"Промелькнул велосипед бесшумным махом птицы..."
На модерации
Отложенный
Кое-что о пензенском «быстроноге»
Газета «Наша Пенза» уже обращалась к истории пензенского велосипеда (см. «НП» №42 от 17-23 октября 2012 г., очерк «Золотые спицы на обочине»). Тогда автор материала сетовал на то, что биография сурского двухколёсного экипажа ещё никем не написана. А между тем, немало любопытных страниц хранит история старейшего отечественного велосипеда, родившегося на берегах Суры.
Исследуя эти страницы, убеждаешься, что пензенская веломысль порой обгоняла время, например, в дизайне велосипеда. Автор этих строк давно собирает материалы о пензенском велосипеде. В довольно обширном архиве хранится вырезка из газеты «Правда» середины 80-ых годов прошлого века. Корреспондент столичного издания пишет об интересном исследовании, которое провели конструкторы Пензенского велозавода совместно с сотрудниками ленинградского филиала Всесоюзного НИИ технической эстетики и Омского НИИ шинной промышленности. Создавая новую модель женского велосипеда «Сура», они провели социологический опрос и, обобщив ответы, пришли к выводу: цветовая гамма окраски велосипеда весьма ощутимым образом воздействует на настроение его владельца. Причём, каждой возрастной группе свойственна своя гамма цветов. Поэтому, писала «Правда», делая женскую «Суру» пензенцы обращают внимание на изящество линий и красоту отделки, чтобы дарить своим подругам велосипеды, достойные их вкуса.
Пензенские велосипедисты, как мужчины, так и женщины, на своих родным машинах порой служили примером для любителей «быстроногов» из других городов и республик бывшего Союза. Так, спортивный журналист Анатолий Юсин в конце 70-ых гг. 20 века писал о победе в решении велосипедной проблемы комсомольцев Пензенского филиала Всесоюзного НИИ приборостроения. Оказывается, ещё тогда энтузиасты из областного центра своими руками по согласованию с дирекцией сумели построить велостоянку. Интересно, не найдётся ли среди читателей «НП» тех, кто когда-то принимал участие в этом полезном деле. О нём, подчеркнём ещё раз, писали в московских газетах, ставя всем в пример наших сторонников здорового образа жизни!
Писали в своё время и о Леониде Лосеве, который доказал, что пензенский велосипед – надёжный друг туриста и путешественника. На нашей машине «Сура-2» энтузиаст проехал от берегов Балтийского моря до Тихого океана и обратно 27 тысяч километров! Его велопутешествие не было стремлением установить рекорд. Цель Лосева – проверить, как поведёт себя «Сура-2» при длительной эксплуатации в разных климатических зонах, при любой погоде. Серийная машина для испытания была несколько модернизирована.
Пензенские конструкторы сделали более совершенные щитки для колёс, коробчатые обода, запасную цепь, седло с мягкой покрышкой.
В своём отчёте о велопутешествии испытатель Леонид Лосев с восхищением и благодарностью писал о своём двухколёсном товарище из Пензы: «При пересечении бездорожных участков Читинской и Амурской областей машина испытала серию нагрузок, не встречающихся при нормальной эксплуатации, вибрацию, несчитанное число сильных ударов. Десять раз велосипед полностью погружался в воду –я проваливался в болота. «Сура-2» доказала свою надёжность, высокие эксплуатационные качества. Механические повреждения, саморегулировки отсутствуют».
Финиш сверхмарафона – трансконтинентального велопробега- состоялся в Риге. На встречу смельчака приехали руководители пензенского производственного объединения "ЗиФ". Осмотр велосипеда дал поразительные результаты: машина находилась в отличном техническом состоянии. И это после 27 тысячи километров пути, свыше трети которых Лосев ехал по грунтовым дорогам, а три тысячи километров преодолевал под проливным дождём и по снегу.
За время путешествия Лосеву пришлось заменить только два десятка спиц и почти столько же раз заделывать проколы. Пришлось заменить также сносившуюся заднюю втулку. И это всё!
С «Сурой-2» Лосев, корреспондент газеты «Латвийский моряк», был знаком и до своего марафона. Пензенская машина настолько ему понравилась, что он решил списаться с создателями «Суры» и поделиться с ними своими планами. В Пензе его предложение встретили с энтузиазмом. Было это в 1981-ом году. Как сложилась судьба испытателя пензенского велосипеда после его беспримерного марафона, неизвестно. В сети о Лосеве мне найти ничего не удалось. Может быть, кто-либо из читателей «НП» был свидетелем описанных выше событий. Было бы интересно послушать их свидетельства.
Испытания Лосева – неплохой аргумент в споре о качестве пензенских велосипедов советских времён. Что тут могут возразить записные велопижоны, отдающие предпочтение заморским «байкам»?!
После «Суры -2» Пенза выпустила «Суру-3» функционально мало чем отличающуюся от своего старшего собрата. Подобные машины современные байкеры относят уже к области динозавров и артефактов. «Как мальчики, мечтая о победах, умчались в неизвестные края два ангела на двух велосипедах – любовь моя и молодость моя…» , - писал когда-то Михаил Светлов. Писал по другому поводу, но в нашем рассказе о пензенском велосипеде строки поэта очень уместны в качестве красивой финальной точки. Или, скорее, многоточия, потому что история о «быстроноге» с берегов Суры ждёт своего продолжения.
Комментарии