Жители всех стран, соединяйтесь!
На модерации
Отложенный
Когда-то, в далекие времена существовал Советский Союз. Эта страна оставила примечательной след в истории, но время ее прошло и ее не стало. Получается, социализм - это неверный путь?
Как говорится, свято место пусто не бывает. На месте Советского Союза образовалось несколько разных стран. Правда правопреемницей СССР стала одна из них - Россия, но это понятно, другие осколки старой страны не очень-то хотели брать на себя старые долги. Но дело не в деньгах, а дело в том, что от старой страны осталось наследство. А наследство от нее осталось очень даже интересное. Например, советский метод хозяйствования.
Напомню, при социализме большая часть средств производства должна находиться под контролем общества. "Отцы основатели" коммунистической идеологии заметили, что каждый отдельный владелец тянет одеяло на себя и игнорирует потребности других. Для противодействия этому было предложено изъять у всех все средства производства и передать их во владение всему обществу. Кто должен представлять "все общество" - уже другой вопрос, но дело было сделано и все, по крайней мере формально, перестали быть обладателем той сохи, которой пахали.
Наши деды говорили: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем / мы наш, мы новый мир построим, — кто был ничем, тот станет всем." Так и получилось. В тяжелой борьбе страна разрушила себя сама. Разрушила себя агрессивную и построила себя новую - демократическую. В новой же, в демократической стране руководство приняли на себя люди с, в общем-то, незначительными побуждениями.
Но разрушено было далеко не все. В наследство от старой системы нам досталась, например, Коммунистическая партия, которая продолжает свою старую песню: "до основанья, а затем..." Кроме нее сохранились и другие осколки, в частности, еще многие предприятия продолжали существовать по старым принципам, которые сформировались еще при Советском Союзе. Этим предприятиям пришлось не легко, и со временем они были вынуждены подстроиться под общие тенденции. Об одном из таких предприятий я хочу немного рассказать.
Конкуренция - штука серьезная, так что даже занимая монопольное положение приходится идти на уступки. В первую очередь, предприятию пришлось повышать производительность труда. Тут есть два основных пути: можно выходить на новые рынки или же можно сокращать численность работников. Выходить на новые рынки не так уж и легко, особенно если все доступные поприща уже разделены между другими монополистами. Не обладая же адекватными знаниями оказывается несподручным подбирать даже то, что осталось валяться под ногами. Так что, путь наименьшего сопротивления - это сокращение числа работников.
Правда, в неназванной компании техническое перевооружение все таки происходило. Если новые технологии не ложились тяжким бременем на бюджете, то компания их охотно осваивала. Этот процесс шел в основном не по директивам руководства, а благодаря энтузиазму отдельных сотрудников, но руководство, все таки, не чуралось возможности в легкую поднять доходы. Особенно, если эти доходы текли в нужном русле. Так что, понятно, что это были далеко не всегда передовые технологии.
Так или иначе, но поначалу сокращать рабочие места было легко. Те должности, необходимость которых была неочевидна, были сокращены. Сокращения проходили равномерно и помаленьку, и в первую очередь затрагивали рядовых сотрудников. Об их участи, впрочем, жалеть не пришлось, после перестройки появилось множество перспективных направлений и на новую работу можно было устроиться относительно легко. Новая же работа нередко была лучше старой.
Со временем перестановки начались и наверху. Топ-менеджмент компании стал обновляться не реже чем раз в год, и не реже чем раз в год стали происходить структурные преобразования. Тем не менее, сокращение руководства пока не происходило. Шло даже его раздутие. Итог этого был предсказуем, некоторые отделы стали состоять из трех человек включая начальника, а некоторые цеха стали насчитывать пятнадцать человек включая начальника и его заместителя. Щекотливое штатное расписание, не правда ли?
И вот, однажды в компании снова сменился генеральный директор. Первым знаменательным событием после его прихода стало то, что всем сотрудникам выдали по рулону туалетной бумаги. Такого в неназванной компании еще не происходило. Ну, стиральный порошок иногда давали, спирт для протирки контактов давали тоже, но чтобы раздавать туалетную бумагу, да еще и всем персонально! Мотивы раздачи никто объяснять не стал. То ли всем предложили утереться и взяться за дело, то ли имели в виду, что впереди ожидают щекотливые времена... Не знаю что хотели сказать этим многозначительным поступком, но в том, что туалетная бумага понадобится, сомнений не возникло.
