Инструкторы «Казачьего спаса» слева направо: Петр Зубацкий, Петр Шапко, Сергей Зубацкий. Справа — лейтенант милиции Денис Мишкель. За спиной Сергея Зубацкого — майор милиции Павел Найда.
Вот, с автоматами, Сергей и Петр Зубацкие — вероятно, братья. Оба они не скрывают своих взглядов — их страницы ВКонтакте переполнены имперскими и российскими флагами, текстами в поддержку боевиков Донбасса. И картами, где Беларусь обозначена как часть России.
Скриншот фотоснимков на странице Петра Зубацкого.
Они подписчики группы «Белоруссия Северо-Западный край России», одно лишь название которой — повод для уголовной стати за призывы ликвидировать Беларусь как государство.
Контент этой группы составляют белорусоненавистнические тексты.
«Позняк, Шушкевич и Лукашенко для меня в одном ряду — все они незалежники недоделанные», — пишет один из членов этой общины.
Другой же проводит опрос о белорусском языке: «кто нибудь вообще пользуется этим «беларуским» гов…м?»
Петр Зубацкий отвечает, что «испорченным поляками русским языком? Никогда!».
Сергей Зубацкий рассказывает своим друзьям о том, что зря Лукашенко «балуется литвинством» и что белорусы Гомельщины и Могилевщины «волком взвыли», когда их «насильно» присоединяли к БССР в 1926 г.
Словом, Зубацкие — потенциальные сепаратисты, которые этого и не скрывают.
Слева направо за кадетами: майор милиции Павел Найда, «казаки» Петр Зубацкий, Сергей Зубацкий.
Инструкторы
И вот мы видим Зубацких на фото среди подростков.
На некоторых мальчишках — черный берет.
Это фото сделано на полевых учениях воспитанников так называемых «православных военно патриотических» клубов Гродненской епархии «Славяне» и «Дружина».
Зубацкие здесь — инструкторы, представляющие структуру «Казачий спас».
Мы стали разбираться, кто еще из взрослых попал на эти фото. И были шокированы, когда обнаружили по крайней мере двух офицеров милиции.
Почему в Гродно?
Гродненская область — самый католический регион Беларус Доля православных верующих здесь меньше, чем в других областях. Но именно Гродненская епархия лидирует в другом отношении — активностью в создании так называемых «военно-патриотических» клубов.
Лейтенант милиции Мишкель (слева) и протоиерей Евгений Павельчук (справа), создатели клубов «Славяне» и «Дружина».
В области действует 5 (!) таких клубов.
Это «Дружина» при храме Богоявления в Щучине, «Славяне» при Свято-Покровском кафедральном соборе Гродно, «Витязи» при Свято-Владимирской церкви в Гродно, «Белая Русь» при храме Святого Благословенного князя Александра Невского в поселке Вертелишки и клуб «Братство» при храме в честь Собора Всех Белорусских Святых города Гродно.
Кроме Гродно, православные военно-патриотические клубы зафиксированы в Витебске, Минске, Бресте, Турове, Березино, Могилеве, Гомеле, Полоцке, Бобруйске. Всего их 14.
Мы миролюбная, спокойная страна. Никаких угроз православию нет, в стране уже сотни лет не было никакой межрелигиозной вражды. Зачем же православным военизированная подготовка?
Евгений Павельчук причащает подростка — участника сборов
«Наша Нива» дозвонилась до протоиерея Евгения Павельчука, который в Гродненской епархии отвечает за сотрудничество с военными структурами и является основателем «Славян» и «Дружины». Первый раз, услышав, откуда ему звонят, Евгений Павельчук сказал лишь «до свидания», но после того, как ему позвонили из пресс-службы епархии, все же согласился поговорить.
«Мы учим детей патриотизму, патриотизму белорусскому, — сказал Павельчук, — и если вы оцениваете эту работу только по картинкам в интернете, то это не правильно. Нужно знать работу клубов изнутри. Нам обидно, что вы обвиняете нас в том, в чем мы не виноваты. Мы готовим верующих граждан Беларуси».
На вопрос, не видит ли он угрозы белорусскому патриотизму в том, что с детьми занимаются открытые российские шовинисты, Павельчук сказал, что такого нет, и обвинил нас во лжи. Однако сменил тон, когда мы напомнили ему фотоотчеты, размещенные на сайте организации «Казачий спас».
«Ну было, да, они [инструкторы Шапко] однажды принимали участие в полевом выходе, и что? Не вижу абсолютно ничего негативного», — сказал Павельчук.
