Ежегодно в Беларуси «вымирает» райцентр

 

Этот красный сигнал горит уже 23 года. Мы привыкли к нему настолько, что даже не замечаем.

Всем, кто неравнодушно относится к будущему Беларуси, стоит чаще заходить, например, на ООНовский сайт. Не нужно быть профессиональным демографом, чтобы увидеть, что мы вымираем. За этот период численность белорусов сократилась почти на 1 млн. Об этом пишет Сергей Лебецкий из Европейской исследовательской ассоциации «Oikonomos» (Вильнюс, Литва), сообщает «Наша нiва».

За минувший 2015 год нас стало меньше на 33.982 человека. Каждый день нас становится меньше на 45 человек. Таким образом, каждый день вымирает небольшая деревня, каждый год — райцентр, а каждые 23 года — целый мегаполис.

Кажется, и войны нет, а страна вымирает.

Почему Беларусь оказалась в числе лидеров по сокращению численности населения? Ответить на этот вопрос не так просто, и причина здесь не одна.

Чтобы определить хотя бы часть из них, посмотрим, какие страны оказались в этой печальной группе со значительным отрицательным естественным приростом населения. Это Болгария, Сербия, Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Украина. Из развитых стран в этой группе — Германия и Япония.

До недавнего времени в эту группу входила и Российская Федерация, но в последние годы ей удалось выйти на положительный естественный демографический прирост, хотя и в значительной степени за счет кавказских республик.

Близкий к нулю демографический прирост присутствует почти во всех странах Центральной Европы.

В Беларуси максимум рождаемости пришелся на 1958 год, это был пик послевоенного бэби-бума, который, кстати, имел место и в Европе, и в США.

В США до сих пор, за исключением, Нью-Йорка, Чикаго и некоторых других мегаполисов, семья, в которой трое или более детей, является нормой даже среди белого населения. Особенно это касается традиционных католических и протестантских семей (их пока большинство), семей относительно автономных религиозных общин (амиши, мормоны и др.). Автор этой статьи много раз бывал в американских семьях (преимущественно католических и православных), и его поразил тот факт, что независимо от уровня благосостояния семья, где детей много, считается нормой.

Вернемся, однако, к демографической ситуации в Беларуси. Ее, без преувеличения, можно назвать катастрофической.

Рождаемость на одну женщину — около 1,6 ребенка, более двух миллионов абортов за последние 20 лет, превышение продолжительности жизни женщин над продолжительностью жизни мужчин более 10 лет (один из самых высоких в мире показателей), печальные показатели по расторжению браков, первое место в мире по употреблению алкоголя и т.д.

Все это показатели того, что институт семьи в Беларуси тяжело болен.

Можно ли улучшить эту ситуацию? На наш взгляд, очень трудно, но что-то сделать можно. Нельзя сказать, что государство ничего не делает в этом направлении, оно вынуждено что-то делать: Программа демографической безопасности и др. Но то, что ситуация почти не улучшается, говорит о том, что делается мало. Здесь должен быть комплексный и нестандартный подход. Государство, общество, религиозные общины и каждый из нас должен сделать все возможное для поддержки репродуктивных семей Беларуси (разумеется, при рождении и приеме детей).

Следует укреплять и расширять частную собственность семей: помимо прочего, выделять землю в пригородах и поддерживать строительство жилого дома (не квартиры), наделение капитальными активами (передача части акций, принадлежащих государству, так сказать, точечная приватизация). Желательно всесторонне поддерживать семейный бизнес для семей с детьми.

Нужно поддерживать общинные конфессиональные пригородные поселения (православных, католиков, протестантов и др.).

Должна работать каждодневная на протяжении лет социальная реклама здоровых семей.

Желательно было бы разработать новые формы вечерне-дистанционной формы высшего образования на льготной основе для молодых матерей.

Необходимо прежде всего экономическими методами вести борьбу с абортами и бытовым употреблением алкогольных напитков.

Желательно было бы дополнительно учредить и негосударственные фонды поддержки семей, где рождается третий ребенок.

Здесь перечислены лишь некоторые меры комплексной поддержки семей с детьми. С некоторыми из них не все согласятся. Но, надеюсь, подавляющее большинство людей, особенно, тех кто принимает важные для страны решения, согласится: необходимо сделать все, чтобы остановить депопуляцию в Беларуси. Иначе, если ничего не изменится, нашему этносу останется 160—180 лет… Минута для истории.