ДЫХАНИЕ ДЬЯВОЛА.

На модерации Отложенный

 

 

"Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;                             

                         Евангелие от Луки (гл. 17, стр. 1):

 

- I -

Мы уверены, что очевидное не требует ни доказательств, ни осмысления. Но это не так. И работа Эльвина Тоффлера Третья волна показывает что мы не осмыслили очевидное, а именно вторая индустриальная волна принесла в мир не одно, а целых шесть «демонов» и какой бы социально политический строй не был – он вынужден поклонится этим шести демонам, принести им присягу на верность. Вот как сам Тоффлер описывает этих «демонов», или в его терминологии – «принципы».

«Эта полудюжина принципов — стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация — приложима как к капиталистическому, так и к социалистическому крылу индустриального общества, поскольку они неизбежно выросли из одного и того же базового разрыва между производителем и потребителем, а также благодаря всевозрастающей роли рынка. (…) В свою очередь, эти принципы, усиливая друг друга, неумолимо привели к росту бюрократии. Они создали самые крупные, жесткие и могущественные бюрократические организации, которые когда–либо существовали на земле, оставляя человека блуждать в напоминающем Кафку[1] мире призрачных мегаорганизаций. И если сегодня мы чувствуем, что они подавляют и порабощают нас, мы можем проследить источник наших проблем вплоть до того скрытого кода, которым запрограммирована цивилизация Второй волны».

Казалось бы, кто об этом не знал? Кто этому не способствовал? Кто не считал это благом и прогрессом? Но мало кто видел и мало кто чувствовал, разве что писатели и философы, что в этом победном и глобальном шествии индустриальной волны (по Тоффлеру), скрыта третья сила.  Сила сатанинская, о которой возвестил Христос и пророки.

Об этой третьей силе применительно к искусству (культуре) я писал в работе «Миф о модерне».

Мне бы хотелось не спорить с очевидными фактами, изложенными Тоффлером, а обратится к его незнанию причин порождающим эти «волны». А Тоффлер их не знает.

Вот что пишет в предисловии к изданию  Карлос Фуэнтес: «Однако почему прежние социальные структуры стали разрушаться? Откуда взялись новые запросы и потребности? Что, вообще говоря, порождает грандиозные технологические сдвиги? Тоффлер не отвечает на эти вопросы в духе чисто технологического детерминизма, но подчеркивает великую роль техники в истории человечества».

Так что же порождает эти волны? Марксисты говорят – противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Тоффлер дает иную формулу: «конфликт нового вида, порожденного расколом между производством и потреблением».

И на самом деле, производство требует высоких цен на свой товар и всякий занятый в этом производстве заинтересован в этом потому, что уровень его зарплаты (дивидендов, премий, окладов) зависит от суммы проданного товара за вычетом налогов!

Это так очевидно на фоне падения цен на углеводороды что вроде как и не требует  каких-то еще доказательств конфликтной ситуации, расколом между производством и потреблением.

Кто не слышал: «Цены на нефть падают» а цена на бензн и саляр даже растет!»

Почему так? Когда человек выйдя за пределы своего завода, офиса становится потребителем, он желает видеть низкие цены. И чем ниже – тем для его, как потребителя – лучше!

Это и есть разрыв или «клин» (Тоффлер) который время вгоняет в индустриальное (потребительское) общество!

Но что движет этот клин? Время? Но оно лишь счетная величина.

Оставим в стороне  всё видимое, эти миллионы миллионов фактов, трагедий, личных устремлений, личных побед и поражений. Посмотрим в глубину человека в то место, в котором возникает желание, стремление.

И тут нам не обойтись без психологии, то есть без знаний о душе. И опять таки мы сталкиваемся с неосмысленным, но очевидным.

Более того мы говорим, что человек в отличии от животного существо одухотворенное, но вот парадокс, сказав это мы тут же и умолкаем. Тут же наша мысль впадает в ступор, или увиливает в дебри мельтешащих фактов, в это роение жизни.

 А ответ на самом то деле находится не где-нибудь, а в человеке в его духовной сущности и без ясного понимания этой глубины, мы не найдем ответа на вопрос, что же порождает эти волны.

И тут два основания, две глубины из которых можно посмотреть на человека.

Очевидно – первая глубина, это эволюционное развитие от обезьяны, через разные стадии к человеку - охотнику и собирателю кореньев и злаков.

