Что такое когнитивный диссонанс и как с ним бороться

На модерации Отложенный

В последнее время стало модным употреблять к месту и не к месту выражение «когнитивный диссонанс», не особо задумываясь, что же на самом деле оно обозначает.

А все началось в далеком 1957 году, когда американский психолог российского происхождения Леон Фестингер представил миру свою теорию познавательного конфликта. Суть ее, в двух словах, заключается в том, что человек часто вступает в противоречие с самими собой, когда ситуация складывается далеко не так как он ожидал, и он скорее подстроит под себя факты, нежели поменяет свою собственную точку зрения.

Представим себе инвестора, который потерял деньги вследствие непродуманного решения. Множество примеров доказывают, что он чаще будет винить рынок в «неправильном» поведении, чем признает свою ошибку.

Увы, Леон Фестингер не открыл ничего нового. Испокон веков человек предпочитает винить в своих неудачах не очень дружелюбно настроенных к нему духов, чем самого себя. Но Пшелты и Щасвернус решили вступить на тропу войны с когнитивным диссонансом и положить конец исторической несправедливости, заодно, восстановив свое доброе имя.

 Легенда о Красной Шапочке

– Слушай, а почему смертные так нас недолюбливают? Чуть что случится, сразу чертей поминают.

– Это у них традиция такая, – ответил Пшелты.

– Какая традиция? – не понял Щасвернус.

– Вот ты, допустим, медовухи перебрал и с мостков в речку свалился. Кого ты винишь?

– Медовуху, конечно.

– Правильно. А они считают, что это мы их столкнули.  

– Как-то неправильно они считают, – обиделся Щасвернус.

– Вот и я так думаю, – согласился Пшелты.

Пшелты и Щасвернус усердно репетировали.

– Ты ее спросишь: «Куда ты идешь, девочка?».

– А она тебе ответит: «К бабушке иду и несу ей пирожков да горшочек масла».

– А ты ей скажешь: «Лучше тебе другой дорогой пойти. Эту недавно землекопы перекопали». Она тебе поверит и по дальней дороге направится, а мы по короткой сразу к дому бабушки побежим. Все понял?

– Угу, – ответил Щасвернус.

– Тогда давай повторим, – сказал Пшелты, надевая красную вязаную шапочку.

Щасвернус в волчьей шкуре сидел на развилке дорог, изнывая от жары.

– Ну когда же она придет? – вопрошал он в очередной раз.

– Потерпи, – успокаивал его из кустов Пшелты. – Я уже слышу ее песенку.

И действительно, из–за поворота вскоре появилась маленькая девочка с небольшой корзинкой в руках.

– Куда путь держишь? – сразу же перешел к делу Щасвернус-волк.

– А мне мама не велит с незнакомыми разговаривать, – ответила ему девочка.

– Э… а…. о… – растерялся черт.

– Давай тогда познакомимся, – подсказал ему из кустов Пшелты.

– Меня зовут Серый Хвост, – представился Щасвернус.

– Рада с вами познакомиться, мистер Серый Хвост, – почтительно присела девочка. – А меня все называют Красная Шапочка.

– Ну, вот мы и познакомились, – продолжил довольный черт. – Теперь ты мне можешь все рассказать.

Как и ожидалось, внучка шла навестить бабушку. Быстро направив ее по длинной дороге, черт и бес бросились к лесному домику.

– Тук, тук, – постучал Щасвернус в дверь.

– Кто там? – спросила бабушка. Она была очень больна и лежала в постели.

– Это я, Красная Шапочка, – ответил тоненьким голоском черт.

Бабушка была немного глуховата и не заподозрила обмана.

– Дерни за веревочку, внученька, – крикнула она. – Дверца и откроется.

Далее полагалось проглотить бабушку. Увы, черти, даже в волчьей шкуре, не ели смертных. Но и здесь Пшелты нашел выход.

– В твоем животе им должно быть темно и тесно, – начал размышлять он вслух. – Так что, если мы затолкаем их в мешок и спрячем в шкаф, то получится очень похоже.

Ворвавшись в дом, черт и бес схватили старушку и быстро затолкали ее в мешок. Но тут раздался стук в дверь.

– Это она! – прошептал Щасвернус.

– Притворись бабушкой! – тихо ответил ему Пшелты и потащил мешок в шкаф.

Черт так вошел в роль, что Красная Шапочка даже не заметила подмены. Правда, пришлось по ходу объяснять непонятно откуда взявшиеся большие уши и вдруг выросшую шерсть.

Но к моменту, когда внучка стала подозревать что-то неладное, Пшелты уже подкрался к ней сзади с большим мешком.

Наступило время самой главной части плана. Черт и бес в образе двух охотников долго изображали осаду домика с перестрелкой и душераздирающими криками, наконец-то освободив пленников.

Провожая Красную Шапочку до города, они заставили бедную девочку раз десять повторить всю историю. И успокоились только, когда она без запинки называла имена своих освободителей.

Многие века из поколения в поколение смертные передавали легенду об охотниках Пшелты и Щасвернус, спасших Красную Шапочку и ее бабушку. Пока какой-то сказочник, записывая эту историю, не вычеркнул их из рукописи.

Другие истории про Пшелты и Щасвернуса

«Сказание о Емеле»   

«Страна вечной надежды»   

«Как правильно искать и найти себе супругу»   

«Подлинная история Курочки Рябы»  

«Искусство ведения бизнеса. Урок 1»