Тайна Аблязовского иконостаса
На модерации
Отложенный
Как в православный храм попал католический иконостас?
Это было давным-давно. В столичном городе Санкт-Петербурге жил в услужении у царствующей императрицы итальянский подданный Лаур Моррель, весьма искусный художник и резчик по дереву. И вот призывает как-то императрица того итальянца пред свои светлые очи и говорит :
--Имела я, Лаурка, одно виденье, уму непостижное. Видела я во сне Марию –деву, матерь Господа нашего Христа и хочу, чтоб ты тот сон мой изобразил.
Итальянец, конечно, рад императрице угодить, спрашивает: что именно видело императорское величество и в традициях какой иконописной школы ей желательно видеть образ Богоматери? С каких образцов великих мастеров ему Пречистую копировать?
-- Какие тебе ещё образцы нужны, - рассердилась императрица, - когда я перед тобой! Вот и пиши Марию –деву, матерь Господа нашего Христа…с меня!...
Онемел от такого богохульства итальянский мастер и наотрез отказался приказ императрицы выполнить. За что был порот нещадно и выслан по указу своей бывшей хозяйки в края не столь отдалённые.
И пошёл итальянский мастер Лаур Моррель с бубновым тузом на спине по Владимирке на уральские рудники. Шёл Моррель с ворами и убийцами, смотрел, как кривились в их почернелых лицах голубые рты и вспоминал знойный Неаполь.
От тех мечтаний затосковал Моррель и слёг, когда был этап уже в злых пензенских снегах. Тут то и укрыл его от царской немилости помещик местный, Григорий Аблязов, чудак и меценат, прослышавший о талантах каторжника. Подкупил он конвоиров и выкрал итальянца.
Моррель в долгу не остался. Отрёкся от католичества, принял православие и воздвиг в местном Христорождественском храме иконостас дивной красоты, подобного которому не сыскать и в столичном граде Санкт-Петербурге. Воздвиг и вскоре помер. Похоронили Морреля рядом с алтарной частью храма. Время уничтожило надгробную плиту на могиле опального зодчего, но народная память о нём жива в небольшом сельце Нижнее Аблязово до сих пор.
С Лауром Моррелем покончено?
Вышеизложенную историю автор услышал от настоятеля Христорождественского храма села Нижнее Аблязово иерея Сергия Боровикова. Услышал на заседании круглого стола, состоявшегося в рамках празднования 70-летия музея-усадьбы Радищева, в самом конце октября этого года. Собрался круглый стол обсудить судьбу уникальной реликвии старейшего в Пензенской области храма Рождества Христова- пятиярусного золочёного резного иконостаса, автором которого, по местной легенде, как раз и является тот самый Лаур Моррель. Кузнецкое духовенство и музейные работники области сели за круглый стол в музее Радищева для того, чтобы отделить зёрна от плевел и выяснить, где в истории с итальянским зодчим правда, а где вымысел.
--Иконостас в Христорождественской церкви - это работа отечественных столичных мастеров, -убеждена главный хранитель объединения литературно-мемориальных музеев области Лариса Викторовна Рассказова. – Конечно, какие-то иностранцы могли появиться в селе. Например, пленные солдаты из армии Наполеона после войны 1812 года. Может быть, кто-то из них был итальянцем. Возможно, здесь нужно искать корни предания об иноземном резчике по дереву Лауре Моррели. Но мы связывались с питерским Эрмитажем, со специалистами по западноевропейскому искусство той поры и нам однозначно ответили, что никаких следов мастера с такой фамилией они найти не смогли.
Такие «псевдокатолические» иконостасы имели место в русской православной традиции. В этом смысле христорождественский храм не так уж уникален. Никто из пензенских архиепископов, посещавших храм, не удивлялись иконостасу и ничего не говорили о его якобы католическом происхождении. Так что, я считаю, что с Лауром Моррелли покончено!
Но итальянский мастер, как оказалось, прочно обосновался не только в памяти жителей села Нижнее Аблязово, но и в художественном пространстве. Краевед из села Пионер Кузнецкого района Владимир Николаевич Кудрин пишет целый роман «Святыня» о временах помещика Григория Аблязова, где едва ли не центральная роль отведена Моррели.
--Я рассказывал о своих творческих планах, - признаётся краевед, - и правящему митрополиту Пензенскому, и епископу Кузнецкому. Они отнеслись к идее одобрительно. Для романа о Моррели я уже нашёл издателя!
По словам Владимира Кудрина, ему известны архивные документы, на основании которых можно смело утверждать, что иконостас в Аблязово – дело рук итальянского зодчего.
--Ну, так публикуйте эти документы, - возмутилась Лариса Викторовна Рассказова. – Этим вы окажете неоценимую услугу науке и пензенскому краеведению. Пока же, извините, ваш рассказ относится к области художественного вымысла.
Настоятель Аблязовской церкви отец Сергий
Таким образом, Лаур Моррель разделил участников круглого стола на два противоположных лагеря: тех, кто в предании об итальянце склонен видеть факт истории и тех, кто, кто считает всё это плодом художественного воображения. Примирить противоборствующие стороны попытался настоятель Христорождественского храма иерей Сергий Боровиков:
-- Научный подход к истории страдает одним недостатком: сухостью и невыразительностью изложения. А вот художественное творчество стимулирует и научный поиск и интерес к истории родного края у массового читателя и зрителя. Так что, ничего плохого в позиции Владимира Кудрина я не вижу. Но хотелось бы напомнить, что церковь Рождества Христова в Аблязово была домовой церковью, отчётную документацию помещик Аблязов вряд ли вообще вёл. К тому же, многие архивные документы, нас интересующие, сгорели в Саратове во время пожара. Выходит, что, к сожалению, восстановить правдивую картину появления уникального иконостаса в глухом селе Аблязово вряд ли вообще возможно.
Ещё одна легенда?
Христорождественский храм стоит на высоком холме. Внизу сельцо Нижнее Аблязово. Кругом живописные холмы, покрытые зубчатой стеной леса, чуть далее виднеется зеркало прудов, места, словом, благодатные. Но само село потихоньку вымирает. Жителей осталось очень мало. В Христорождественском храме я застал лишь одну прихожанку, Нину Ивановну Шугурову. Она-то и рассказала мне ещё одно предание, связанное с Христорождественским храмом.
Прихожанка Аблязовской церкви Нина Ивановна Шугурова
--Храм наш мы ведь у самого Калинина отстояли, - рассказал Нина Ивановна. - Была у нас тогда учительница в селе, Елена Степановна Грылёва. Она-то и написала от имени жителей села ходатайство Михаилу Ивановичу Калинину, чтоб храм не закрывали и позволили в нём молиться. Подписались все наши под этой бумагой и отправили ходоков к Калинину. Тот их гонит, а они напирают. Их в дверь, а они, по пословице, в окно. И так Калинина одолели, что он рукой махнул и распорядился нашу церковь не трогать и открыть для верующих. Было это в 1946 –ом году, когда мне 12 лет исполнилось.
Вот какой, богатый загадками и историческими сюжетами, материал хранит в своих стенах старейший в области храм Рождества Христова в Аблязово. Церковь эта – одна из четырёх, которые построил помещик Аблязов. До наших дней сохранилось только две – Христорождественская и Преображенская в селе Радищево. И обе уникальны. Первая – своим иконостасом, а вторая – удивительными фресками, выполненными также, как и иконостас в Аблязово, под сильным западноевропейским влиянием. Но это сюжет уже для следующего очерка.
Комментарии