Второе основание – это библейский сюжет, в котором человек рассматривается как падение от совершенства к не совершенству.

В первом случае в душевной организации человека можно найти неизжитые атавистические признаки животного, конечно преображенные человеком в некие знания о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Иначе говоря, человек знает, что хорошо поступать с другим человеком так же, как он  поступит с тобой. Ну и так далее.

То есть душа человеческая игралище не преодоленных эволюцией животных инстинктов человека. В одном человеке, этих инстинктов больше, в другом меньше. Один народ такой, а другой этакий. Так что понятие  одухотворенный в этом случае является  метафорой игры человеческих инстинктов и переживаний по поводу их.

Во втором случае  рассматривая человека как нечто бывшее совершенным и в силу его свободного выбора, сделавшимся не совершенным, мы иначе понимаем понятие одухотворенность.

Библейская мысль считает, что душа  совершенного человека соединена со Святым духом, а в своем несовершенном состоянии душа соединяются с духовными сущностями, именуемыми в христианстве бесами.  Однако память (души) о совершенном состоянии не потеряна и живет в человеке в виде голоса совести и внешне проявляется как стыд.

Так что человечество как единый Адам по мысли многих христианских святых, продолжает деградировать, то есть в нем постепенно ослабевает голос совести, а духовная организация человеческого общества скатывается  к магизму, то есть к явному или косвенному поклонению бесам. 2

Все эти астрологи, экстрасенсы и прочие «народные знахари и целители», а так же неисчислимая когорта верующих в обряд, а не в Бога и есть армия магически организованных душ. То есть душ, поклоняющихся бесам. 3

И это происходит при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны таинства Евхаристии и правил подготовки к нему.

То, что человек в своём магическом порыве себялюбия, когда он просит что-то для себя лично, для близких, что тоже элемент себялюбия, поскольку он в близких ему людях видит себя ,или в ненависти к кому-либо обращается к магам, то он обращается к бесам.

В этом смысле показательно признание мага из индейского племени Яхи Хуана:

Вот что он говорит: - Шаманы Древней Мексики назвали союзниками те  необъяснимые силы,  которые действовали под их руководством. Они назвали эти силы союзниками, поскольку считали, что могут  использовать  их так,  как  им  захочется,  -  эти представления оказались почти смертельными  для  шаманов,  так  как  те,  кого  они  называли союзниками,   представляют  собой  лишенные  телесной  оболочки существа, населяющие Вселенную.

Вот с этими существами и сталкивается человек, живущий в этом мире и в этом теле родственным всем телам на земле, иначе бы он не мог питаться её плодами и есть животных порожденных ею! И в этом смысле  душа его одухотворена, то есть она соединена с бесами.

Тут и ответ, что побуждает человека желать чужого, или как Буратино идти на «Поле чудес» и ждать там, когда вырастет дерево с листьями из золотых монет. Иначе сказать – этот дух (бес) и побуждает человека играть на биржах, покупать лотерейные билеты, лгать, если это выгодно и предавать друга, если это полезно.

Но бывает и так, что просыпается в человеке придавленное, как говорит  Панайотис Неллас  «кожаными ризами», то изначально совершенное духовное свойство, и тогда мы видим поступки удивительной жертвенности «за други своя», или поступок не укладывающийся в голову рационально мыслящему человеку!

Так что волны смены формаций вызывает та же причина, которая порождает кризис и смену религий. Более того, они совпадают по времени и одна другую поддерживает. Если применить аналогию из электротехники, то происходит самоиндукция.

Укажу только на один факт – приход второй (по Теффлеру) волны совпал в Европе с реформацией, а в России с реформами (в том числе церковными) Петра Первого.

Можно смело утверждать, что смена духовной сущности  в человеке является,  порождающей волны  Тоффлера, силой.

-II-

«Эта победа взаимозависимости над самодостаточностью никогда не была, однако, полностью доведена до конца, - говорит Тоффлер, -  в одном месте старая форма работы упорно стояла на своем. Этим местом был дом».

Мы теперь понимаем, откуда образно говоря, растут ноги  всяческих спасителей детей от родителей. Почему так неохотно с таким подозрениями дают право на усыновление сирот.

Институт опеки и надзора за семьей – это органическое порождение индустриального общества, требующего духовной унификации подрастающего поколения, готового принять на себя бремя «шести демонов» массового производства и такой же массовой культуры!

