«РАЗГОВОР О ЛЮБВИ И БЛИЗОСТИ»

На модерации Отложенный

Есть в моей жизни одна статья, у которой своя длинная история. Впервые я увидела эту статью на одном из сайтов, прочитала и поняла – «Да! Вот это да! Точно». Прошло время, где-то через год, разбирая документы на своём компьютере я снова наткнулась на эту статью, снова прочитала и поняла, что в прошлый раз не поняла ни слова. Только сейчас! Это было очень необычно и отрезвляюще. В следующий раз эту статью я увидела снова ещё где-то через год. Угадайте к каким выводам я пришла на этот раз? Правильно. Я будто видела эту статью в первый раз и сожалела, что не «видела» её раньше так, как видела в тот момент. Сама статья – это интервью Андрея Лапина, которое он дал газете МГУ в середине 90-х. Называется она «Разговор о любви и сексе». В этом интервью Лапин выделяет 4 характеристики обычной любви: Некрофилия Изнасилование Бизнес Потеря свободы Лишение сил И рассказывает о том, как он видит Любовь. На основе этой статьи-лекции был поставлен спектакль и снят фильм: «Stand up Comedy. Любовь и секс» (парадоксальный спектакль). Здесь я выделила основные мысли этой статьи (полностью статья есть здесь), что бы иметь возможность к ней возвращаться. *** ВОПРОС: И вообще — что такое «обычная» любовь? ОТВЕТ: То, что обычно называют любовью, включая её самые сильные проявления, вплоть до полного счастья или несчастья — всего лишь тень той великой мистической силы, которая за этим стоит. Эта Причина и есть любовь; то же, что обычно переживают люди — это страсти, вызванные привязанностями, но это не любовь. Это тень любви, но не сама любовь. Страсти могут быть такими сильными, что доведут вас до самоубийства или до рая на Земле, — но это всё равно только страсти. Это можно сравнить вот с чем. Представьте старую редкую марку стоимостью несколько миллион долларов, на которой изображена Сикстинская Мадонна Рафаэля. Для коллекционера эта марка может значить больше, чем жизнь. Наконец, он получает её, любуется ею, рассматривает штамп на уголке… Он в этот момент и не помнит о самой Мадонне! Какая там Мадонна! Марка — вот что для него важно! Мадонна послужила причиной написания картины Рафаэлем; картина послужила причиной для выпуска этой марки; но марка, а не Мадонна вызывает бурю чувств у коллекционера, из-за марки, а не из-за Мадонны он радуется или огорчается. Насколько сама Мадонна далека от марки, настолько же и любовь далека от тех страстей, что заставляют людей взлетать на небеса или лезть в петлю. Итак, есть то, что мы называем любовью, — т.е. всевозможные переживания, — и есть то, что является причиной этих переживаний, — т.е. сама любовь.» В обычной любви можно найти ряд признаков… 1. Некрофилия. Вот первый признак человеческой любви — все обычные, хорошие люди являются некрофилами. Они любят мёртвое. Некрофилия — это любовь к трупу. Практически все нормальные люди — некрофилы. Когда вы думаете, что любите живого человека, вы глубоко заблуждаетесь, на самом деле вы любите что-то мёртвое. И этот труп вы изготавливаете сами! Человеческая голова — это мавзолей, где хранится бережно изготовленная мумия возлюбленного. Изготовление такой мумии не занимает много времени и сил. Происходит это просто: когда вы в кого-нибудь влюбляетесь, то этот человек становится вдруг для вас совершенно необыкновенным, отличным от всех остальных. Вы его выделяете из всей толпы, он становится для вас по-настоящему особым, вы начинаете думать о нём, вспоминать его, мечтать о нём… Любовь заставляет вас возвращаться мыслями к своему любимому. И вспоминаете вы всегда то, что вам в нём нравится. В этот момент любовь проявляется через воспоминания; когда вы разделены, вам доступна только такая любовь — воспоминания. Если до любимого нельзя дотронуться рукой или взглядом, вы дотрагиваетесь мыслями, мечтами. Это влечёт за собой то, что называется кристаллизацией. Кристаллизация — это создание устойчивого образа того, кого вы любите. Вы кристаллизуете в своей голове образ, и