Кто сообщил, того и «палка»

За почти 12 лет работы в газете, бОльшая часть из которых прошла в тесном журналистском взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, насмотрелся, навидался и наслушался всякого. И могу много рассказать про родных милиционеров, пограничников, прокуроров, спецслужбистов. И хорошего, благо случалось весьма часто. И плохого, которое, как и положено ложке дегтя, портит своей малостью всю бочку. Однако недавняя новость на ленте одного из региональных информагенств заставила сильно призадуматься. Процитирую:

«В Челябинске возбуждено уголовное дело в отношении участкового уполномоченного милиции, который подозревается в даче взятки сотруднику ОБЭП за прекращение проверки в отношении его знакомой, сообщили Агентству новостей «Доступ» в пресс-службе управления Генпрокуратуры в УрФО.
«Участковый уполномоченный одного из отделов милиции Челябинска в звании старшего лейтенанта милиции пытался вручить взятку своему же коллеге, являющемуся сотрудником ОБЭП в обмен на отказ в возбуждении уголовного дела в отношении его знакомой», — говорится в сообщении.
В отношении участкового возбуждено уголовное дело по статье 291 УК РФ (дача взятки). Ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет.»


Про сугубо коммерческие взаимоотношения некоторых сотрудников милиции с населением никому ничего рассказывать не надо — увы, практика обыденная. Приходилось мне сталкиваться и со случаями коммерческих взаимоотношений между представителями разных правоохранительных структур — это, когда стражи порядка, поймав представителя конкурирующей за «палки» фирмы на чем-то противозаконном, обдирают коллегу до липки, по ставкам, в разы превышающим аналогичные поборы с простых граждан.

Здесь все просто — прокурорские «чешут» милицию, ФСБ «чешет» прокурорских и милицию, ФСКН работает по своей «линии», суды «чешут» всех, кроме прокурорских. Примеры есть, поверьте.

Но чтобы один милиционер сдал другого, да еще и в одном райотделе — такого на моей памяти еще не случалось.

При этом в истории есть пара любопытных моментов: во-первых, изобличили не взяточника, а того, кто пытался дать денег. Во-вторых, взяткодатель — участковый, то есть представитель негласно самого бесправного и невлиятельного во внутримилицейской иерархии сословия. А сдавший коллегу — из ОБЭПа, «белой кости» стражей правопорядка, имеющей довольно сильное, и притом небесспорное влияние на экономические (а значит, и на любые другие) процессы в обществе.

Не хочу ни в чем никого обвинять. Во-первых, не владею детально материалами дела, не знаю нюансов. А решать, кто и в чем виноват, и вовсе должен только суд. Но я сильно призадумался, когда один знакомый — как принято говорить, «высокопоставленный «силовик», услышав про эту историю, удивленно поднял брови и произнес: «Ого! Менты, что, уже сами на себе «палки» делать начали? Ну дают!» («сделать «палку» — профессиональный жаргонизм в правоохранительной среде, сродни общеупотребимому «поставить галочку» — прим. Д.М.)

Впрочем, чья тут «палка» еще неизвестно. Сообщил журналистам про очередной факт борьбы с коррупцией кто? Прокуратура. И не областная, а окружная. Как говорится, кто первый встал, того и тапки. То есть «палки».