Зачем Китай купил у России новые истребители?

На модерации Отложенный

   CarnegieMoscowCenter, Россия

   © РИА Новости, Артем Житенев
  
   Закупка Китаем 24 самолетов Су-35 имеет для Пекина важное значение. Китайские ВВС не только получат новые истребители, способные повлиять на баланс сил в Тайваньском проливе, но и смогут сравнить свои наработки с передовым российским опытом
  
   07.02.2016 Василий Кашин
   Газета «Коммерсантъ» сообщила, что Россия перебрасывает в Сирию истребители Су-35С. Таким образом, Ближний Восток станет первым местом, где новейшие российские самолеты могут быть испытаны в боевых условиях. В дальнейшем эти машины будут иметь огромное значение не только для России и операций ее Воздушно-космических сил, но и для Восточной Азии. Первым клиентом, купившим партию Су-35 осенью 2015 года, стал Китай.
  
   Закупка 24 российских истребителей Су-35 на сумму около 2 млрд долларов — вторая крупная сделка по продаже российских вооружений в Китай, заключенная после украинского кризиса. Годом ранее был подписан контракт на поставку в КНР четырех дивизионов зенитных ракетных комплексов С-400 на сумму не менее 1,9 млрд долларов. При этом ни один из этих контрактов не может рассматриваться как результат украинского кризиса. Переговоры по ним начались еще в 2010–2011 годах, к 2014 году многие спорные вопросы уже были решены.
   В обоих случаях поставки вооружений могут начаться уже в 2016 году, а передача основной части заказанной техники, видимо, произойдет в 2017–2018 годах. До заключения контракта по истребителям уровень российско-китайского военно-технического сотрудничества рос незначительно, объем составлял $1,5–2 млрд. Теперь можно ожидать возвращения сотрудничества к показателям «золотого века» конца 1990-х — начала 2000-х: максимум годовой торговли $2,7 млрд был достигнут в 2002 году.
  
   Интересы России
  
Для России заключение этого контракта — серьезное достижение. Прежде всего, можно констатировать, что, несмотря на многочисленные заявления о достижении военно-технической независимости и даже превосходстве над Россией, Китай останется важным покупателем российской продукции и технологий военного назначения.
  
   Во-вторых, сделка особенно выгодна именно в нынешних экономических условиях. После двукратной девальвации рубля в конце 2014 года экспорт вооружений, которые почти полностью производятся из российских комплектующих и материалов, стал намного более прибыльным. По сравнению с девяноста шестью истребителями Су-35, заказанными ВВС России в рамках двух контрактов 2009 и 2015 годов, китайский заказ на двадцать четыре машины не выглядит слишком большим. Тем не менее, он может существенно улучшить финансовые показатели Объединенной авиастроительной корпорации и предприятия-производителя КНААПО.
  
   Наконец, успешная поставка самолета такому авторитетному покупателю, как Китай, улучшит его шансы на рынках других стран. Ожидается, что следующим покупателем Су-35 станет Индонезия.
  
   Интересы Китая
  
Менее очевидными на первый взгляд кажутся китайские интересы в данной сделке.

Китай доказал свою способность самостоятельно разрабатывать и производить самолеты поколения 4++ и сейчас работает над двумя типами истребителей пятого поколения: J-20 и J-31. Возобновление закупок истребителей за рубежом вызвало негативную реакцию у националистически настроенной части китайского общества. Вместе с тем, поставляя Су-35, Россия не делает сколько-нибудь существенной передачи технологий Китаю. Двадцать четыре истребителя достаточно для укомплектования всего лишь одного полка. Каковы бы ни были их боевые возможности, на общий потенциал китайских ВВС эти самолеты серьезно не повлияют.

   Закупка самолетов с целью копирования — популярное объяснение, не имеющее отношения к реальности. Ключевые отличия Су-35 от предыдущих типов тяжелых истребителей Су связаны с их двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием, включая мощные радиолокационные станции «Ирбис». Эти системы не могут быть скопированы в сколько-нибудь разумные сроки на основе изучения полученных готовых образцов. История налаживания китайцами безлицензионного производства истребителя Су-27СК в 2000-е годы в данном случае не показательна. Тогда китайцы проводили свои работы, основываясь на технологиях, переданных им Россией в рамках лицензионного соглашения 1996 года. Недостающую документацию они легко приобрели на авиаремонтных предприятиях Украины, допущенных к ремонту Су-27 еще в советское время.
  
   По всей видимости, китайцы сейчас ищут дальнейшие пути развития своей боевой авиации. Дело в том, что из двух разрабатываемых перспективных самолетов, J-20 и J-31, только J-20 может рассматриваться в качестве истребителя пятого поколения. J-31 использует технологии малозаметности, но его основные агрегаты и узлы заимствованы у истребителей поколения 4+, таких как J-10B, J-16 и FC-1. Что касается J-20, воплощающего в себе весь потенциал китайской авиационной промышленности, то достижение этим самолетом боевой готовности является отдаленной и не вполне ясной перспективой. В пользу этого говорит весь имеющийся опыт работы над аналогичными машинами в США и других странах.
  
   В ближайшие 10–15 лет основу боевой мощи китайской авиации будут составлять тяжелые истребители, базирующиеся на конструкции Су-27, такие как J-11B, J-11BS, J-15, J-16. Китай уже сейчас работает над их улучшением — например, испытывается серьезно переработанный истребитель J-11D, оснащенный радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой и обладающий другими улучшениями. Су-35 — это максимальное развитие истребителя Су-27, достигнутое в России. Вероятно, эксплуатация Су-35 в масштабах одного авиаполка позволит китайцам оценить успешность своих усилий по развитию базового типа J-11, ознакомиться с российскими подходами к решению данной проблемы и выбрать дальнейший путь действий. При благоприятном для России варианте развития событий за поставкой 24-х Су-35 могут последовать контракты на агрегаты или компоненты для новых китайских истребителей, а также на передачу технологий и проведение НИОКР в интересах китайских заказчиков.
  
   Несмотря на небольшую численность, китайские Су-35 могут оказать некоторое влияние на баланс сил в отдельных потенциальных горячих точках, таких как Тайвань. Радиолокационная станция «Ирбис» имеет дальность обнаружения воздушных целей до 400 км, что позволит Пекину просматривать все воздушное пространство над Тайванем из района патрулирования над материковой частью Китая.
  
   Василий Кашин — эксперт Института Дальнего Востока РАН
   Оригинал публикации: Carnegie Moscow Center
   Опубликовано 02/02/2016