Дальше стало еще интереснее. Вдруг откуда ни возьмись у сотрудников начали появляться неотгулянные отпуска. Представляете? Вам говорят, что ваш причитающийся по закону отпуск сохраняется, но в этом квартале вам нужно уйти в отпуск еще раз и этот отпуск будет оплачен! До четверти сотрудников вдруг внезапно обнаружило, что у них есть возможность отдохнуть еще раз, и что им за это заплатят "законные" отпускные. В следующем квартале история повторилась, но в следующем квартале, к прочему, пошел масштабный пуск серьезного проекта. То есть, некоторая часть сотрудников была отправлена в отпуск, а еще некоторая была отправлена "в поля" на инсталляцию новой услуги.
Если бы новое руководство захотело поиздеваться над всем коллективом, а также над профсоюзом, то лучший способ оно бы вряд ли нашло. Руководство прямо и недвусмысленно показало, что резерв для сокращения все еще есть и что этот резерв достаточно солидный. Надо ли объяснять, что в таких условиях компания вряд ли будет тратить сколько-нибудь значительные средства на разного рода интеллектуальные системы? Работников ведь и так выше крыши! Можно часть из них снять с основных производственных задач и отправить заниматься низкоинтеллектуальным трудом. Ну, хоть шкафы попередвигать, чтобы освободить помещения для арендаторов. Или траву покрасить, чтобы компания выглядела пореспектабельней.
Понятно, что энтузиазм сотрудников стал чем-то диковинным. Ну, а так как начальство за всем уследить не может, даже если этого начальства слишком много, то своих клиентов компания обслуживала почти также топорно, как и в советские времена. Понятно, что качество услуг только ухудшалось, и компания заслуженно утвердилась в репутации поставщика некачественных услуг.
Какое будущее ждет эту неназванную компанию? Гадать на эту тему надобности нет. В мире насчитывается несколько социалистических стран экономика которых уже подстроилось под давление мирового рынка. В первую очередь это Китай. Говорить о Северной Корее особого смысла нет, так как ее предприятия выживают только лишь благодаря глухой обороне от всего остального мира. Говорить о Кубе тоже не стоит, так как ее существование поддерживается, в основном, благодаря подпитке из-за рубежа.
Итак, посмотрим на Китай. Эта страна заняла специфическое место в мировой экономике. Пожалуй, всем известно, что в ней удерживается катастрофически низкая норма оплаты труда, и из-за этого многие производства постепенно мигрировали в ее границы.
При этом, Китай оказался практически неспособным создавать собственные передовые технологии и занимается в основном только массовым производством товаров разработанных на Западе, а также массовым их клонированием.
Очевидно, что такое будущее ожидает и неназванную российскую компанию. Правда она может избежать этого, но для этого ей придется создать какое-нибудь передовое решение или, в крайнем случае, приобрести его за очень кругленькую сумму. Впрочем, подвижек ни к тому ни к другому в ней не наблюдается, так что, вероятно, ей придется производить очень много за очень смешные деньги. Настолько смешные, чтобы покупатели смирились со смешным качеством.
В чем проблема? Может быть проблема в социалистической модели хозяйствования? Пожалуй, нет. Все таки, крупнейшие компании имеют больше возможностей для выживания, чем множество мелких собственников. Может быть проблема в работниках? Но сейчас, в большинстве случаев, непосредственную работу выполняют отнюдь не люди, а автоматизированные системы. Ну а ту работу, которую выполняют простые работники в большинстве случаев не столь критична. Может быть проблема в руководстве? Тоже вряд ли. Руководство, все таки, больше приближено к финансовым потокам и им тем более выгодно чтобы эти потоки были наиболее мощными. Может быть проблема в принятых методах управления?
Пожалуй, проблема заключается в этом. Все таки, руководство, как правило, принимает решение не абы как и не с помощью игрального кубика, руководство применяет методики, которые имеют перспективу. А какие методики имеют перспективу? Те, в работоспособность которых начальство верит. А во что верит начальство? Во времена Советского Союза господствовала коммунистическая идеология, она же недвусмысленно подсказывала руководству верный путь. Получается, что проблема исходит из коммунистической идеологии? Получается, что да, так как и сама Коммунистическая партия не смогла выдержать конкуренцию с другими идеологическими системами и удержаться у власти.
Увы, оказалось, что социалистическая модель основанная на коммунистической идеологии неспособна выдержать свободную конкуренцию. Собственно, коммунистическая идеология не основана на свободе, она допускает только одну организационную форму - коллективную. Она изначально лишает советского человека права обладать собственностью, в первую очередь средствами производства. Для поддержания этого ей просто приходится применять силу, что нравится далеко не всем. И когда появляется подходящая возможность многие советские люди стремятся спрыгнуть с социалистического корабля.
