Сирийский конфликт: переговоры и провокации
В швейцарской столице начались очередные и непрямые межсирийские переговоры. Они проходят в режиме челночной дипломатии «Из комнаты в комнату» при активной роли специальной миссии ООН.
Представители разъединенной оппозиции и сирийского правительства общаются по буферной схеме. Предложения и требования, аргументы и умозаключения транслируются международными посредниками. Стороны сирийского конфликта пока что не готовы взглянуть друг на друга через стол переговоров. Настолько привычен взгляд через прицел.
Женева-3 стартовала с разнообразных и ультимативных пожеланий «умеренной оппозиции» к действующей и легитимной сирийской власти. Но дежурный всепогодный аргумент о немедленной отставке президента Асада использовать не удалось. У оппозиционных кураторов и спонсоров возникло понимание последствий подобного шага. В виде полной и стремительной деструкции Сирии по сомалийско-ливийскому сценарию. Что приведет к дальнейшей хаотизации Ближнего Востока, к дестабилизации сопредельных и откровенно слабых стран – Иордании, Ирака и Ливана. После краха Сирии весьма вероятен выход ИГИЛ к рубежам Израиля и столкновение ядреных фанатиков с ядерным государством.
Поэтому женевская оппозиция требует от официального Дамаска частичной капитуляции:
- Прекращения огня на всех фронтах сирийской войны в течение 48 часов, в том числе действий ВКС РФ. Проамериканской коалиции бомбить песок и скалы не возбраняется.
Крупных оперативных направлений насчитывается в Сирии полтора десятка, позиции сторон часто перемешаны и заняты иррегулярными формированиями. За пять лет сформировалось ожесточение и недоверие, отсутствие центрального командования у оппозиции и наличие фактора радикальных исламистов. Механизма контроля над прекращением огня не существует в сирийской военно-политической природе. Полное или частичное прекращение огня имеет мало общего с реальностью сирийской войны.
- Снятия блокады с населенных пунктов, которые контролируются допущенными к переговорам оппозиционными группировками.
Данное «пожелание» воплотить еще сложнее. Во-первых, глухое оцепление оппозиционных районов в Сирии не практикуется. Как по гуманитарным соображениям, так и по причине физической невозможности организовать блокаду по принципу «мышь не проскочит». Во-вторых, многие оппозиционные районы контролируются совместно с разношерстными бандами террористического толка. Боевые действия против палачей и каннибалов будут продолжены в любом случае. Тем более в условиях существенных успехов САА в январе и феврале 2016.
- Освобождения (немедленного и без предварительных условий) всех политических заключенных, заложников, родственников и близких врагов правящего режима.
Опять же, при отвлеченном взгляде вполне достойное и правомерное требование. В демократическом правовом государстве нет места подавлению политического инакомыслия и превентивным полицейским зачисткам. «Свободу инакомыслящим!» – яркий, громкий, справедливый и отлично воспринимаемый на Западе лозунг. Кто против данного требования, тот диктатор и тиран, ату его…
Проблема в том, что современная Сирия не является мирным демократическим и правовым государством. Страна разорвана на многочисленные фронты и анклавы, на конфессионные укрепления и национальные твердыни. В Сирии идет многолетняя жестокая многосторонняя война с активным привлечением иностранных бойцов и целых подразделений всеми конфликтующими сторонами. В правительственных тюрьмах действительно можно отыскать политических соперников действующей власти, но с целым шлейфом сопутствующих преступлений. От уголовных до военных. В зинданах оппозиции подобных узников не найти. Им давно поотрезали головы или закопали живьем в песок. Отпустить заключенных согласно оппозиционному списку означает продемонстрировать свою слабость, сделать одностороннюю уступку без надежды на взаимность и понимание. Хотя отдельных лиц в качестве жеста доброй воли власти Дамаска способны амнистировать.
Прогресс на переговорах предполагает обоюдный компромисс – в Сирии взаимны лишь страдания, насилие и боль.
В день старта межсирийских переговоров в Дамаске совершен мощный и кровавый теракт. Пострадал район с преимущественно шиитским населением.
Террористы взорвали автомобиль на многолюдной улице. Когда же местные жители и прохожие после первого шока бросились помогать пострадавшим, прогремели еще два взрыва. Бинарная тактика уличного террора собирает обильную смертельную жатву. В Дамаске погибло 75 человек, ранено более 100. Ответственность за злодеяние принял на себя самозваный халифат, но другие джихадистсткие группировки ничем не лучше.