Ни какой самодеятельности! Ни какого индивидуального подхода, если он не направлен на  раскрытие способностей для выполнения той или иной производственной, или социальной функции.

В Советском Союзе в ответ на это требование демонов индустриализации было массовое открытие так называемых ПТУ

Вот как об этой задаче цивилизаторов пишет Тоффлер:

«Если бы удалось приспособить к нуждам индустриальной системы молодых людей, то это сильно облегчило бы в дальнейшем проблемы дисциплины на производстве. Результатом решения этой проблемы явилась другая основная структура всех обществ Второй волны: массовое обучение. Построенное по фабричной модели, массовое образование включало в себя основы чтения, письма и арифметики, немножко истории и других предметов. Это был «явный учебный план». Однако под ним находился невидимый, или «скрытый учебный план», который был куда более основательным. Он состоял (и все еще состоит в большинстве индустриальных стран) из трех курсов, цель которых — научить пунктуальности, послушанию и выполнению механической, однообразной работы. Работа на производстве требовала людей с проворными, пригодными для поточной линии руками. Она требовала рабочих, которые безоговорочно выполняли бы указания, исходящие от начальства. И она требовала мужчин и женщин, готовых работать до изнеможения на машинах или в конторах, выполняя невероятно скучные, однообразные операции».

Отсюда в советское время поощрялись всяческие династии и сын шахтера должен быть шахтером, а сын водопроводчика – водопроводчиком. Конечно же было и смешение, и сыновья крестья-землепашцев становились маршалами. Но это все было исключением из общих правил. Индустрии требовались высококлассные токаря, управленцы и многое, многое еще что – общее для всех индустриальных стран.

Если в аграрном обществе конкурировали государства, то в индустриальном обществе конкурируют тресты, корпорации, наднациональные банки.

Всё это явственно проступает как в мире, так и в России. В России наиболее болезненно, так как развал СССР надломил индустриальную  волну, разбив её на фрагменты самого дичайшего смешения всех предыдущих формаций.

В сущности, сейчас Россия как бы догоняет эту волну, но вся проблема в том, что мир и Россию уже настиг фронт третьей волны.

Очевидно, что наше правительство всё еще живет в парадигме второй волны, все еще думает о завершении индустриализации. Что такое новые технологии? Это на самом деле технологии, которые уже были обкатаны, технологии которые уже произвели массу товаров и оказали все мыслимые услуги.

Нет смысла изобретать русский планшет или русский мобильный телефон, если все они основаны на давно известных технологиях.

Но того о чем грезят люди третьей волны, что уже начинает овеществляться, скажем в индийском Бангалоре, или где-нибудь в Сигапуре, или Китае. Этого в России  еще нет.

Однако проблема, поставленная третьей волной актуальна не только в России, но она куда более остра в странах с высокой степенью законченности индустриализации, в странах, где рынок стал главенствующим фактором, а противоречие между потребителями-производителями создали глубочайший разлом в душе человека..

Прогрессисты всех мастей и расцветок, которые много сделали для прихода в мир индустриальной (потребительской) цивилизации сейчас оказались в полной прострации. Ни один из ранее применявшихся методов воздействия на социально-экономическую среду не работает!

Все центры денежных эмиссий растеряны, ибо вся прежняя финансовая конструкция держалась на ссудном проценте. Ссудный процент умирает, а вместе с ним умирает такой привычный обжитый мир капитала! Что толку в инвестициях, если прибыль от них сжирается инфляцией?  Если некуда пристроить пенсионные деньги?

Прежние столпы индустриализации начинают трубить, как мамонты почуявшие свою погибель.

Если бы раньше! Ах если бы так как в средине прошлого столетия – сжечь все долги, все проблемы старого порядка в горниле мировой войны и начать все заново в  мире победителей!

Но технический прогресс наложил на этот инструмент жесткое табу. Мировая война просто всех уничтожит и не надо иллюзий, что будут победители и будет  ещё одна Ялта!

Что за беда такая? Что это за новая напасть, от которой рушатся башни всемирного центра и Европа переполняется беженцами?

В искусстве и культуре её можно назвать супермодерном. В области экономики – постиндустриальной, или еще как-нибудь, хоть информационной цивилизацией, но не в названии дело, а в том, что она несет.

Очевидно, что  вызревает новая конкуренция – человека с человеком и девиз – «Будь лидером», все явственнее звучит внутри этого гибнущего мира. Вместо нуклеа́рной  семьи в мир входит атомарный человек, как производственная единица, совмещающая в себе и производительные силы, если использовать марсовую терминологию.