этот образ закрепляется внутри вас. Вы его постоянно дорабатываете, дорисовываете, шлифуете, — работаете над ним без отдыха… Вы создаёте образ, схему, картинку, которую и любите. Но ведь это не оригинал! На самом деле это только срисовано с живого человека, но это не сам живой человек, это просто схема, не имеющая к реальности никакого отношения. Этот образ может быть очень, очень похож на оригинал. Но он мёртв, он полон только какими-то фиксированными представлениями об этом человеке. Фактически, получается, что вы любите какого-то другого, несуществующего человека — «человека», которого создали вы сами. И тут случается самое главное, — если вы начинаете знакомиться со своим любимым ближе, начинаете лучше узнавать его, то когда-нибудь вы обнаруживаете, что тот, кого вы любите, отличается от ваших представлений о нём. Он не оправдывает ваших ожиданий, — ведь у вас есть прогноз того, каким он должен быть… В конце концов, возникает какая-то ситуация, когда вы видите, что тот, кого вы любите, — живой человек — отличается от того, что вы хотели бы иметь. Похоже на то, как если бы вы нарисовали картину, а затем обнаружили, что оригинал отличается от вашего изображения. То, что происходит дальше, не укладывается ни в какие рамки. Вы начинаете исправлять оригинал в соответствии с нарисованной картинкой! Вы исправляете оригинал так, чтобы он стал похож на тот образ, который вы носите в своей голове — на ваши ожидания. 2. Это и есть второй признак любви обычных людей: обычная любовь — это изнасилование, изнасилование того, кого вы любите. Первый признак — некрофилия, а второй — изнасилование живого с целью приведения его в соответствие с мёртвой схемой в голове. А почему начинается это изнасилование? Потому, что, если вы любите по настоящему, то, естественно, вы стремитесь сделать любимого лучше, стремитесь помочь ему. Он ведь, несмышлёный, сердечный, не понимает… Так начинается изнасилование. Причём, всё это продиктовано искренним желанием помочь, исходящим из искренней любви… Разумеется, такое поведение — некрофилия, изнасилование — не является результатом тонкого расчёта и анализа. Действуя так, вы поступаете, следуя своему настроению, своим эмоциям. Вы поступаете искренне. Но если вы осознаете, что вы делаете… На самом деле, если вы хотите изменить человека, вы не любите его. Вы лжёте себе, думая, что любите его. В этом случае ваше отношение к нему можно выразить словамигодится, но требует доработки. Выходит так: вы взяли того, кто оказался под рукой, был доступен, и хотите этот бедный исходный материал превратить в свою мечту. Будьте честными, — на самом деле вы хотите его исправить «под себя». Сделать его удобным для себя, для своей любви. Чтобы вам было удобнее его «любить», удовлетворять себя. И чтобы при этом он меньше досаждал вам. Несколько десятилетий назад занялись одомашниванием лис. Для размножения отбирались только те особи, которые обладали смирным характером. К размножению не допускались особи с нежелательными чертами характера. Так вывели домашних лис. Все они оказались очень дружелюбны к людям и не агрессивны. По характеру и поведению эти лисы ничем не отличались от собак. Они перестали быть лисами, они стали собаками. Позже обнаружили, что такие лисы не обладают выраженной индивидуальностью и менее сообразительны — это были очень удобные для людей звери, но они лишились своей дикой природной красоты, грации и силы. «Вычистив» из лис те качества, которые не нравились, вместе с ними потеряли и то, что делало этих животных непохожими на других… То же самое происходит с вашим любимым, когда вы переделываете его. 3. Если быть внимательным, то можно заметить, что обычная любовь — это третье её качество — является просто бизнесом. Почему обычная любовь — это бизнес? Потому, что вы чего-то хотите от своего возлюбленного, чего-то ожидаете. Например, того, чтобы этот человек был рядом с вами, чтобы вы могли видеть его. Или, чтобы он любил вас. Или (что ещё лучше), чтобы