«Светская» сирийская оппозиция с ними сотрудничает и разделяет ответственность за жуткие теракты.
В день начала Женевы-3 разразилась турецкая истерика о российском военном самолете. Истребитель Су-34 якобы нарушил турецкие границы на целых 20 секунд, вопреки предупреждениям на английском и русском (!) языках. Чувство меры подвело фейкометов Анкары. Транслировать в эфир предупреждения нарушителю на русском языке нет никакой необходимости. По радарам и спутникам невозможно определить национальную принадлежность самолета. Достаточно сообщений на языке международного общения.
Кстати пришлась бы публикация объективных данных о нарушении турецких рубежей. Они замещены эмоциональными голословными угрозами и приведением в полную боеготовность турецких ВВС. Страна НАТО вправе распоряжаться собственной авиацией и пропагандой. Но для межсирийских переговоров подобные воинственные заявления весьма плачевны. Отдельного восхищения заслуживает отказ официальных лиц НАТО представить доказательства нарушения российским самолетом границ Турции. Улики, записи, фото и видео у чинов альянса есть, но они секретны. Никому показывать нельзя, предлагается верить на слово…
Одновременно с швейцарской буферной дипломатией продолжаются бои в иракском и турецком Курдистане – причем на обоих фронтах с участием и жертвами турецких силовиков. Несколько лет участвующих в фактической интервенции на территории Ирака – сколько предупреждений о нарушении границ можно озвучить за данное время?! Влиятельные курдские группировки не получили приглашения в Женеву, турецкие власти могут занести это достижение в свой политический актив. Но при сухопутном наступлении на халифат главные американские надежды возлагаются на курдов. Дамаск готов предоставить этому народу широчайшую автономию в рамках сирийской государственности. Бесконечно игнорировать курдский фактор при пожаре на собственном юго-востоке у Анкары не получится. Без участия курдов перспективы межсирийского диалога незначительны.
Дополнительную сложность представляет составление и согласование списков «плохих террористов» и «умеренных повстанцев». До переговоров процесс отделения козлищ от агнцев не завершен. По персоналиям в данных списках сохраняются противоречия между США и Россией. Тем более непонятно, что делать после присвоения очередной группировке метки нерукопожатных палачей, как быть с переходом боевиков из одной банды в другую, кто и каким образом все это будет отслеживать и контролировать?! Заменить флаг над бункером несложно, посчитать террориста за оппозиционера опасно. Для всех участников многостороннего сирийского конфликта.
Можно приветствовать факт начала переговоров по Сирии. Без дипломатического урегулирования война затянется до полного разрушения страны. Однако наивно ожидать значимых результатов от буферных консультаций. Определенную надежду дает общий знаменатель борьбы с ИГИЛ – но та же оппозиция занимает одни окопы с ан-Нусрой и другими радикальными террористами.
Процесс размежевания и умиротворения Сирии будет долгим и трудным. От языка предварительных ультиматумов стоит отказаться на первых же переговорных стадиях. Гражданские войны заканчиваются болезненно и долго кровоточат. Важно предотвратить сепсис всего государственного организма и необратимую деградацию сирийского общества.
P.S. На следующий день после начала переговоров в Женеве сирийская правительственная армия приступила к освобождению провинции Алеппо. С использованием новых танков Т-90, впервые достоверно участвующих в боевых действиях. Самолеты ВКС РФ за последнюю неделю января выполнили 468 боевых вылетов (в том числе с привлечением дальних бомбардировщиков Ту-22М3). Самолеты проамериканской коалиции из полусотни стран совершили 73 боевых вылета за тот же срок. Все участники сирийского конфликта продолжают укрепление дипломатических позиций за счет решения военных задач.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Что касается Сирии, то и здесь ситуация аналогичная. Войска Сирии при поддержке России громят разные банды организованные США. А полного разгрома банд допустить нельзя- вот и идут переговоры. Сам ИГ если бы они не объявляли все другие веры, подлежащими уничтожению, если бы не лезли на территории других государств можно бы терпеть. А так их руководство вместе с бандами надо уничтожать. То есть рано сегодня с бандитами садиться за стол переговоров. Ни к чему хорошему это не приведет. Просто очаг бандитизма США с ООН пытаются сохранить на многие годы.
Комментарий удален модератором