Соборность
На модерации
Отложенный
В ходе обсуждения моей статьи Российский Собор, выяснилось, к моему глубочайшему изумлению, что такое простое понятие как "Собор", "Соборность", для слишком большого числа читателей оказалось либо неизвестным, либо оно трактуется ими совершенно неоднозначно и не определенно. В самом деле, еще вчера, любому безграмотному мужику в лаптях, не нужно было ничего объяснять, он просто чувствовал, понимал сердцем, о чем идет речь. О том, что такое Соборность понимал любой россиянин. Теперь же, к моему удивлению, некоторые требуют определения, совершенно по-своему трактуют Соборность и связывают ее с православием, "проездом по ушам", и бог весть с чем там еще. Притом самостоятельно исследовать этот вопрос желания мало у кого из вопрошавших возникло. Что это? Суетность? Леность? Наглость? Хамство? Я не стал углубляться в детали. Ввиду такого положения дел я счел необходимым сделать небольшой, обзорный анализ, используя всевозможные литературные источники и некоторые свои комментарии к статье. Желающих более углубленно изучить этот вопрос я адресую к первоисточникам, для того здесь имена некоторых, основных, авторов и сохранены. Целью этого обзора является не дать определение, а дать представление, охарактеризовать, обозначить, подходящее определение любой желающий легко может найти и сам.
Соборность, как социальное понятие, трактуется весьма широко, охватывая весь уклад жизни социума, комплекс морально-этических, нравственных норм внутри сообщества. Во многих случаях эти нормы безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, эгоизм, эгоцентризм, стремление отдельного индивида противопоставить себя общности. Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве для человека невозможно. Соборность исповедует альтруизм и самоотверженность во благо общего дела.
Соборность, как характеристика координационно-организованного (синергетического) состояния общества, современной наукой рассматривается на основе исследования механизма функционирования целостных или холистических систем. На основе открытых, динамических, самоорганизующихся формаций.
Соборность в обществе предполагает возможность добровольного выбора людьми новой стратегии жизни и тактики поведения.
Для одних людей главный смысл жизни состоит в реализации демократических принципов и признании власти человека над человеком, как доминирующей ценности. Данная задача успешно реализуется в рамках традиционного государственного устройства.
Для Соборных же, стратегия жизни заключается в том, чтобы добровольно сформировать систему, в которой люди будут признавать моральные ценности друг друга, «принимать их такими, какие они есть», совершенствуя, в первую очередь, себя, а не других, для реализации главной цели —создание гуманистического, социально-справедливого общества.
Соборное общество обладает ментальной и духовной общностью свободных индивидов, на основе естественных, органичных факторов социального бытия.
В Соборности заключается смысл жизни представителей качественно иной формы объединения людей — соборного общества. Для других же остается одно - продолжать жить в существующем порочном обществе, признавая влияние и власть человека над человеком доминирующими факторами существования.
Вместе с тем, соборное общество не предусматривает отказа от государства, государственности, как от основы и неотъемлемого условия своего формирования и развития.
Формирование соборного общества процесс не случайный, а закономерный, как соглашается большинство, российских писателей, философов, ученых.
Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство.
Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию российской мысли еще с дохристианских времен. Соборность, по его утверждению, — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.
Соборность — целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию “лад” и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа, ― говорит Н.А.Бердяев.
Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости.
Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, ― говорит С.Н. Булгаков.
Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.
Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый человек был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись все люди населявшие российскую землю, ―говорит О. Платонов
Соборность сознания и Соборная природа сознания ― сверхиндивидуальность сознания, мышления и познания, способность личности выходить за пределы сознания отдельного "Я", ―по определению С.Трубецкого.
Среди феноменов русской духовной культуры, в котором видятся основы будущего развития России, ученые и общественные деятели называют соборность. Ее рассматривают как фундамент новой российской государственности, “генетический код российского социума”. С соборностью связывается вопрос о понимании сущности человеческой жизни, о ее духовном характере, как корне бытия. В соборности видят стержень, составляющий энергию России и русской культуры, опору, с которой возможно поднять самый дух России и русской культуры, а значит сплотить и спасти страну от бездуховности. Эти мысли звучат в работах С.С. Аверинцева, А.В. Гулыги, С.С. Хоружего, И.С.Колесовой, С.Ф. Смагина и др.
