Шахтеры «кайфовали» в забое. Потому и погибли

С недавних пор появилась у меня мечта: включить 31 декабря телевизор и услышать: «Дорогие россияне, поздравляю Вас с новым, 1937 годом!» «С недавних пор» — это прошедшая неделя, прошедшая (такая, значит, «ТУФТОлогия») под знаком сострадания и милосердия. Сначала президент пообещал бизнесменам амнистию за экономические преступления. Потом правительство РФ решило поднять пенсии депутатам и сенатором. «Почин» поддержал столичный мэр — теперь московским чиновникам станут выделять казенные деньги для «улучшения жилищных условий».

И вот, дошла, наконец, очередь до простого народа. Увы, не все дожили. Зато есть, кому вспомнить о погибших от взрыва метана на шахте «Распадская» горняках. Причину трагедии уже «нашли», буквально из-под земли достали. По мнению губернатора Амана Тулеева, сами же шахтеры и виноваты — курили и принимали наркотики. В общем, «кайфовали» в забое, оттого и погибли. Для столь смелого (наглого, циничного — нужное подчеркнуть) предположения кемеровский глава выбрал самое подходящее место и время. Встречу вдов с премьер-министром Владимир Путиным.

По свидетельству очевидца, корреспондента газеты «Коммерсант» Андрея Колесникова, разговор начался с денег:

— Таких выплат не было в истории Кузбасса и России! — «хвастал» Аман Тулеев.— Разные люди же! Некоторые это понимают, некоторые не понимают...

Некоторые из присутствовавших, действительно, «не понимали» — какая-то женщина плакала. Ей не нужны были миллионы. Она до сих пор хотела вернуть мужа.

— 23 января на «Распадской» уже был взрыв. Почему ничего не исправили? Не сделали выводы?

— Следственная бригада работает, сказал премьер, некоторые считают, что даже слишком рьяно, не дают работать... Я сказал, что надо работать быстро...

— Да другие шахты не стоят пальца этой! — воскликнул Аман Тулеев.— Лучшая — может, даже в мире!

Что ж тогда творится на хотя бы «средних» шахтах России?

— А вы знаете, что зажигалки, папиросы, спички нашли у каждого, кого достали? — вдруг, прорвало (я б выразился — вырвало) Тулеева.

— У меня муж не пил и не курил! — ответила Елена Мальцева.

— А еще один наркоманил,— гнул свое губернатор как будто даже мстительно.— Ему говорят: «Стой!» А он: «Я пошел!» — и пошел!

Женщины замолчали. Им нечего было сказать. Они не могли ни подтвердить, ни опровергнуть.

Их ударили под дых, и они оказались не в состоянии держать этот удар. Они не могли держать вообще никакой удар. Им просто было больно, пишет «Коммерсант».

— Отношение к шахтерам такое, наконец, произнесла Елена Огородникова. Отношение к шахтерам никакое! Раньше шахтер приравнивался к космонавту, а теперь быдло, алкаши... А если руководство шахты довело их до такого состояния?!! Цените тех, кто делает вам миллионы!

Тулеев «ценил» и раньше, когда заявлял: «Уже установлено официально — в числе причин аварий с человеческими жертвами — использование огня на некоторых шахтах под землей для приготовления наркотиков. Эти шахтеры-наркоманы — они хуже террористов».

Я лично не специалист, однако, спускаться на глубину приходилось. Представить себе, как в той атмосфере шахтеры «ловят кайф», при всем желании не могу. Впрочем, поймать за язык Тулеева — тоже. Интересно он лично наблюдал «подземных террористов», «разогревающих» в забое героин?

Вот оно как: бизнесменам — амнистию, депутатам — льготы, чиновникам — квартиры, шахтеров — в землю! Каждой категории — по заслугам! Подумаешь про справедливую Россию (не ту, которая партия), и сразу вспоминается 1937 год. Это ведь только для элиты «число зверя». Ни трагедия крестьянства, ни военные потери — ее никогда не волновали, зато при цифре «37» начинает бить мелкой дрожью. Генетический страх — а вдруг, когда-нибудь придется ответить за гнилой базар, вместо райского рынка — отравляет всю прелесть сегодняшнего существования.

«Я не считаю, что то экономическое устройство, которое у нас существовало в период послевоенный, а также та политическая система были приспособлены для нормального развития»,— сказал президент.

Вы, господин Медведев, безусловно, правы. Сегодня, все заточено под «нормальное развитие», и даже политическая система «приспособлена». Один вопрос: кто и во имя чего у нас успешно развивается?

«К сожалению, это был режим, при котором подавлялись элементарные права и свободы»,— продолжал развивать тему глава государства. И опять я согласен — сейчас свободы через край. Одно уточнение — не у всех. Но прав действительно много: «телефонное», «право сильного» и т. д.

Я не против «вертикали власти», я за параллельную вертикаль ответственности. Чтоб, как молния — сверху донизу.