«Вырастите воинами Христа»
В военизированные организации набирают преимущественно «трудных», агрессивных подростков. Дети 4 раза в неделю посещают занятия, где с ними проводят духовные беседы, учат рукопашному бою, стрельбе из автоматов и пистолетов, навыкам выживания, основам оказания медицинской помощи.
Этим пацанам с автоматами всего по 13 лет.
Несовершеннолетних членов в этих «клубах» более сотни.
Один-два раза в месяц дети вместе с инструкторами отправляются в лес, чтобы опробовать теорию на практике — под взрывы искусственных гранат они играют в страйкбол и отрабатывают поведение в боевых ситуациях.
«Мы ждем плодов, надеемся, что все вы вырастите достойными воинами Христа», — такие, адресованные кадетам, слова благочинного Щучинского округа иерея Александра Пастерняка приводит сайт Church.by. (На момент публикации ссылка не работала и страница сохранялась только в кэше гугла. Поэтому вот еще и скриншот.)
Черные береты
В «клубах» епархии существуют звания, аналогичные военным, а также высшая форма признания способностей — право носить «черный берет».
Чтобы получить «черный берет», воспитанник т.н. «военно-патриотического» клуба должен пройти испытания вроде упрощенной сдачи на «краповый»: пробежать 10 километров в полной амуниции, пройти полосу препятствий и отстоять три раунда в рукопашном бою с инструктором.
Кроме того, «черные береты» бесплатно прыгают с парашютами на базе Гродненского аэроклуба.
«Они несовершеннолетние, поэтому мы с них денег не берем, мы же бюджетная организация», — сказали «Нашей Ниве» в аэроклубе.
Униформа, питание, пневматическое оружие — на содержание этих клубов идут огромные средства. К примеру, стоимость самого дешевого, подержанного, страйкбольного автомата Калашникова начинается от 120 долларов.
Во время присяги дети клянутся быть «верными чадами Святой Русской Православной Церкви».
Кадр из видео «присяги». Мальчику с автоматом на вид лет десять.
«Кто твои кумиры?» — «Николай II и Дёмушкин»
Кто руководит «Славянами» и «Дружинной» — вышеупомянутыми клубами, на тренировки которых приглашают братьев Зубацких и прочих подобных «инструкторов»?
Клуб «Дружина» основали священник Евгений Павельчук и сотрудник Щучинского департамента охраны Денис Мишкель.
Затем протоиерея Евгения Павельчука перевели в Гродно, где он основал еще один клуб, «Славяне». Вскоре в Гродно перебрался и Денис Мишкель, став одновременно и инструктором нового клуба, и старшим инспектором отделения идеологической работы Гродненского областного управления департамента охраны МВД.
Еще один инструктор клуба «Дружина» — начальник оперативно-дежурной службы Щучинского РОВД майор милиции Павел Найда.
Мишкель и Найда в милицейской форме вместе с кадетами
Кому-то может показаться, что в этих клубах нет ничего плохого. Все же физическая нагрузка для подростков. Но зачем же эти российские флаги? Почему же там не занимаются популяризацией успехов нашей страны — Беларуси, прославлением наших героев — белорусских, не чтят нашей символики — национальной или государственной, кому как нравится?
Вот, к примеру, скриншоты страниц воспитанников Дениса Мишкеля ВКонтакте.
«Кто твои кумиры?» — спрашивают у одного из воспитанников Мишкеля на странице в соцсетях. «Николай II, а если из теперешних то Дёмушкин», — отвечает тот. (Дмитрий Дёмушкин — российский скинхед, идеолог русского национализма.)
Другой парень помещает российский имперский флаг на своей странице рядом со своими фотографиями.
Кто заложил такие идеи в головы подростков, которые еще даже школу не окончили?
И реклама РНЕ
Администраторы группы «Православных военно-патриотических клубов Гродненской епархии» ВКонтакте, не стесняясь, выкладывают на стенке российские флаги.
А на интернет-странице клубов «Славяне» и «Дружина», которыми руководит лейтенант-идеолог департамента охраны гродненской милиции Денис Мишкель и майор Найда, вообще опубликована реклама… боевиков РНЕ! В ней добровольцев приглашают на войну «в защиту русских на территории бывшей (!) Украины».
Официальной белорусского символики в группах вообще нет.
От кого «спасать» собираются?
Зубацкие принадлежат к взрослой организации «Казачий спас».