Человек-производство! Принтеры, выпускающие штучную продукцию с индивидуальным знаком качества! Дробление гигантов индустрии до крохотных коллективов в несколько десятков человек!

На смену корпоративной солидарности идет чистый индивидуализм, оснащенный и подкрепленный современной электроникой, всеми этими компьютерными и прочими гаджетами операющимися  на всемирную паутину связи.

 «Мир стал плоским и маленьким, -  пишет Томас Фридман в своем объемном исследовании: ПЛОСКИЙ МИР: КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХХI ВЕКА

«Очевидно, - говорит он, - что сегодня благодаря компьютерам, электронной почте, коммуникационным сетям, телеконференциям, быстро приспосабливающемуся к новым задачам программному обеспечению возможность сотрудничать и конкурировать в реальном времени появилась у беспрецедентно большого числа жителей Земли— в большем числе областей, в большем числе точек земного шара, на более равных основаниях, чем когда–либо раньше в мировой истории».

    Все это напоминает общество описанное Жаком Аттали в его книге «Новые кочевники». Вот как он описывает это общество.

«Деньги, информация, товары, да и сами люди будут перемещаться вокруг света с головокружительной скоростью.

 Покончив с любой национальной «привязкой», порвав семейные узы, заменив все это миниатюрными микропроцессорами, которые предоставят людям возможность решать многие проблемы, связанные с сохранением здоровья, образованием и личной безопасностью, такие граждане — потребители из привилегированных регионов мира превратятся в "богатых номадов".

Они смогут принимать участие в освоении либеральной рыночной культуры, руководствуясь при этом своим политическим или экономическим выбором, они будут странствовать по планете в поисках путей использования свободного времени, покупать информацию, приобретать за деньги острые ощущения и такие товары, которые только они могут себе позволить, хотя и будут испытывать тягу к человеческому участию, тоску по уютной домашней обстановке и сообществу людей — тем ценностям, которые прекратили свое существование, так как их функции устарели».

Дьявол стучится в этот мир и какими стенами мы оградим своё православное Отечество, если уже русский человек нападает на церковь и несет всяческую околесицу насчет православия?

Или же сдадимся на милость этого дьявола и отречемся от своих православных предков?

Я не знаю решения, но полагаю тут решение одно - сугубо индивидуальное. Либо лечь под эту грохочущую волну и быть ею погребенным, или подобно сёрфингисту оседлать её и мчатся к той зияющей пропасти, которая описана во всех эсхатологических религиях!

Прокопьевск  26 января 2016 г. В 1.30 часа.

 

Комментарии к рецензиям.

 

Ничего ты не придираешься просто статья явно сырая. Надобно эту сторону вопроса прояснить. Так что только спасибо могу сказать за эти "придирки".

Но как прояснить – не знаю!
Оно так - ты права ничего нового не произошло в человеке и с человеком и все-таки в каждой формации своё особенное, свой главенствующий дух.
Арии были кочевниками, столкнувшись с земледельческой цивилизацией Харрапы - шире Инда, где было собственное понимание Бога, они не устояли в вере своих отцов. Начался длительный  процесс падения религии Вед.
И так было всегда.
Возьмем время близкое к нам - европейская Реформации ведь тоже порождена кризисом католической церкви. Прежний дух (тут можно вспомнить Иоанна Богослова и его обличение церквей) католицизма был заменен духом Реформации, который в свою очередь раскололся почти одновременно на кальвинизм (Кальвин) и англиканскю церковь (Стокс) и в каждой своя власть духа. Свой духовный вождь ( по Иоанну – Ангел).

Подобное можно наблюдать и в православии. Мы знаем старообрядцев, но мало знаем другие секты, а их великое множество!
Мы плохо знаем внутреннюю борьбу церкви, а она так же имела место. И все это водительствовало тем, или иным Духом.
Очевидно же пост революционная церковь "обновленчества" - это иной дух, чем был до 17 года. Да и церковь, пожалуй, уже времен Игнатия Бренчанинова была водительствуемая иным духом (ангелом). Не зря же он писал:

«В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква».

Так вот каким духом ведома православная церковь?

Мой ответ – разными духами в разные времена  и нынешняя постсоветская церковь - иной дух и хотя все они от евангелия, но все - разное.

