В ООН расскажут мифы о соблюдении Латвией прав человека
На модерации
Отложенный
Завтра, 26 января, на совещании рабочей группы по Универсальному периодическому обзору положения с правами человека ООН в Женеве латвийская делегация во главе с госсекретарём МИД Андреем Пилдеговичем будет убеждать мировое сообщество в успехах официальной Риги на поприще соблюдения прав человека.
Делегация подобрана и укомплектована в соответствии с «боевой задачей»: доказать всему миру, что Латвия «молодец» и ничьи права не нарушает, а все разговоры об обратном – происки «кремлёвского агитпропа». В составе делегации – заместитель госсекретаря Министерства внутренних дел Янис Цитсковскис, заместитель директора Агентства латышского языка Даце Далбиня, первый секретарь постоянного представительства Латвии при ООН в Женеве Роланд Эзергалис, посол постоянного представительства Латвии при ООН в Женеве Янис Карклиньш. Вместе с ними работают представители Министерства юстиции Лайла Медина, Эвия Папуле и Инесе Рудзите, представители Министерства культуры Анита Клейнберга, Улдис Лиелпетерс, Кристине Лице и другие.
«Спецгруппа» будет рапортовать ООН о широком спектре правовых вопросов, в том числе и о достижениях в соблюдении прав национальных меньшинств.
«Латвия уважает и развивает культуру, язык и традиции проживающих в стране национальных меньшинств, а её уникальная модель билингвального образования считается лучшей в мире», – говорится в хвалебном докладе группы Пилдеговича. И хотя сам документ пока не доступен широкой общественности, МИД Латвии, «информируя о достигнутом в области прав человека», опубликовал два ключевых тезиса: об образовании и гражданстве.
«Благодаря успешному процессу натурализации, предоставленным льготам и проведённым информативным кампаниям, процент числа неграждан на данный момент составляет менее 12% (257 377) – по сравнению с 29% (около 730 000) в 1995 году, когда этот процесс был начат». В мидовском резюме, однако, не сообщается об основной причине изменения числа неграждан – они попросту умирают; основное количество неграждан в Латвии – лица старшего поколения.
А об «успешности» информационных кампаний, в свою очередь, наглядно свидетельствует тот факт, что в последние годы число латвийцев, принимающих российское гражданство, существенно превышает количество натурализующихся.
Конечно, нельзя не отметить и заслуг власть имущих. Политика официальной Риги действительно способствовала снижению числа обладателей фиолетовых паспортов. Ограничения в правах и постоянное давление заставляли неграждан перешагнуть через себя и сдать несчастный экзамен по натурализации, чтобы купить билет в один конец и навсегда уехать из страны на Запад. Сомнений нет, эффективная практика…
«Неотъемлемой составной частью политики интеграции Латвии является неизменная поддержка государством развития культуры, языка и традиций национальных меньшинств. Введённая в Латвии уникальная модель билингвального образования используется в мире как пример лучшей практики в сфере образования национальных меньшинств», – гласит второе положение МИД.
Этот тезис и вовсе был написан в каком-то параллельном мире. Достаточно вспомнить 2014 год, когда очередной виток сворачивания русскоязычного образования удалось отсрочить лишь с помощью протестных акций. Новый кандидат в премьер-министры Латвии Марис Кучинскис уже пообещал партнёрам по возможной коалиции перевести оплачиваемое государством образование исключительно на латышский язык. Так о какой «поддержке развития культуры, языка и традиций национальных меньшинств» может идти речь, если вопрос ликвидации остатков образования на русском языке не выходит из политической повестки дня латвийского правительства?
Помимо «мифов и легенд о правах человека» Пилдеговича своё видение ситуации представит в ООН Бюро омбудсмена Латвии – абсолютно беззубая в вопросе спора с государством структура, возглавляемая Юрисом Янсонсом. Тем самым госправозащитником Янсонсом, который в 2014 году вовсю лоббировалзакрытие школ с русским языком обучения, так как они вредят «интересам коренных жителей страны». Бесспорно, это «лучший» оппонент официальной Риге в дебатах о защите прав нацменьшинств.
Официальный правительственный доклад, рисующий картинку с соблюдением прав человека в розовом цвете, не включает в себя мнение некоммерческих организаций. Последние, однако, имеют право подготовить свои альтернативные, так называемые теневые, доклады. Подобным правом традиционно пользуется Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ) – общественная организация, специализирующаяся на вопросах прав человека, особенно – вопросах прав национальных меньшинств. К очередной, 24-й, сессии по Универсальному периодическому обзору, где Пилдегович и команда будут рассказывать о латвийских достижениях на ниве правозащиты, ЛКПЧ подготовил свой теневой доклад.
Помимо фиксирования реального положения дел с соблюдением прав нацменьшинств, которое официальная Рига прячет под мифы об «уникальной, лучшей в мире модели билингвального образования» и «успешном процессе натурализации», правозащитники предлагают и конкретные рекомендации по улучшению ситуации. Среди них подписание и ратификация ряда международных договоров, касающихся прав человека; бесплатные курсы для подготовки к экзамену по натурализации и отмена такого экзамена для людей пенсионного возраста, инвалидов, лиц, получивших образование в Латвии; отмена несоразмерных ограничений для неграждан (в частности, ограничений на профессии); предоставление негражданам права участия в муниципальных выборах; гарантия права получения качественного образования на языке нацменьшинств; законодательное признание статуса языков национальных меньшинств.
Мечты, мечты, где ваша сладость?
Подобные рекомендации уже десятки раз звучали со всевозможных трибун, но воз и ныне там. Попытки представителей третьего сектора докричаться до европейских чиновников напоминают глас вопиющего в пустыне. А пока о прогрессе в соблюдении прав человека в Прибалтике будут рассказывать те, кто активно эти самые права попирает, прикрываясь фиктивной оппозицией в лице ручного омбудсмена, ситуация едва ли изменится в лучшую сторону.
Комментарии