. – В.Л.) цель состоит не в поисках исторической правды, а лежит совсем в иной плоскости: ошельмовать и дискредитировать советских руководителей и военачальников и в целом советскую систему; принизить значение и величие подвига Красной армии и народа в Великой Отечественной войне; возвеличить успехи нацистов и их пособников».
Наконец, некоторые историки предлагают, по существу, не обращать внимания на опусы фальсификаторов. Так, Александр Арсеньев в заметке «Срамная правда», (ЛГ, №18, 7–13 мая 2014 г.), осуждая «творения» Марка Солонина, считает, что «... запрещать его книги не следует. Пусть каждый видит, что есть и срамная, хамова «правда» о Родине».
А стоит ли волноваться?
Стоит.
Во-первых, убедительные тому доказательства предъявила Украина. Двадцатилетняя работа украинских фальсификаторов по стиранию исторической памяти населения привела к кровопролитной гражданской войне, одичанию и озверению значительной части украинского народа. Украина утратила суверенитет и стремительно погружается в варварство. Главнейшим инструментом переформатирования памяти, прежде всего молодого населения страны, стал антисоветизм. Именно он взрастил в Украине нацизм и возвел предателей Ивана Мазепу, Степана Бандеру и Романа Шухевича в герои. Об этих бесспорных фактах наши политики, историки и журналисты предпочитают не говорить. И это понятно. В России тоже полыхает антисоветизм, а Гавриил Попов и священник (!!!) Георгий Митрофанов пытаются из предателя генерала Андрея Власова сделать героя. Если российское общество не хочет майданных потрясений, то, безусловно, костер антисоветизма должен быть потушен, а его тлеющие угли выметены на задворки информационного поля России.
Во-вторых,
пропагандистская активность фальсификаторов истории Великой Отечественной войны нарастает. Если в период с 1996 по 1999 год Борис Соколов по теме потерь Красной армии издал только одну книгу, то с 2001 по 2004 год – 5 книг, с 2006 по 2009 год – 8 книг, а с 2011 года по настоящее время Соколов выпустил уже 10 книг со своими сфальсифицированными подсчетами людских потерь Красной армии. Марк Солонин в 2004–2009 годы свои фальсификации опубликовал в 13 книгах, а с 2010 года по настоящее время издал вдвое больше – 27 книг.
Это говорит о том, что в стране существуют влиятельные силы, поддерживающие фальсификаторов, заинтересованные в искажении истории Великой Отечественной войны, пересмотре ее итогов. Противодействие этим силам должно быть адекватным. В рамках, например, национальной программы, имеющей весомый административный ресурс и финансирование, достаточное, чтобы борьба с фальсификациями истории Великой Отечественной войны приобрела активный, наступательный характер. Понятно, что запрещать книги фальсификаторов нельзя. Но разоблачать их «творения» надо оперативно, жестко и гласно. Страна должна знать, что «известные» и «ведущие» «военные историки» на самом деле люди недалекие, научной методологией не владеющие, о военном искусстве имеющие смутное представление, к сравнению и сопоставлению фактов не способные. Интегральную оценку фальсификаторам – в виде, скажем, формирования ежегодного рейтинг позора – могли бы давать организации ветеранов Великой Отечественной войны.
О секте «резуноидов»
Страна должна знать, что «известные» и «ведущие» «военные историки» на самом деле люди недалекие, научной методологией не владеющие, о военном искусстве имеющие смутное представление, к сравнению и сопоставлению фактов не способные.
Вечный скептик – мой внутренний голос – называет все выше предложенное бесплодными фантазиями и наивными мечтаниями. Но все же хочется надеяться на здравый смысл общества, на понимание особой важности сохранения у народов России гордости за Великую Победу 1945 года, которая, как отметил 18-й Всемирный русский народный собор, «является одним из важнейших интегрирующих факторов современной русской нации».
Владимир ЛИТВИНЕНКО
доктор технических наук, профессор
Комментарии
Эти исторические безобразия нужно и на телевидении показывать/разоблачать почаще.
СМЛиП - средства массовой лжи и пропаганды! И мальчики и девочки не знают во что можно верить! Но есть ка-
ноны национальной безопасности, кои автоматически сепарируют ложь от правды!!!!