он любил вас в доступной для вас форме. Или, чтобы одевался так, как хотите вы, учился в таком-то институте, говорил вам такие-то слова, дарил то, что вам нравится, совершенствовался, чтобы у него были другие родители… и так до бесконечности… Требований может быть миллион или всего-навсего одно-единственное — это не имеет значения. Важно то, что вы чего-то хотите — хотите в обмен на свою любовь. Получается так: вы даёте любовь и рассчитываете за неё получить то, что вам хотелось бы. Как только вы видите, что ваше желание не исполняется, ожидание не оправдывается, что любимый не соответствует тому, что вы от него хотите, возникает недовольство. Это и есть «нечестный бизнес» — вы даёте ему любовь, а он вам взамен не то, чего вы хотите. Когда вы видите, что вас таким образом «обманывают», т.е. «бизнес» нечестен со стороны вашего партнёра по любви, вы начинаете изнасилование… Оказывается, что обычная любовь условна, т.е. то, любите вы сейчас человека или вы недовольны им, зависит от каких-то условий. Необходимо, чтобы тот, кого вы любите, выполнял какие-то условия, чему-то соответствовал, был таким-то и таким-то. Если этого нет, а ваша любовь при этом искренна, начинается изнасилование, — вы ведь хотите помочь от чистого сердца. Вы хотите сделать того, кого любите совершенней. Вы начинаете бороться с его недостатками, «спасать» его. При этом негласно подразумевается, что вы знаете лучше него самого, каким он должен быть. Вам, как влюблённому в него, видней. 4. Четвёртое свойство обычной любви — это потеря свободы. Эта потеря происходит из-за лжи. Любя, вы сажаете в тюрьму себя и хотите посадить в тюрьму своего возлюбленного. Во-первых, себя. Происходит это так. Если вы кого-то любите, вы хотите угодить своему любимому, понравиться ему. Вы хотите, чтобы вас тоже любили. Вы раздумываете над своим поведением, анализируете его, оцениваете… Над каждым шагом, который может увидеть ваш любимый, вы размышляете: «Если я сделаю так, ему понравится? Может, сделать по-другому? Или вообще не делать?..» Вы подбираете наилучший, по вашему мнению, вариант поведения — что одеть, что сказать, как улыбнуться и т.п. — вы переделываете, деформируете, искажаете себя в соответствии с тем, что по вашему мнению должно нравится любимому. Вы что-то добавляете к себе, что-то убираете… Ваше поведение становится искусственным, вы начинаете лгать, чтобы понравиться другому. Так вы теряете естественность, сажаете сами себя в тюрьму. Выбранное поведение неискренне, искусственно, оно порождено головой, размышлениями, а не сердцем. Сердцем порождается желание понравиться, а то, как этого добиться, придумывает голова. Чаще всего вы не отдаёте в этом себе отчёта, всё это происходит совершенно неосознанно. То же самое происходит с вашим возлюбленным. Если он любит вас, он начинает, точно так же как и вы, деформировать себя, быть искусственным, неискренним — чтобы понравиться вам. И он тоже лишает себя естественности, свободы, сажает себя в тюрьму. Получается, что двое заключённых любят друг друга. Но больше того, вы не только сами теряете свободу, вы и другого лишаете свободы — вы ведь позволяете другому быть только таким-то и таким-то — в строго определённых рамках. Точно так же и он: становится неестественным сам и ограничивает вас. Вы являетесь тюремщиком для себя и тюремщиком для него, а он в свою очередь — тюремщик для себя и тюремщиком для вас. Всё это не плохо, просто так есть, так устроены люди. В этом надо разобраться для того, чтобы ясно увидеть и осознать происходящее с вами или около вас. Тогда может произойти что-то важное, — что-то изменится. Вы перестанете лгать — себе и другому… 5. А вот ещё один — кажется, пятый — признак обычной любви: обычная любовь лишает сил. Вы теряете энергию. Посмотрите, как заканчиваются все обычные истории любви, как расстаются, разбегаются люди. Люди расстаются, потеряв силы, — взгляд потухший, энергии нет, радости нет, есть злость друг на друга, обвинения, недовольство.

