Православие оказывается вне закона?

Поступившее в ленинский райсуд Владимира экспертное заключение, которое в словосочетаниях "истинная вера" и "вселенская вера" усматривает пропаганду исключительности Православия, и трактует слова о том, что единственный путь спасения души – "жизнь во Христе и за Христа", как пропаганду превосходства христианства, является одной из тех вещей, которые еще вчера были возможны только в антиутопиях. К сожалению, написание таких антиутопий, стало в последнее время научно точным методом социального прогнозирования.

Неделю назад я написал, что основной принцип, которым руководствуется современная цивилизации в вопросах активности человека и общества заключается "в том, чтобы отбить у людей привычку самостоятельно судить о соотношении этих морей и капель, то есть привычку рассуждать на основании собственных чувств и собственного разумения". По этой причине, сказал я, под мощный удар попадает сейчас на Западе христианская мораль, пытающаяся оставить за собой возможность устанавливать свои правила уже не для всего общества даже, а для своей паствы. Две недалекие девушки, Мария Небукина и Мария Киреева, не понимают, сколь грандиозен тот исторический процесс, участницами которого они стали волей нанявшей их Владимирской лаборатории судебной экспертизы, но цивилизации и не нужно, чтобы кто-то понимал или хотя бы ощущал пульс истории – достаточно, чтобы исполнители умели пульсировать в соответствии с ним.

Повторю еще раз: сейчас растянувшийся на пять с лишним веков процесс расчеловечивания, то есть освобождения человека от свободы воли, почти завершен. Создание "исключительностей", вершин, было одним из основных занятий человечества. Теперь стремиться к исключительности, к превосходству больше нельзя, субъектом права становится не человек и даже не общество, а какие-то не персонифицируемые механизмы современной цивилизации. Это сквозной процесс. В этом смысле современность ничуть не либеральнее российских властей, и сказанное Крыловым по поводу марша 31 мая "Единственная форма лояльности, принимаемая этим режимом — полная пассивность" вполне могло бы быть сказано и про всю планету. А некие мировые силы вполне могут сказать условному христианину, что его религию никто не запрещает, но она мешает людям, которые "хотят в пятницу поехать на дачу, к примеру, просто. Или в воскресенье вечером вернуться с дачи".

Это черта. Дальше пойдут события другого плана и в другой системе измерений, потому что наша шкала (шкала прогресса) целиком построена на возможности человека и человечества вложить свой труд в себя – не в диплом или карьеру, а именно в себя – и стать лучше и сильнее других (людей, сил природы). Те из вас, кому больше 20 лет, на самом деле никакой другой шкалы не представляете. Для вас человек все еще правомочен в диалоге с природой, обществом, историей.

Цитаты из экспертного заключения:

"В материалах И.Артемова были выявлены следующие высказывания, содержащие пропаганду исключительности Православия:

1. "Наша родная, истинно русская, хотя и вселенская вера – Православие… Наша вера – истинная!

А кто от нее отступится, "страха ради иудейска" – ему же хуже. Русские, будьте православными!"

Пропаганда исключительности Православия содержится в словосочетаниях "истинная вера" (истинный – настоящий, несомненный), и "вселенская вера" (вселенский – всемирный).

2. "У Русской Православной Церкви есть все: знание об Истине и Истинном Боге, огромный исторический и духовный опыт, миллионы искренне верующих людей; наконец – хорошо управляемая структура и дисциплинированная организация, построенная по иерархическому принципу"

Высказывание представляет собой простое предложение с однородными подлежащими (знание, опыт, миллионы верующих, хорошо управляемая структура, дисциплинированная организация) при обобщающем слове "все". Утверждение о том, что у Русской Православной Церкви есть знание об Истине и Истинном Боге, можно рассматривать как пропаганду ее исключительности.

3. "Двигать горы может только вера, родившаяся из чувства. Но верное чувство в России может развиться только на Православном фундаменте"

В данном предложении утверждается, что верное чувство в России может развиться только на православном фундаменте. Употребление ограничительной частицы "только" свидетельствует о том, что в России может быть исключительно Православие. Такую информацию можно рассматривать как пропаганду исключительности Православия.

4. "Все мы знаем также, что нам, православным христианам, безусловно, суждена победа и на земле и на небе"

Утверждение о том, что православным христианам суждена победа и на земле, и на небе, можно рассматривать как пропаганду исключительности православных христиан, так как слово "суждена", связанное в сознании носителей русского языка с представлением о неизбежности того, что должно произойти, в сочетании со словом "победа", обозначающим "полное поражение противника" (6:525) и с словом со значением уверенности "безусловно", свидетельствует о том, что победа Православия над остальными религиями заранее предрешена.

5. "Русское христианское сознание не приемлет экуменических диалогов с иноверцами. Истина не рождается в ходе дискуссии. Христос принес нам истину ценой Своей жизни. Врагов у Православной Руси хватает. Меч в ножнах не залежится"

Фраза построена таким образом, что в форме обязательного следствия читатель делает вывод: иноверцы (люди другой веры, другой религии) – враги Православия. Информация о том, что приверженцы других религий – враги Православия, является их негативной оценкой".

6. "…но эти страдания, светлый подвиг мученичества, напротив, укрепил верных на единственном правильном пути спасения души – жизни во Христе и за Христа"

Информация о том, что единственный путь спасения души – "жизнь во Христе и за Христа", квалифицируется как пропаганда превосходства христианства, что является одним из признаков возбуждения религиозной ненависти и вражды".