Как сказал бы Иоанн Богослов: 

«Ангелу Ефесской церкви напиши…»

Знал бы о нашем состоянии сказал: «Ангелу русской постсоветской церкви напиши…»

Так что падшая природа человека со времен Адама неизменна, но соединяется она с разными духами и влечется ими к разным ценностям, которые суть продукты прогресса.

Так что и волны Тоффлера порождаются разными духами в разные времена в падшей душе человека, которая, конечно же неизменна.

«Царство моё не от мира этого», – так сказал Христос, то есть этот мир царство падших духов и только некая память в виде совести свидетельствует нам о нашем первоначальном духовном состоянии.

Апостол Павел сказал своим ученикам: изложу своими словами: «если и ангелы будут проповедовать иное, чем я, то не слушайте их». И далее: «разве вы не знаете, что мы будем судить и ангелов?»

Думаю, статья и без этих комментариев к ней чрезвычайно сложная и если начать всё «прояснять» то она совершенно утонет в «объясняловках».

Так что остается надеяться на то, что правильно поймут и, по крайней мере, она не навредит по большому счету человеку.

 

++++++++++++

«Не навредит, это точно! Но всё-таки непонятно, что это такое - Дух реформации, Дух второй волны, третьей волны? Если смотреть с точки зрения надстройки, которую порождает техногенное состояние общества, тогда  что-то проясняется. Тогда Дух второй волны - это духовный продукт определённого  техногенного состояния общества. Но представить себе, что некий Дух вселяется в общество и порождает  волну техногенных изменений - это абсолютно что-то за гранью. Волну порождает один и тот же Дух -- бес любопытства и познания, который вечно сидит в человеке. А вот продукт духовный в зависимости от новых технологических  достижений получается разным. Есть Дух (неизменная сущность), а есть духовный продукт, который он творит. Вот этот продукт меняется в зависимости от технологий».

++++++++++++++++++++

 

Принимаю эту метафору – «духовный продукт».

Прогресс порождает продукт

Бес порождает прогресс. Где здесь начало и где конец?

Где причина и где следствие?

Ах да! Бес познания (он же любопытства) толкает вперед прогресс и в меру прогресса получаем «духовный продукт» соответствующий масштабу прогресса?

Опять же метафора, ибо в реальности продукта духовного нет. Есть картина Малевича, есть «золотой унитаз», но где здесь духовность? Есть картина Серова и есть стихи Антакольского, но где здесь дух? Здесь дух – метафора, отражающая  переживания от созерцания картины, от чтения стиха.

Не думаю, что статья станет понятнее, если я заменю метафору «демоны индустриализации» на «духовный продукт индустриализации».

Базис и надстройка – это что-то из марксовой классовой теории.

Сейчас этих классов нет, индустриальная эпоха разрушила бывшее классовое общество, раздробило их на мелкие страты. Грядущая волна и эти страты уничтожит. Мир станет атомарным.

Атомы будут соединяться, и распадаться сообразно своим влечениям и интересам.

Но это всего лишь экстраполяция тенденций.

 

[1] Кафка Франц (1883 — 1924) - австрийский писатель, использовал приемы абсурда.

 

 

Падшая, поврежденная Адамом природа и Христос показал, как можно её исправить. В этом смысл жертвенности Христа.

Куда изгнал Бог человека?.
Есть, конечно, много христианских ересей толкующих этот момент, чисто в иудейском духе. Кстати, как себе иудеи этот момент представляют есть у Пихноса Полонского, да и в книге Зогар об этом есть, конечно же и в Каббале.
Что касается бесов.
Бесы - суть падшие ангелы, архангелы, серафимы, херувимы и престолы!
И все они не утеряли своих способностей.
Потому существует в мире две иерархии духовных (от слова дух, духи)  сил добра и света, и сил зла, и тьмы.
Человек своей свободной волей склоняется к тем, или иными силам и эти силы по мере склонности, вселяются в его душу, порождая желания и стремления.

По христианской традиции – душа игралище духовных сущностей.

По атеистической – душа игралище животных инстинктов.

По моему разумению – это одно и то же, ибо одевшись в «кожаные ризы» человек по своей природе стал родственным животным.

 

 

(Глинский старец архимандрит Серафим (Романцов) сказал одному монаху: «Никакой молитвы у тебя нет, ты просто привык к ее словам, как некоторые привыкают к ругани»).

Апостол Павел пишет о причащении: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. 30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.» (1 Кор. 11:29).