Законный вопрос, — неужели это всё с людьми делает любовь? Ведь когда только встретились, был прилив сил, энергия била ключом — спать и есть хотелось меньше, глаза горели, был полёт… Такого человека видно сразу! А расстаются — бессильными, грустными. Конечно же, не любовь виновата в этом, не любовь это делает с людьми; это то, что люди делают с любовью. Так что же теперь делать? Не любить? Но волевым решением ни пресечь, ни пробудить любовь невозможно для большинства людей. Проходя через подобные переживания, человек меняется, — начинает что-то делать по-другому — не от ума, но от сердца, естественно. Любови, которые переживает человек, это моменты счастья, прикосновения к Божественному. Давным-давно считали, что если вы влюбились в кого-то, значит, стрела амура попала в ваше сердце. Купидона и амура изображают как крылатых мальчиков с луками. Они стреляют в сердца людей стрелами любви, которые заставляют их влюбляться друг в друга. Это символ. Стрела — это «аванс» энергии, который мы получаем с Небес. Это возможность ощутить такое божественное переживание, как любовь, благодаря другому человеку — в тот момент, когда он становится вашим любимым. Но каждый распоряжается этой энергией, этим авансом по-своему. Если вам дали тысячу долларов, вы можете их либо пропить, либо вложить в какое-то дело, либо накупить на эту сумму книг, либо поехать в путешествие… Точно так же и с любовью. Вы получаете возможность любить кого-то, на это вам «выделяется» сколько-то энергии. Но что вы сделаете с этой энергией? Куда вы её направите? В себя? В партнёра? В чувства? Рассеете, растратите её? Именно от этого зависит, что произойдёт с вами и с вашим любимым человеком… Но любой из нас сталкивался с проблесками совершенно особой, иной любви. Эта любовь лежит в другой плоскости, в другом измерении. В течение жизни человек имеет возможность хотя бы иногда чувствовать такую любовь. Возможно, это переживание длилось у вас всего одну секунду и было направлено только на одного человека, но забыть его или спутать с другими чувствами невозможно. Такая любовь отличается от той, о которой только что говорилось, прежде всего тем, что вы любите в этот момент реального человека. Вы любите живого человека. Вы любите его таким, каков он есть — целиком, всего. В такой момент вы обнимаете его своей любовью полностью. Вы не разделываете его, как мясник, на съедобную и несъедобную для вашей любви части. Не остаётся ни одной частички в его душе, в его существовании, в нём самом, которую бы вы не любили бы в это мгновение. Такая любовь похожа на поведение водоросли в воде. Длинная зелёная водоросль — она настолько гибкая, что полностью сливается с потоком воды. Она отдаётся течению абсолютно, у неё нет никакого желания «исправить» поток воды, изменить его. Она полностью сливается с ним, становится его частью. Её можно заметить только потому, что она другого цвета. Она следует каждому малейшему изменению в движении потока… Если вы любите человека так, вы принимаете его в этот момент тотально, полностью, всего, целиком. Даже сам жест, символизирующий любовь, — если вы кого-то любите, вы обнимаете его, прижимаете к себе… Такая любовь — это принятие. Принятие того, что есть. Вы принимаете без желания изменить что-то, и без желания иметь что-то в обмен. Без всякой надежды получить что-то в ответ. Вы испытываете счастье оттого, что есть тот, кого вы можете любить. На Востоке есть легенда о том, что когда-то, в начале времени, Бог был один. Он был абсолютно одинок, но Он был переполнен любовью. Любить Ему было некого — не существовало ничего, кроме Него Самого. Тогда Он создал Вселенную — для того, чтобы Ему было, что любить. И Он благодарен Вселенной за то, что Он может проливать на неё Свою любовь. Также и вы можете быть благодарны своему возлюбленному за то, что он существует, и вам есть, кого любить. В одном маленьком монастыре я видел эпитафию, на могиле было написано: «Спасибо за то, что ты был». Понимаете, за то, что он был — не за то, что он был любящим отцом или любящим мужем… Просто за то, что он был. На самом деле, это и есть причина любви — существование того, кого вы любите. Как мама любит маленького ребёнка? Она его любит без видимой причины. Причиной любви является его существование. Она ничего не ждёт от него. Она не перестаёт любить его, когда он обмочил подгузники. Потому что она не ставит ему условий, каким он должен быть. Радость ей доставляет его существование. Вот и всё. Но взрослые мужчины и женщины так любят друг друга очень редко. Вспомните, как вы любите море или горы. Вы не фиксируете их состояние, не накладываете на них никаких обязательств, не ставите им никаких условий. Наоборот, радость вам дарят разнообразие и изменчивость, непохожесть каждого нового дня. Море очень красиво и в штиль, и в шторм, и в полдень, и ночью, когда свет луны играет с водой, и в ней отражаются звёзды. А утром иногда невозможно найти границу неба и воды, кажется, что они слиты в одно целое — кажется, что купаешься в небе. Также и горы — они красивы и зимой, и летом, и тогда, когда цветут альпийские луга. Вы не ставите условий: «Пусть всегда солнце стоит в зените, это дерево только слегка зеленеет, цветы — только там». Наоборот, разнообразие заряжает вас энергией. С людьми так бывает редко. Представьте, вы его ждали в семь, а он пришёл не в семь, а в восемь, да ещё утра, и к тому же не к вам, а вы радуетесь разнообразию и спонтанности его поведения! Маловероятно… Обычная любовь похожа на огромное орудие, которое вы нацеливаете на своего возлюбленного. Вы ловите его в перекрестие мишени и начинаете любить — бам, бам, бам! Но живой человек не стоит на месте. Он двигается, смещается, уходит в сторону. Он меняется. Но ваша пушка весит много тонн (может быть, это Царь-пушка), она такая инертная, что её невозможно сдвинуть в сторону, а уж тем более уследить за двигающейся мишенью — вашим любимым. Гораздо легче силой вернуть этого человека в перекрестие прицела, приковать его к тому месту, куда направлено дуло вашей «нежной» любви, и любить, любить его до гроба… Но если ваша любовь — это водоросль, а не пушка, тогда всё по-другому. Вы не насилуете, вы только предлагаете. Да, вы можете предлагать тому, кого вы любите, нечто. Ведь любовь — это отдавание. Процесс любви — это процесс отдавания. Вы испытываете наслаждение от отдавания, дарения энергии любви. Энергия исходит из вашего сердца, доставляя вам блаженство. Удивительный факт — чем больше вы отдаёте, тем становитесь более наполненными. Чем больше вы излучаете, тем сильнее становится источник любви внутри вас… Любя так, вы можете предлагать что-то своему любимому, но вы никогда не насилуете его своим предложением. Дело вашего любимого — принимать или нет. От такой любви вы не теряете свободу, вы не бываете искусственным, вы никак не подстраиваете своё поведение «под него». И такая любовь не обессиливает, наоборот, она заряжает силой и энергией. Она даёт радость и ещё большую свободу, она освобождает. Чем больше вы погружаетесь в любовь, тем вы чувствуете себя свободнее и возвышеннее. Такую любовь на Востоке сравнивают с ароматом цветка, с благоуханием розы. Когда вы проходите мимо розы и чувствуете её запах, вы переживаете нечто приятное, какое-то блаженство — вы ощущаете её аромат и наслаждаетесь им. Но когда вы уходите и перестаёте ощущать запах, роза остаётся такой же — она благоухает по прежнему. Запах для вас закончился, вы отошли и не чувствуете его больше, но он остаётся в розе. Роза пахнет не для вас. Она просто пахнет. Это одно из её качеств, такое же, как количество лепестков, их форма, цвет. Этот кусочек её существования мы ощущаем как что-то очень приятное. Любовь «пушка» живёт в голове, а любовь «водоросль» — в сердце. Почему в голове? Потому что вы всё время вспоминаете, сравниваете и планируете. Первый импульс каждой любви всегда