На избирательных фронтах России происходят изменения
На модерации
Отложенный
Итак, российское избирательное право ожидают некоторые нововведения. Разумеется, речь не идет о глобальных изменениях, но и о малой степени важности этих перемен говорить не приходится. Поручения президента РФ по результатам встречи (от 01.10.2015 г.) с Советом по развитию гражданского общества и правам человека получили свое отражение в реальности.
Администрацией президента и Центральной избирательной комиссией по поручению главы государства был подготовлен ряд поправок, связанных с определением прав наблюдателей в ходе проведения выборов.
1) Теперь (если законопроект будет одобрен в ГД) удалить наблюдателя с участка будет возможно только по решению суда. Напомним, что ранее данный процесс был весьма незамысловат – по решению председателя комиссии наблюдатели просто могли быть отстранены. К слову сказать, данный пункт уже присутствует в законе о выборах в Государственную Думу и впервые будет применен уже в этом году в сентябре;
2) Наблюдатели на законодательном уровне получат возможность производить фото- и видеосъемку. Думаю, ни для кого не секрет, что скандалов, связанных с использованием соответствующей аппаратуры, а также с запретом заниматься подобной деятельностью на участках было целое множество. Причина тому – отсутствие юридического регулятора. И все, по сути, зависело целиком и полностью от позиции по данному вопросу членов или председателя комиссии того или иного избирательного участка;
3) Если же на данный момент не установлено никакого ограничения на максимально разрешенное количество присутствующих на участке наблюдателей (ограничено лишь количество наблюдателей, присутствующих в помещении для голосования – возможно нахождение лишь одного человека), то, исходя из предложений ЦИК и АП, максимальное число таких лиц от каждого кандидата или партии на одном избирательном пункте ограничивается двумя наблюдателями;
4) Чисто техническим нововведением также станет обязательное преждевременное предоставление партиями или кандидатами, желающими отправить своих наблюдателей, соответствующей о них информации. Мера призвана прежде всего обеспечить порядок в работе комиссий с наблюдателями.
Президентом были поручены разработать предложения, они были разработаны и представлены. Более того, соответствующие правки в законодательстве, обозначенные в подготовленных законопроектах, уже были одобрены Владимиром Путиным. Что хотелось бы отметить, так это тот факт, что вся разумная критика касаемо вопросов легитимности выборов, фактов фальсификации и т.д. и т.п., что была вынесена на публичное обсуждение на официальном уровне, была выслушана и учтена. Как результат – нововведения, которые должны (по идее) удовлетворить представителей СПЧ, так рьяно отстаивающих права наблюдателей.
Вообще число таких вот своеобразных «контролеров» с каждым годом все возрастало: с 44 тысяч в 2012 году до 108 тысяч в 2015. О чем это говорит? Вообще, для России практика эта была не столь и распространена. Во-вторых, количество сомневающихся (в основном, безосновательно) в законности выборов самых разных уровней росло параллельно числу желающих выборы сорвать, а также числу тех, кто этому хотел помешать. Отсюда – провокации, не всегда адекватная реакция (но их тоже можно понять, накал страстей все-таки запредельный) членов избирательных комиссий, ну и периодически подливающая масла в огонь пресса.
Подобные нововведения – демонстрация стремления к максимальной прозрачности, открытости всех выборов. Пусть все будут в равных условиях. Ограничены в своих правах избирательные комиссии, зато в количестве ограничены наблюдатели. Неизвестно пока, в каком все-таки формате будет реализована идея с возможностью удаления «контролеров» только в судебном порядке, но ясно одно: процесс будет отрегулирован и поставлен на поток:
«На мой взгляд, нужен разъясняющий документ, который Центральная избирательная комиссия подготовит вместе с судебными и правоохранительными органами, — заявила член ЦИК Майя Гришина.
— Например, в нем может быть прописано, что акт составляется на месте, и в суд подается соответствующее заявление. Суды, как известно, обязаны работать в выходные дни.
Да, быть может, новые правила усложнят некоторые моменты, но это позволит исключить факт возникновения широкого общественного резонанса, связанного с отстранением наблюдателей, параллельно с увеличением их ответственности, а также ответственности тех, кого они представляют – партии ли или же отдельных кандидатов. Впрочем, запланирована и работа по повышению профессионализма наблюдателей, на данный момент во многом от этого также зависит ситуация на том или ином отдельно взятом избирательном участке.
«Мы требуем от наблюдателей профессионализма, мы просим их не создавать на пустом месте конфликтные ситуации и не быть заряженными на конфликты. К сожалению, есть технологии, когда наблюдатель заряжен на то, чтобы создать на участке недопустимую обстановку. Например, когда избиратели подходят получать бюллетени, наблюдатель почему-то считает возможным прервать этот процесс, начать требовать исполнения в первую очередь своих прав. Эти технологии направлены на создание сомнения в результатах выборов. Это нечастые случаи, но они должны быть минимизированы…».
С нововведениями все вроде бы предельно ясно. Они будут доработаны, доведены до ума и, в конечном счете, приняты в том или ином виде. Факт налицо – работа усовершенствования избирательной системы ведется и при возникновении каких-либо нестыковок, конфликта интересов и пр. проводится «работа над ошибками». Четкий, взвешенный процесс по устранению любой вероятности появления «узкого места» и дальнейшей возможности использования подобных слабостей политическими силами, дабы «порвалось»…
И если в России идет, так сказать, «притирка», устранение всех имеющихся «шероховатостей» (не в силу слабости законодательства, а в силу меняющихся условий общественной жизни и прочих объективных причин), то где-то эта работа не ведется от слова «совсем». Так, если вспомнить, глава ЦИК Российской Федерации был назначен Госдумой на должность наблюдающего за американской демократией и еще в 2012 году презентовал внушительный доклад, в котором были представлены все минусы американской избирательной системы (особенно это касалось президентских выборов). Именно с тех пор в обществе закрепилось мнение о том, что именно президента в США избирает не большинство, а меньшинство. Еще тогда были высказаны слова о том, что американские выборы – «не прямые, не всеобщие, не равные и не обеспечивают тайну голосования избирателей».
Да, миллион раз было говорено о том, что те, кто навязывает демократию повсеместно, всеми имеющимися способами (в том числе и самыми что ни на есть антидемократическими), меняться сами не станут. Они будут тыкать носом каждого, но попробовать объективно взглянуть на избирательную систему в своей стране – это уже выше их сил.
Впрочем, опускаться до их уровня мы не станем, мы просто будем делать свое дело, будем работать и совершенствоваться. Уж назло ли всем или нет – нас волновать особо не должно. Мы должны двигаться вперед по всем фронтам. Сейчас это фронт «избирательный».
Комментарии
Ну понятно, теперь на каждом избирательном участке будет дежурить еще и судья...