Корни теоретического осмысления понятия "Соборность" уходят в античную философию, к первоисточникам таких авторов как Гераклит, Платон, Парменид. Представление о корнях проблемы соборность и пути решения в аспекте изучения ее генезиса нашли отражение в трудах А.Ф.Лосева, С.С.Хоружего, В.В.Бычкова.
В отечественной философии серьезный и всесторонний анализ соборности был осуществлен в работах таких русских философов как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьев, А.С. Хомяков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, С.Гумилева и др.
Из современных авторов, следует особо выделить Л.Е.Шапошникова, А.В.Гулыгу, С.С. Хоружего, С.Ф. Смагина.
К исследованию российской Соборности всегда проявляли особый интерес церковники. Однако само явление Соборности к религиозным аспектам не относится.
Соборность сформировалась в российском обществе еще задолго до пришествия православия.
Корни этого явления лежат в территориально-этнических, психо-антропологических особенностях многовекового существования российского социума. В специфических условиях проживания на этой территории и формирования государственности.
Стоит специально отметить, что православная церковь только эксплуатирует явление российской Соборности, но ни коим образом его не формирует. Православие также весьма широко эксплуатирует и термин "Соборность". И такое понятие как "Соборование", например, к Соборности уже вовсе никакого отношения не имеет.
Соборность это скорее социально-духовный термин, определение, понятие. Происходит от слов "собирать", "собираться вкупе", "собираться всем миром", но это не "собрание", не "сбор" и не "сборище". РПЦ использует этот термин потому, что он отражает состояние духовности российского этноса, а не наоборот. Соборность это не религиозное и не мистическое понятие. Это определение более относится к менталитету, к психологии этноса. Соборность в нашем этносе была всегда, еще задолго до прихода христианства на эту землю. И христианство, в православной форме, как религия, было выбрано не случайно, а как наиболее адекватная концепция и претерпело множество изменений, приспосабливаясь к этническим особенностям, к российской Соборности, а не наоборот.
Явление российской Соборности напрямую связано с таким, нашим, уникальным понятием как "мир" (решать всем миром, помогать[кому-либо] всем миром, жить миром, жить в миру и т.п.). Потребность же "жить миром", возникает в душе именно из-за присутствия в нашем менталитете Соборности. Сбор всем миром [для решения, осуществления чего-либо], Мирской Собор.
Сила Соборного общества, мира, в многообразии и единой, целеполагающей, натуралистической общности.
Также необходимо особо отметить, что излишняя пафосность, надменность, фобизм, снобизм, нацизм и другие "измы " к Соборности не имеют никакого отношения. Соборность это не повод кичиться, и не повод к гордыне, это просто одна из особенностей, сложившаяся в этносе, благодаря наличию которой российскому народу удалось выжить в этих лютых условиях, сплотиться как нации и построить свою государственность.
Комментарии
Но, вначале, необходимо договориться об основах взаимопонимания.
Для этого я предлагаю открыть тему "Тезаурус Нового Мира"
Как почин - http://www.gidepark.ru/post/article/index/user-id/2570907651/id/76214
(на сайте ГП - "Сообщество создателей Нового Мира. Прокет ЭДЕМ")
Основная - торсионная физика, прорывные технологии -
(http://gidepark.ru/post/article/index/user-id/2570907651/id/55565 - Матрица. Иллюзия и реальность.
http://gidepark.ru/post/article/index/id/63259 - Тариэл Капанадзе - грузинский Тесла
http://gidepark.ru/post/article/index/id/74810 - Альтернатив. источ. энергии: не миф, а реальность! )
социальные инновации и т.д. (http://gidepark.ru/post/article/index/id/10786 - От дутой демократии – к реальному народовластию.)
А строить другую...Это же напрягаться надо. Подвести теоретическую базу под необходимость все оставить так как есть - намного проще. А если при этом еще при этом как-нибудь обозвать тяжелый, адский труд по изменению реала, то и вовсе героем прослыть.
Учить, думаю, стоит. А иначе как же общаться? На "олбанском"?
http://gidepark.ru/post/article/index/id/75340
"Россию превратили в страну дураков"
Мне уже не до смеха....