рождается в сердце. Но когда вы начинаете думать о любви, энергия покидает сердце и переполняет голову. От этого голова становится огромной, а сердце — маленьким. Голова не выдерживает и, в конце концов «взрывается» — находится случай, когда вы перестаёте быть довольны своим возлюбленным. И вы расстаётесь с ним, — любовь кончилась. Ведь такая любовь конечна. Если нет новых поступлений извне, если нет подпитки, любовь иссякает. Разумеется, вначале некоторое время вы можете питаться сердечной энергией любви — чувствовать эмоции. В этом случае энергия тратится на эмоции. Но когда эта энергия кончается, когда сердце больше не излучает любовь, вы начинаете «питаться» своим любимым. Обычная любовь, она питается тем, кого вы любите. Вы пожираете своего любимого. Джебран Халиль Джебран писал в «Пророке»: …Но пусть близость ваша не будет чрезмерной, И пусть ветры небесные пляшут меж вами. Любите друг друга, но не превращайте любовь в цепи: Пусть лучше она будет волнующимся морем между берегами ваших душ. Наполняйте чаши друг другу, но не пейте из одной чаши. Давайте друг другу вкусить своего хлеба, но не ешьте от одного куска. Пойте, танцуйте вместе и радуйтесь, но пусть каждый из вас будет одинок, как одиноки струны лютни, хотя от них исходит одна музыка. Отдавайте ваши сердца, но не во владение друг другу. Ибо лишь рука Жизни может принять ваши сердца. Стойте вместе, но не слишком близко друг к другу, Ибо колонны храма стоят порознь, и дуб и кипарис не растут один в тени другого. Такая любовь не имеет двух сторон, она едина. Обычная же любовь имеет всегда две стороны. Это радость и страдание, блаженство и боль, счастье и несчастье. Странно, но факт: тот, кто дарит вам счастье, становится причиной вашего несчастья. Например, вы кого-то любите и вы счастливы благодаря этому человеку. Но вот он вынуждено уезжает, например, в командировку, и вы начинаете страдать. Не он увёз ваше счастье, ведь он тоже его лишается, расставаясь с вами. Вы оба становитесь одинокими и, как следствие этого, страдаете. Одиночество делает вас несчастными. Ведь до этого вы были не одиноки, вы были вместе со своим любимым. Но вот он уезжает в командировку, и счастью приходит конец. Разве это настоящее счастье, если оно зависит от дислокации вашего возлюбленного? Может быть, это иллюзия счастья? Полностью слиться друг с другом можно, только оставаясь одинокими. Если вы остаётесь одинокими, вы можете быть бесконечно близки друг к другу. Это не противоречие. Вы можете непрерывно двигаться навстречу друг другу, не застревая на какой-то одной дистанции, — ведь вы остаётесь одинокими, ничто не мешает вам двигаться. И еще несколько цитат из второй части статьи, где речь идет о сексе. «…если секс для вас — это половой акт, то между любовью и сексом нет ничего общего: любовь — это состояние сознания, а половой акт — это физиологическое происшествие с участием двух тел. Если же секс для вас — это проявление любви, её материализация, то между любовью и сексом нет никакой разницы. В этом случае секс и любовь — это одно и то же. В этом случае ваше тело — это язык, на котором вы говорите о любви, а секс — это разговор о любви, объяснение в любви, сама любовь…» «…Для всех людей обычный секс — это просто облегчение. Эта привычка, разрешающаяся как облегчение. Как вы сходили в туалет. Вам стало легче, это приятно. Особенно, если долго вас не пускали перед этим в туалет. Да, но ваш возлюбленный это не унитаз, в который вы сбрасываете свою сексуальную энергию и вам становится легче после этого. Это смешно. Поэтому для большинства людей, для всех, секс является просто потерей энергии. Приятной, но потерей. Оргазм называли раньше «малой смертью» по силе ощущений. Но для большинства людей — это просто плевок в своего возлюбленного вот этой энергией…» Обычный секс лучше всего описал такой выдающийся сексолог и практик, как ослик Иа. Он сказал: «Входит и выходит, входит и выходит…».