Бюрократическое сокращение - перемены не к лучшему

Объявленное Дмитрием Медведевым намерение сократить на 20% число чиновников выглядит, прежде всего, мотивированным экономией бюджетных расходов. Действительно, сокращение затрат на содержание пятой части государственного административного аппарата обеспечит экономию бюджетных средств, которую, в принципе, можно пустить на более неотложные нужды, например, на сокращение дефицита бюджета. Более того, там вроде скрыто этакое движение в сторону общества: общество считает, что число чиновников велико и все время увеличивается, а государство идет навстречу запросам населения.

Однако давайте посмотрим, отчего это число чиновников так велико и все время увеличивается? Прежде всего, потому что в прошедшее десятилетие радикально выросла роль государства, его вмешательство во все стороны жизни общества. Государству, почти как в советское время, есть дело до всего: от инноваций до шахмат. Это расширение, которое большинство российского населения если не поддерживало, то и не возражало против него, и послужило главной глубинной причиной роста числа бюрократов.

Теперь представим себе, что при тех же государственных полномочиях, что и раньше, число обслуживающих их чиновников заметно сократилось. К чему это приведет? Скорее всего, к тому, что государство станет хуже обслуживать население и бизнес (иногда кажется, что и так хуже некуда, но на самом деле – есть куда). Достучаться до оставшихся чиновников станет труднее и неформальная плата за их услуги только вырастет, так как они станут более дефицитными.



Чтобы этого не произошло, сокращение числа чиновников должно сопровождаться уменьшением полномочий государства в экономике и других сферах жизни страны.

Здесь самое время вспомнить остановленную в самом начале административную реформу, которая предусматривала рационализацию чиновничьего аппарата и давала возможность перейти к разумной политике сокращения роли государства.

Если в ближайшее время мы услышим от руководителей страны о намерениях уменьшить роль государства и возобновить административную реформу, то тогда можно ожидать, что планируемое сокращение бюрократического аппарата пойдет во благо. Если же нет, то, боюсь, в конечном счете, при нынешнем порядке вещей скорее можно ожидать сокращения числа социальных работников, чем чиновников из министерств и госкорпораций.

Наконец, дело не в числе бюрократов на душу населения. Скажем, в Москве оно примерно раз в пять меньше, чем на Чукотке. Однако никому не придет в голову утверждать, что бюрократии в Москве меньше, она слабее и работает хуже чукотской. Важно, помогает она развитию общества или тормозит его, создает условия для бизнеса или направляет денежные потоки в свой большой карман. Сокращение числа чиновников может стать благом, если будет сопровождаться реформами экономической и политической системы России. Иначе сокращение на «магические 20%» числа чиновников и числа милиционеров вряд ли сделает нашу жизнь лучше.