О чем говорят дети в Интернет-чатах?

«2 кр@cото4к@: Превед, 4ем бум сеня зани­мацца?» – «Прива, ниняю, 4моки!» Непонят­но?

Не переживайте: этот закодированный язык пред­назначен не для нас, а для миллионов детей, об­щающихся на нем в чатах. И возраст этих детей стремительно понижается? пишет Дитина.инфо

В 8-12 лет из-за разных темпов развития девочки и мальчики испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным мес­том для коммуникации. Однако желание завязать общение со сверстниками противоположного пола – далеко не единственная причина, заставляющая детей вести бесконечные, порой вызывающие у родителей беспокойство диалоги по аське* или ча­сами просиживать в чатах.

Идеальное «Я»

Собственные потайные уголки в доме и во дворе, заповедные шалаши в дачном лесу или выдуман­ные страны, в которые дети переносятся в своих мечтах, – все это составляет секретный мир детст­ва, играющий важнейшую роль в психическом раз­витии ребенка.

«Это особая, волшебная среда, наполненная фан­тазиями. Мир, в котором отсутствуют взрослые, – объясняет экзистенциальный психотерапевт Свет­лана Кривцова. – В этом мире нет реальности, но есть идеальность: в нем все – и сам ребенок, и то, что его окружает, – лучше, ярче, рельефней. Дети в этом возрасте не воспринимают реальность так, как мы, взрослые. Они видят мир через призму своего волшебного мира, где все происходит „по­нарошку“. Поэтому они не боятся в чате примерять на себя любую маску, опробовать любую роль».

Именно эти возможности предоставляет детям чат. Чат дает ребенку практически безграничную сво­боду в обращении и с реальностью, и со своими эмоциями. Однако какие последствия может иметь это волнующее заигрывание с реальностью?

По мнению французского психотерапевта Жака Арена, увлечение чатами не вполне безопасно для ребенка: «Проблема в том, что дети нередко начинают избегать реального контакта со сверст­никами».

C ним не соглашается Светлана Кривцова, кото­рая считает, что о подобной опасности следует го­ворить скорее применительно к подросткам: «Дети же примеряют на себя роли героев и героинь – сильных, красивых, смелых, сексуальных, то есть полных желания жить. Примерно до 12 лет наши сыновья и дочери нуждаются в некоем героичес­ком идеале, а сверстники необходимы им как зер­кало, в котором наши дети найдут подтверждение тому, что их идеалы кто-то может с ними разде­лить, чтобы вместе играть в принцесс и героев в этом секретном мире, куда не допускаются ни ре­альность, ни взрослые».

Поэтому общение в чате не столько диалог, сколь­ко монолог: от собеседников дети ждут не каких-то самостоятельных суждений, но в первую оче­редь реакции на собственные высказывания, на свое идеальное «Я». Иными словами, партнер по чату воспринимается ребенком не как конкретный, реальный человек, но исключительно как зерка­ло, отражающее его собственные интересы и жела­ния.

Общение по правилам

Многие западные сайты требуют у ребенка не только его e-mail, но и e-mail его родителей, под­тверждающее письмо от которых делает действи­тельной его регистрацию.

Кроме того, взрослые модераторы следят там за по­рядком и прекращают общение в 21.00. Увы, на большинстве российских чатов эти принципы пока не действуют, поэтому стоит распечатать правила поведения в сети и повесить их рядом с компьюте­ром:
никогда не называй свои реальные фамилию и имя, нико­му не давай адрес (почтовый и электронный) или номер телефона;
сохраняй осторожность: взрослый может выдавать се­бя за ребенка и наоборот;
никогда не употребляй грубых и непристойных выраже­ний, не затрагивай национальные или религиозные чувст­ва собеседника.

На грани фола

Вечером Арина заходит в чат и начинает болтать с одноклассницей. Вдруг в их разговор вклинивает­ся некто Mad_Pussy c вопросом: «А тебе в каких позах больше нравится – сверху или снизу?»

Вот он, один из самых тревожных для родителей моментов – расхождение между реальным возрас­том детей и непристойностью некоторых их реп­лик.

«Сегодня чаще, чем раньше, мы наблюдаем у 8-10-летних варианты поведения, которые соответ­ствуют скорее подростковому, нежели детскому возрасту, – говорит социальный психолог Елена Белинская. – Сейчас дети раньше получают боль­шие объемы информации, от них раньше ждут лич­ных достижений и социальной успешности, все меньше времени и пространства остается у них для игр – взрослый мир стремительно наступает».

Многие детские чаты вовсю практикуют «виртуаль­ные браки»: дети «женятся» и «разводятся» од­ним нажатием кнопки. Марьяна ничуть не смуще­на, признавая, что она знает про эти чаты и быва­ет там: «А что такого? Я тренируюсь для взрослой жизни».

Что же заставляет их играть чувствами, для кото­рых они не созрели ни физиологически, ни психо­логически? «Дети репетируют влюбленность, при­меряют на себя социальные роли, активно иссле­дуют свою женственность («Сколько «валенти­нок» я получила?») и мужественность ( «Сколько девочек обратили на меня внимание?»), – считает Светлана Кривцова. – Сегодня ребенок воспиты­вается на примерах, почерпнутых из телевизора, начиная с очень раннего возраста в огромных до­зах получает сексуальные и эротические впечат­ления. Не понимая глубинной сути увиденного, он воспринимает их атрибуты как безусловную дан­ность и потому примеряет на себя».

Не пускать на самотек

Узнав, что дети становятся участниками диалогов на сомнительные темы, родители скорее всего по­пытаются оградить их от этого виртуального мира – манящего, но полного ловушек, о которых дети даже не подозревают.

«У родительского страха есть объективные причи­ны, – считает Елена Белинская. – Мы боимся кон­кретных вещей – таких, как педофилия или втяги­вание ребенка в порнобизнес». Однако нас стра­шит и то, что, пускаясь в «скользкие» диалоги с чужими людьми, наш ребенок нарушает норматив­ную интимность подобных разговоров.

«Между тем, – продолжает Елена Белинская, – еще до появления Интернета дети узнавали о „низ­кой“ стороне жизни в первую очередь из разгово­ров со сверстниками. Сегодня чат по сути дела вы­полняет ту же древнюю функцию на ином техноло­гическом уровне и в этом смысле не более опасен, чем непристойные картинки на заборе».

Однако совсем пускать на самотек детское обще­ние в виртуальном мире не стоит. Жак Арен убеж­ден: дети должны знать, что на сайте появляются взрослые и именно поэтому в разговорах с ними следует быть бдительнее. «Если родители почувст­вуют, что грань между фантазией и реальностью размывается, им следует немедленно вмешаться», – говорит психотерапевт.

С ним соглашается и Елена Белинская: «Если вы очень сильно нервничаете из-за того, что дети мно­го болтают в чатах, то время от времени вы може­те заглядывать на сайт, где общается ваш сын или дочь, и тогда вы лучше поймете желания или инте­ресы ребенка и узнаете о беспокоящих его вопро­сах, которые он, быть может, не решается вам за­дать».