Компромисс по-русски

На модерации Отложенный

Вот все говорят, царь фигура не актуальная. И население у нас не целиком православное. И опросы показывают отсутствие интереса к самодержавию у большинства граждан. И вообще, это рудимент прошлого. Монархии неэффективны, старомодны, надоели. Частая смена правителей разнообразит бытие, приходят в результате выборов новые люди с новыми командами, новыми идеями... и  много еще в этом духе.

Говорящие взахлеб о том, как хороши частые смены властей, мне кажется, склонны к  прелюбодеянию...

Монарх венчается на царство, вступает в тесную духовную связь со страной, с народом, что подобно таинству брака, суть которого в верности друг другу. Конечно, если ты бегаешь за каждой юбкой, то верность не твоя тема и принцип общества, основанный на верности что-то неприятное и колющее совесть.

На чем, кроме верности, держится русское общество всегда и сегодня? На компромиссе. Но это не типично договорный компромисс. Соглашения, положенные в основу отношений, у нас не длятся подолгу. Нет привычки, не спеша, ни проговорить все нюансы отношений, ни спрогнозировать их развитие. Нет такой культуры договора, которая предполагает активную, в сущности, жесткую защиту собственных интересов. В нас преобладает доверчивость, снисходительность, с одной стороны и буйство страстей при жестком столкновении интересов с другой. Все это на фоне привычки к просторам и неограниченным ресурсам. Если в европейских странах веками оттачивалась культура отношений, так как никуда не деться от  порой весьма жестких проблем, вытекающих из тесного соседства на ограниченных территориях, то у русских такие проблемы могли решаться не оттачиванием механизмов переговоров и соглашений, а отселением, уходом в бескрайние и практически безлюдные просторы плодородных земель.

При этом было бы неверно считать, что русские не договороспособны. Так система обычного права, созданная в русской крестьянской общине, поразительна по сложности, стройности, эффективности и гуманности. Но это все же инструмент для небольших обществ.

Политические системы, возникшие в результате трения интересов различных общественных групп в тесном пространстве европейских государств и основанные на компромиссном взаимодействии различных политических сил, у нас не прижились.

Попытки введения в политическое поле разно векторных политических партий лишь способствовали разрушению государства в условиях кризисов. Вот и сейчас у нас политическое поле относительно безопасно, в том смысле, что не опасно для общества, лишь потому, что жестко регламентировано. Что мы и наблюдаем в выборном процессе, который не разрушает государство лишь в результате полной ему подконтрольности.

Сменяемая власть выборных людей вообще не наша культура. Именно поэтому у нас выборная система является практически системой преемства. Причем это происходит не столько в результате чьего-то злого умысла, сколько в силу необходимости самосохранения общества и страны.

Выборы как итог политической конкуренции больших политических групп - это не наш компромисс. Это компромисс европейского общества. Наш общественный компромисс - это монархия, царь, который не только учитывает противоположные интересы и лавирует между ними, но и при необходимости отрезвляет,  что предупреждает гражданскую войну и распад страны.

Красные русские цари были при коммунистах. Сейчас президент практически с царскими полномочиями. А весь антураж парламентских и иных выборов по существу является механизмом не столько проявления социальных сил, действующих снизу вверх, но больше социально приемлемой организацией прохождения политической силы, действующей  сверху вниз.

Сущность нормального общества - это компромисс. В каждом обществе он свой.

Сейчас принято говорить о традиционном русском социализме. А что это такое как не воспроизведение русской крестьянской общины, артели, кооперативов или трудовых коллективов периода СССР. Но ведь все эти формы могли существовать только под защитой центральной, сильной, по-отечески действующей царской (или того же типа) власти. Иначе бы порвали их в клочья олигархи, живущие во все времена.           

Наше общество сегодня находится в поиске общественного компромисса. Но все уже найдено нашими предками и передано нам вместе с великой страной. Надо лишь с умом все это использовать, а не кроить свое бытие по чужим лекалам.