Но если прыгать, то куда? В глубокое синее море свободной конкуренции? Нет, мало кто захочет плыть в одиночку и без плавсредств. Поэтому, свободная конкуренция порождает новые предприятия, которые со временем (если повезет) объединяются в крупнейшие холдинги. Ну, а в крупнейших холдингах средства производства опять же находятся не под контролем работников, а принадлежат акционерному обществу. И получается, что в условиях, когда частная собственность допускается, мы приходим к тому же самому, что было провозглашено при социализме! Собственно, какая разница - работаете вы на государство и на партию, которые диктуют вам что делать, или вы работаете на собственников, которые тоже диктуют вам что делать?
В России в результате перестройки произошла именно смена собственника: компартия была заменена на партию "Единая Россия", в которую входят крупные держатели акций. Впрочем, смена партий пошла России на пользу, так как если Коммунистическая партия стремилась к абстрактным, не всем понятным, а поэтому странным целям, то предприниматели занялись более насущными, а поэтому более понятными проблемами - поднятием благосостояния и повышением отдачи от труда. В первую очередь они, конечно, принялись за повышение своего благосостояния, но крохи с хозяйского стола перепадают и прочим. Благосостояние и отдача имеют практический смысл, так что не удивительно, что большинство, в итоге, выбрало олигархов, а не компартию.
Тем не менее очевидно, что социалистический путь со временем сливается воедино с капиталистическим. Нюансы каждой идеологической системы, конечно же, остаются, но эти нюансы скорее похожи на погрешность округления. Казалось, мировой социализм пал, а на самом деле мировой социализм так глубоко проник в сердце капитализма, что капитализм мутировал и превратился в свою идеологическую противоположность.
Так что следует признать, что социалистический путь - это продолжение пути капитализма. Выходит, что создавая Советский Союз российские революционеры предвосхитили будущий вид капитализма. Правда история показала, что предвосхитили в целом неудачно, а поэтому, когда капитализм дорос до своей социалистической стадии, в Советском Союзе победили контрреволюционеры. Вот интересно, а что если кто-то еще раз предвосхитит будущее и явит его ранее Западных конкурентов? Ранее конкурентов, которые будут ковылять к неизбежному будущему путем проб и ошибок?
Итак, социалистический корабль все еще плывет и с него спрыгивать некуда. Сменилась идейная основа, но корабль все тот же и плывет все туда же. Если же захочешь спрыгнуть, то обратно в систему коллективного труда в итоге и вернешься. Там внизу, в бушующих морских волнах, не ждут нас лодчонки с радостными свободолюбивыми людьми, готовыми приютить нас и отпраздновать с нами наш побег на свободу. А почему не ждут? Да потому что не выгодно сидеть там внизу, так как в итоге ничего толком и не увидишь и не сделаешь в жизни. А почему желаемое стоит так дорого? Да потому, что его обретение затруднено. А почему мы встречаем на пути затруднения? Да потому, что разные дороги пересекаются, и идущие разными путями сталкиваются друг с другом мешая каждому продвигаться к цели.
Вот в этом и заключается проблема. На протяжении практически всей своей истории люди конфликтовали друг с другом. Каин конфликтовал с Авелем, Вавилон конфликтовал с Иудеей, Рим конфликтовал с Карфагеном, США конфликтовали с СССР. И сейчас арабские страны активно конфликтуют с Израилем. Мои же слова, вполне вероятно, вступили в конфликт с вашим собственным мировоззрением.
И вот скажите мне пожалуйста, если мы с вами не сможем прийти к общему знаменателю, то как нам с вами быть? Ладно я. Ну потеряю я поддержку в ваших глазах и наживу себе еще одного несогласного в вашем лице, но ведь то же самое произойдет и с вами! Можно, конечно, гнуть свою линию пока это еще останется возможным, но у этого есть своя цена. Как сказано выше, платить придется тем, что вырваться из сформировавшейся системы будет невозможно. И если так случится, что вам надоест та атмосфера, в которой вы вынуждены существовать, то вам придется сжать зубы и прикусить язык. Вам это нравится?
Очевидно, что однажды и мне и вам придется пойти на уступки. Точно так же, как водителям пришлось смириться с наличием светофора на дорогах. Ведь делая уступки командам светофора транспортный поток становится максимальным, а количество аварий в нем становится минимальным. Также и нам с вами, надо договориться о том, как бы я смог продвигать свои идеи, а вы смогли бы реализовывать свои мечты. Мы договоримся?
Жители всех стран, соединяйтесь!
Комментарии