Запрещенный Ельциным ученый

Запрещенный Ельциным ученый
Фото: artichtick.com

Фото: artichtick.com

Дмитрий Иванович Менделеев считал главным своим научным достижением работы по экономике

8 февраля 1834 года в семье директора Тобольской гимназии родился великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Широта его научных интересов поражает, а количество изобретений просто ошеломляет. Химик, физико-химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, географ, путешественник, агроном. Профессор Санкт-Петербургского университета; профессор Санкт-Петербургского технологического института; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Одновременно также преподавал в Николаевских инженерных академии и училище и в Институте Корпуса инженеров путей сообщения.

Конечно, прежде всего Менделеев известен открытием периодического закона химических элементов. Это один из фундаментальных законов мироздания и неотъемлемый для всего естествознания. Классический труд Д.И. Менделеева «Основы химии» актуален до сих пор. Но Дмитрий Иванович не открытия в химии ставил себе в заслугу. Так, в письме нашему известному премьер-министру Сергею Юльевичу Витте, своему другу, Менделеев, оценивая свою долголетнюю и многогранную деятельность, называет три службы Родине, которые он исполнил: «Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности».

Тут следует особо подчеркнуть, что, как ученый, Дмитрий Иванович считал за обязательное условие своей научной работы такой ее итог, чтобы результат открытия был непременно каким-либо образом внедрен в производство и послужил развитию российской промышленности — качество, нашим креаклам из всякого рода инновационных и интеллектуальных центров абсолютно неведомое.

Результат экономической деятельности ученого был парадоксален и отмечен двумя весьма интересными последствиями. Первым итогом стала переписка Дмитрия Менделеева с императором Александром III, в которой ученый особо продвигал идею строительства заводов в России. Вторым стал запрет на переиздание экономических трудов Менделеева и выемка их из библиотек.

И произошло это не в царские времена, не в 30-е годы прошлого века, как можно было бы предположить, а вначале 90-х! В стране идет небывалый подъем демократии, журналы каждый месяц выходят миллионными тиражами, публикуя запрещенную большевиками литературу, с полок снимают заброшенные туда цензурой фильмы. А работы Менделеева по экономике, разрешенные в СССР, наоборот, запрещают. Парадокс? Нет!

Именно экономическая доктрина Дмитрия Менделеева являлась яркой системной научно обоснованной доказательной новаторской и самое главное — отчаянно актуальной и детально разработанной программой народно-хозяйственного развития России в условиях частного капитала. Именно взгляды Дмитрия Менделеева, как никого другого ученого, обнаруживали ложность постулатов шайки младореформаторов, гайдаровцев и чубайсовцев, начавших в эти годы колонизацию нашей страны и взявших курс на разгром отечественной индустрии. Основная направленность работ Менделеева — инициировать промышленное развитие России, возбудить интерес общественности к промышленному предпринимательству. 

Дмитрий Менделеев. Фото: cnx.org

<pre>Дмитрий Менделеев. Фото: cnx.org </pre>

Менделеев активно выступал за однозначно промышленный путь развития России, за активную индустриализацию: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Нам же последние четверть века либералы вдалбливали, что мы будем работать в сфере каких-то неведомых услуг и промышленность, заводы, фабрики, комбинаты и мастерские не очень-то и нужны. Все это оказалось ложью. Нам даже не удосужились объяснить, что и кого мы будем обслуживать. Они замолчали ту простую мысль, что сфера обслуживания и торговля появляются только там, где расцветают промышленность и сельское хозяйство, где производятся товары, где бьется научная мысль, придумывая и внедряя все новые и новые технологии и продукты. Они обещали: рынок расставит все на свои места. Но вместо честно регулируемого государством конкурентного рынка они подсунули нам суррогат в виде неофеодальной системы производственных отношений, больше похожий на кормление, уничтоженное еще 500 лет назад Иваном Грозным.