Послания князю Александру Невскому от Папы Иннокентия IV.
На модерации
Отложенный
Иннокентий IV — Александр Невский Александр Невский принял католичество — в этом был убежден Папа Римский Иннокентий IV. Глава католической церкви написал два послания Александру Невскому. Первое послание датировано 23 января 1248 года. В нём Папа Римский настойчиво убеждает Александра Ярославовича принять католичество и предлагает помощь в борьбе с татарами. «Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать». Судя по тону второго послания, которое было написано в декабре того же года, можно предполагать, что Невский-таки принял католичество. Такое ощущение возникает при первом прочтении, но ощущение это неверно. Из текста грамоты ясно видно, что восторги Папы от обращения князя в католичество породил вовсе не ответ Александра Невского на первую грамоту (никакого намёка на его ответ вообще нет), а отчёт крайне честолюбивого папского легата в Пруссии и Ливонии Альберта фон Зуербеера по поводу разрешения Александром построить католический храм во Пскове. Во-первых, такой вопрос не обязательно должен был решать сам Александр, а за него это мог сделать наместник. Сам Невский в это время мог быть в ставке Батыя или в Карокоруме, нашли ли его папские легаты — вопрос открытый. Как отнёсся к инициативе своего наместника и псковских властей сам Александр, торжественно вернувшись в Великий Новгород с митрополитом Кириллом и епископом Ростовским в 1251 г., мы можем предполагать по тому, что археологами следов католического храма XIII в. в Пскове не найдено. А генеральный ответ князя на притязания католиков был вполне однозначен. Во второй грамоте папа просил пустить в гости своего легата и «подобающим образом принять его как выдающегося члена Церкви», отнестись к нему «благосклонно и с уважением воспринять то, что он посоветует». Судя по Житию, Александр Невский принял папских посланцев уважительно, посоветовался в мудрыми людьми и решил, что священную историю знает не хуже католиков, а вера их Руси не подходит: «От вас учения не примем!». Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому Иннокентий епископ, раб рабов Божиих. Отец грядущего века, князь мира (princeps pacis), сеятель благочестивых помыслов, Спаситель наш Господь Иисус Христос окропил росою своего благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава и, с дивной щедростью явив ему милость познать себя, уготовил ему дорогу в пустыне, которая привела его к яслям господним, подобно овце, долго блуждавшей в пустыне. Ибо, как стало нам известно из сообщения возлюбленного сына, брата Иоанна де Плано Карпини из ордена миноритов, поверенного нашего, отправленного к народу татарскому, отец твой, страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской Церкви, Матери своей, через этого брата, в присутствии Емера, военного советника. И вскоре бы о том проведали все люди, если бы смерть столь неожиданно и счастливо не вырвала его из жизни. Поелику он столь счастливо завершил свой жизненный путь, то надобно благочестиво и твердо уверовать в то, что, причисленный к сонму праведников, он покоится в вечном блаженстве там, где сияет немеркнущий свет бесконечный, где разливается благоухание, не исчезающее от дуновения ветра, и где постоянно пребывает он в объятиях любви, в которой несть пресыщения. Итак, желая, чтобы ты, как законный наследник отца своего, подобно ему обрел блаженство, мы, вроде той женщины из Евангелия, зажегшей светильник, дабы разыскать утерянную драхму, разведываем путь, прилагая усердие и тщание, чтобы мудро привести тебя к тому же, чтобы ты смог последовать спасительной стезей по стопам своего отца, достойного подражания во все времена, и с такой же чистотою в сердце и правдивостью в уме предаться исполнению заветов и поучений Римской Церкви, чтобы ты, покинув путь греха, ведущего к вечному проклятию, смиренно воссоединился с той Церковью, которая тех, кто ее чтит, несомненно ведет к спасению прямой стезей своих наставлений. Да не будет тобою разом отвергнута просьба наша (с которой обращаемся к тебе), исполняя наш долг, которая служит твоей же пользе; ибо весь спрос с тебя: чтобы убоялся ты Бога и всем сердцем своим его любил, соблюдая заветы его. Но, конечно, не останется сокрытым, что ты смысла здравого лишен, коль скоро откажешь в своем повиновении нам, мало того - Богу, чье место мы, недостойные, занимаем на земле. При повиновении же этом никто, каким бы могущественным он ни был, не поступится своею честью, напротив, всяческая мощь и независимость со временем умножаются, ибо во главе государств стоят те достойные, кто не только других превосходить желает, но и величию служить стремится. Вот о чем светлость твою просим, напоминаем и ревностно увещеваем, дабы ты Матерь Римскую Церковь признал и ее Папе повиновался, а также со рвением поощрял твоих подданных к повиновению Апостольскому Престолу, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства. Да будет тебе ведомо, что, коль скоро пристанешь ты к людям, угодным нам, более того - Богу, тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем.