Из контента группы «Казачьего спаса» в соцсетях следует, что эти люди просто жаждут присоединиться к России. Хотя организация представляет себя как «белорусских казаков», в их группе лишь российские и имперские флаги, которыми сопровождаются записи вроде «Мы — русские, с нами Бог».
На их сайте публикуются отчеты об участии членов «Казачьего спаса» в московских семинарах.
Еще десять лет назад на аналогичные встречи массово свозили и будущих командиров боевиков Донбасса.
Кстати, глава «Казачьего спаса» Петр Шапко — частый гость на ток-шоу пропагандиста Гигина. Правда, у Вадима Францевича его представляют не как «казака», а как руководителя инициативы «Город без наркотиков».
Единственные казаки в белорусской истории
В истории Беларуси казаков никогда не было. Были они в давние времена в Украине, но наши предки считали их душегубами, которые сеяли лишь хаос.
Единственным исключением были казаки полковника Поклонского на Могилевщине, возникшие под влиянием казачества Богдана Хмельницкого во времена войны Речи Посполитой, Московии, Швеции и Запорожской Сечи в 1648—1654 гг. Сначала они помогли московскому царю захватить Могилев, а когда «раскусили» намерения союзников, ночью перерезали российский гарнизон до последнего человека.
Кто такие сегодняшние «казаки»?
Современные казацкие организации Беларуси — это сомнительного толка военизированные структуры. Их несколько: «Всебелорусское казачество», «Неманское казачество», «Казачий спас» и другие.
Недавний крестный ход современных «казаков» в Сопоцкине (Гродненский район).
Ни одна из этих структур не имеет отношения к настоящему, историческому казачеству. Но цели наиболее радикальных из них мало отличаются от целей былых боевиков РНЕ — радикальной организации, деятельность которой белорусские спецслужбы пресекли в середине 2000-х.
Связаны ли между собой чем-то, кроме идейной близости, руководитель «Казачьего спаса» Шапко и офицеры белорусской милиции Мишкель и Найда? Или это не просто случайность, а возможность таким образом «осваивать» средства, поступающие из неясных российских источников по каналам РПЦ? У нас нет ответа на этот вопрос.
Денис Мишкель в ходе разговора с журналистами сказал лишь, что «не понимает, о чем идет речь», и бросил трубку.
Если белорусских детей в 10-летнем возрасте отдают на «воспитание» инструкторам, которые не признают белорусов за нацию, которые были бы рады ликвидации Беларуси как государства — то что это если не бомба замедленного действия? Остается спросить, сознательно или бессознательно этому потакают и отдельные православные священники, и действующие сотрудники белорусской милиции.
Комментарии
Русские что ли устроили майдан?
Что-то вы не замечали тренировки подразделений Правого сектора.
Русские должны быть готовым захватить любую часть мира, любую страну где не позволяют как в Украине говорить на Русском языке!
Русские только защищаются, как вы успели заменить. На Украине все говорили на русском. Только на Западе Украины говорили на смеси польского, румынского и русского языков. Мовы нельзя бвло услышать ни в Киеве, ни в Харькове, ни в Донецке. Как бы отреагировали французы, если бы с завтрашнего дня им надо было говорить на суржике.
Я понимаю, что Русские никогда , ни на кого не нападали, никогда никого не порабощали, и никогда никого не колонизировали. Я в курсе, что в Украине все говорят на Русском, а Украинского языка не существует в природе( как и Белорусского).
Но вот то что на западе Украины язык на котором там говорят смесь из Румынского, Польского и Русского языков я не знал. Кстати, откуда в Закарпатье Русский язык, если эта территория никогда не принадлежала России и была оккупирована СССР в 1939 году при разделе Польши организованном Сталиным и Гитлером, а часть была отторгнута( при посредничестве Гитлера) в 1940 году у Румынии?
Видимо у меня большие провалы в знании и истории ,географии и этнографии.
https://youtu.be/Ty0fWjJNznU?t=31m10s
Излагайте то, что Вы знаете. А то Вам бумаги не хватит излагать то, что Вы не знаете.
Что я не знаю... о том не сужу. Это Вам для справки!
Согласно данным социологического исследования, проведенного в регионе в 2014 году, более 73 процентов жителей Гродненской области считают себя верующими. При этом к православным себя относят 54,6 процента опрошенных, к католикам — 33,4 процента, к протестантам — 0,3 процента. Это значительная часть нашего общества, и нас не может не радовать, что верующие разных конфессий без труда находят общий язык, и мы тем более приветствуем согласие между представителями духовенства.
Читать статью полностью на портале «СБ»: http://www.sb.by/religiya/article/molitva-o-edinenii.html