И что будет дальше, Георгий? Дальше что будет, когда умрут все, кто еще помнит как нужно мыслить, помнит что такое академизм и организация ума? Старая наша школа загнется и все? Т.ч. ГП. не ГП, а в любом месте нужно пытаться что-то делать, так мне видится.
Что однажды возникнув, на основе прагматического приспособления, зачатки соборности, впоследствии развивались уже вместе с расширением этноса, перестройкой социальных институтов и т.п. явлений?
Это нужно, на Ваш взгляд, выделить особо, так просто не понятно?
Скажите, если можно, Виктор: сколько Вам лет(примерно, какое поколение)? Образование у Вас какое(тоже в общем)? Где Вы учились(центр\периферия)?
Это для меня, интересно понять степень деградации нашего образования.
Мои данные есть в профиле, если любопытно. Или погуглите. Чтоб здесь лишнего не писать.
Сходите по ссылочке там, вверху, поймете о чем я говорю.
http://POLITIKY.NET
А еще я предлагаю открыть тему "Тезаурус Нового Мира" (http://politiky.net/node/522 ).
Как почин - http://www.gidepark.ru/post/article/index/user-id/2570907651/id/76214 (на сайте ГП - "Сообщество создателей Нового Мира. Прокет ЭДЕМ")
В комментах - конструктивные предложения, поправки.
Затем редакция первоначальных вариантов - согласно лучшему предложению.
(сам я плохо ориентируюсь во всем этом инете)
Только прошу обозначить что "Соборность"--это обзорное приложение к статье, обзор основной лит-ры. Оказывается не все эту разницу понимают.
Во-ревых, их много. У меня также напряженка со временем - жертвую своими работами - ради общего дела.
Во-вторых, с сайта приходят вопросы тому, кто разместил (мне затем придется направлять их вам...)
Вы можете сами выбрать самые значительные свои работы (по теме народовластия, жизни общества и т.д.) - и размещать только их...
Тогда просто можете дать ссылку сюда, например.
Материалов интерсных много, и все авторы, как сговорившись, предлагают размещать их работы мне самому.
Но, кроме всего прочего - это не этично...
Я уже говорил, что указанный сайт посещают многие из тех, кому такие материалы читать просто необходимо.
Извините, что потревожил...
Дмитрий, найдите любое другое слово вместо Соборности, как бы Вам не казалось Важным оставить это слова Соборность, потому что то, что вызывает споры не есть Истина!
Правда конечно и то, что Соборность слово Святое, чему свидетельством является и то, что читая эту статью про Соборность, я вспомнил как один Чеченский Старик, когда я еще был маленьким в Советское время рассказывал:
Что первым языком, составленным Мудро самим Пророком Ноем (Нохь) и его старшим Сыном Г1аскхи, и который составлен Ими таким образом, чтобы Он постоянно ориентировал обладателя этим языком, на Бога, на Душу, на Равноправие, Свободу и Справедливость.
И мол эту задачу Ной или Нохь, возложил на своего Старшего Сына Г1аскхи и его потомков. Кстати, Истинные Чеченцы Русских называют Г1аскхи, по имени их первопредка.
И что Ной наказал Старшему Брату Г1аскхи, присматривать за Младшим Братом Нохчи, чтобы Он не отошел от Святых Обычаев и Традиций Ноя Нохьа, которые связаны языком Самого Ноя Нохьа.
Продолжение следует...
Не помню где и когда я слышал это от этого Старика Чеченца, но точно помню как этот Старик, рассказывал об этом другому Старику по Младше.
Это очень интересный рассказ, с очень глубокой и полезной Мудростью.
Я когда будет время, напишу об этом Статью.
Всем Друзьям Пока!
Соборность это то что позволяет русским успешно жить в условиях когда "до бога высоко, до царя далеко, воеводе начхать, а кому то надо сеять и жать".
И соборность первым прикарманило государство, а потом только христианство.
Но по сути своей оно противно и тому и другому именно потому что позволяет в быту и повседневности обходится без этих надстроек.
Но именно соборники русские(не попы и монахи, а добровольцев ополченцев так называли, да и сейчас глухих костромских деревеньках называют) разнесли вдребезги хазарское царство(Хазарский каганат) владычествовавшее на территории оставшейся в начале нашей эры от Римской империи сфораированной Александром Македонским от Атлантики (нынечняя западная европа и северная африка) до Памира и Гималаев.
И именно они дали демократию западной европе.