Ведомо, что от опасностей легче бежать, прикрывшись щитом мудрости. Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать. За то же, что не пожелал ты подставить выю твою под ярмо татарских дикарей, мы будем воздавать хвалу мудрости твоей к вящей славе Господней. Писано в Лионе Х дня февральских Календ, в год V (23.I.1248). * * ******************************************************************************** Александру, сиятельному королю Новгорода. Господь отверз очи души твоей и наполнил тебя сиянием света своего, ибо, как узнали мы от нашего благословенного брата, архиепископа Прусского, легата Апостольского Престола, ты преданно искал и прозорливо обрел путь, который позволит тебе весьма легко и весьма быстро достичь врат райских. Однако ключи от этих врат Господь вверил блаженному Петру и его преемникам, Римским Папам, дабы они не впускали не признающих Римскую Церковь как Матерь нашей веры, и не почитающих Папу - наместника Христа, с сердцем, исполненным послушанием и радости. А потому ты, дабы не быть удаленным им от врат, не угодив Богу, всячески высказывал рвение, чтобы путем истинного послушания приобщиться к единой главе Церкви. В знак этого ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян. За это намерение твое мы воздаем искреннейшую хвалу Спасителю всех людей, который, никому не желая погибели, искупил грехи наши, пожертвовав собой, и смертью своей подарил нам жизнь, а множеством своих унижений даровал нам защиту от несправедливости. Мы, нежно заключая тебя как избранного сына Церкви в объятия наши, испытываем чувство умиления, равное тому чувству сладости Церкви, что ощутил ты, обретающийся в столь отдаленных краях, там, где множество людей смогут по примеру твоему достичь того же единения. Итак, мужайся, дражайший сын наш. Забудь прошлое, устреми все помыслы к цели более совершенной, дабы, непоколебимо и решительно храня верность Церкви, о чем мы уже говорили, и усердствуя в лоне ее, ты взрастил бы цветы сладостные, кои принесут плоды, навеки избавленные от тлена. И не думай, что подобное послушание чем-то принудительным для тебя будет. Ведь требуя его, мы ждем от человека одной только любви к Богу и возрастания праведности. Ибо, покинув тело, он, по заслугам своим, будет причислен к лику праведных и внидет туда, где сияет свет неземной и где яства сладкие, коими нельзя пресытиться, и где крепки объятия милосердной любви, коей нельзя насытиться. Кроме того, вышеупомянутый архиепископ желает навестить тебя. Поэтому мы обращаемся к твоему королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена Церкви, дабы ты отнесся к нему благосклонно и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных. Мы же, следуя совету того же архиепископа, позволяем тебе воздвигнуть упомянутый храм. Писано в Лионе, в XVII Календы октября, года VI (15.IX.1248). ***** Даниил Галицкий Даниил Галицкий был и остается единственным в русской истории русским королем. Такой титул он получил от Папы Римского Иннокентия IV. Живший и правивший в одно время с Александром Невским, он, в отличие от Невского, был «западником». В обмен на католизацию Юго-Запада Руси Папа предложил Даниилу королевскую корону. (Копия короны короля Даниила Галицкого ) На это решение повлияло свержение его зятя, Владимирского князя Андрея Ярославича, войском хана Сартака и передача ярлыка Александру Невскому, а также наступление хана Куремсы на приграничные Галицко-Волынские земли. В январе 1254 года Даниил Галицкий был коронован в Дрогичине, а за год до этого Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды. Крестовый поход против Орды был большим, но так и не осуществленным проектом. Помощь «латинян» Галицкому оказалась очень слабой: удалось освободить Луцк и часть Волыни, развернуть поход на Киев, но «в товарищах согласья не было», возникли проблемы с литовцами из-за дележа добычи — разозлившись, они опустошили окрестности не так давно освобожденного от Орды Луцка. Все эти события неоднозначно дали понять Даниилу, что его вероотступничество было неверным шагом, он порывает отношения с Папой, но оставляет для себя и своих наследников титул «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («Король Руси» или «князь всей земли Русской, Галицкой и Владимирской»). Супруга Данила Романовича Галицкого - 1-й брак: Анна Мстиславна, дочь князя Мстислава Удатного. Мать Александра Ярославича Невского- Ростислава Мстиславна Смоленская, дочь князя Мстислава Удатного. Анна и Ростислава были дочерьми князя Мстислава Удатного и Марии , половецкой княжны, дочери половецкого хана хана Котяна... одна из его дочерей , в крещении Елизавета, стала королевой Венгрии... Князь Мстислав Мстиславович Удатный 1180-1228 гг
Комментарии
Но наших голыми руками не возьмёшь!
Вот Константин на этот источник власти, погубивший Галицию, Вам и намекает.
Почти через 100 лет после смерти Данила.
Сложно представляю, что А.Невский мог принять католичество. Думаю, это лишь предположение - хотя всё в жизни бывает...
Не уловил вопроса. Хуже?
В одном - в перспективе развития.
Нонешние догоны или майори, или племена Амазонии не хуже и не лучше, просто человечество ушло далеко вперед...
...а они - отстали, хорошие.)
СКОЛЬКО времени прошло с тех пор, как Орда (Московия) их перепахала под себя?
Лютеранство возникло в 16 веке, а Александр Невский жил в первой полвине 13 в...
Католическая церковь - Die katholische Kirche.