Кто потерял Украину?
«Кто потерял Китай?». Спор, который разрывал США в начале 50-х годов, когда Мао прогонял Чан Кайши, должен был дать ответ. Но, конечно же, этого не произошло. Вопрос не имеет смысла: нельзя потерять или победить такое государство, как Китай.
Времена изменились, но не исключено, что вопрос «Кто потерял Украину?» теперь разрывает Европу и, как 60 лет назад в случае Соединённых Штатов, вызывает спор не только относительно Украины, но и по внешней политике Европейского Союза и НАТО.
По сути, этот спор начался после распада СССР: тогдашний президент Украины Леонид Кравчук стал одним из «могильщиков» империи, провозгласив независимость Украины. Ранее независимость страны похоронила Екатерина Великая, начав эпоху российской гегемонии, которую Сталин впоследствии сделал более радикальной.
По сути богатства Украинской Советской Республики - настоящей «житницы Европы» - в значительной степени обеспечили форсированную индустриализацию в СССР. Украина - страна, которая подверглась русификации с помощью террора, эксплуатировалась до последнего, и малейшее проявление национализма в которой подавлялись, - в 1931-1933 годах пережила опустошительный голод, унёсший жизни от 3 до 5 миллионов украинцев. Многие историки утверждают, что Сталин намеренно спровоцировал этот голод, чтобы уничтожить крестьянство и украинский национализм.
Поэтому украинцы называют этот голод Голодомором (уничтожение голодом) и считают его геноцидом - одним из сталинских преступлений. Каким бы ни было официальное определение, Голодомор до сих пор отравляет отношения между Украиной и Россией.
Голодомор - лишь один из факторов, объясняющих, почему весной 1941 года во время вторжения нацистов войска Вермахта встречали как освободителей, и почему нацисты смогли создать дивизию СС «Галичина», состоявшей из украинских добровольцев. А также почему некоторые историки утверждают, что более 220 тыс. украинцев сотрудничали с Третьим Рейхом, некоторые - вплоть до падения Берлина в 1945 году.
16 июля 1990 года, когда СССР уже агонизировал, украинский парламент принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года провозгласил независимость. Двадцать последующих лет были богатыми на события и переломные моменты. Оранжевая революция в ноябре 2004 года стала кульминацией этого периода. Она началась в связи с нежеланием народа признать явно сфальсифицированные результаты избирательного поединка между кандидатом - сторонником независимости Виктором Ющенко и фаворитом россиян Виктором Януковичем. Запад, в частности, по инициативе президента Польши Александра Квасьневского, поддерживал демонстрантов, а Россия их осуждала. Её тогдашний президент Владимир Путин признал избрание Януковича и поздравил его с победой ещё до того, как стали известны результаты выборов.
Началась большая украинская игра. «Оранжевые» победили, Ющенко стал президентом, а «принцесса» революции Юлия Тимошенко - премьер-министром. Они объявили о решимости Украины сблизиться с Западом, а впоследствии (в отдалённом будущем) - вступить в ЕС и НАТО.
Для Москвы такой проект был неприемлем. Начался период интриг и шантажа, в частности, с помощью газа, который есть в распоряжении России, и который она превратила в главное дипломатическое оружие. Москва победила с помощью... украинцев. Безрассудное соперничество между Ющенко и Тимошенко доконало победу «оранжевых» и, логично, существенно разочаровало Запад. Результат: на демократических выборах 2010 года победил пророссийский кандидат Янукович.
На глазах у Запада и особенно поляков, которые не смогли отстоять «оранжевое» наследие (предполагаем, что такое стремление у них было), Украина развернулась на восток. И российский президент Дмитрий Медведев спокойно совершил триумфальный визит в Киев, чтобы закрепить показное улучшение отношений и заявить, что Россия наконец получила «полноценного партнёра на Украине». Медведев барским жестом сделал важный символический шаг - почтил память миллионов украинцев, ставших жертвами Голодомора... после того, конечно, как убедился, что господин Янукович официально отказался от термина «геноцид». Нет ничего удивительного в том, что приезд господина Медведева вызвал серьёзные волнения в прозападном лагере на Украине и что расстроенные «оранжевые» на западе опасаются «измены» независимости Украины.
Впрочем, игра ещё не завершена. Хотя кажется, что Украина вернулась к прежним пророссийским симпатиям, она не такая, как в 2004 году. Она есть и остаётся демократией - слабой, но надёжной. Выборы были честными, существует настоящая оппозиция, плюрализм в прессе, журналистов не убивают. Янукович стал другим человеком. Это не навязанный из-за границы президент, а демократически избранный. Во время визита Медведева Янукович заявил, что «Украина будет проводить внеблоковую политику, чтобы не допустить новой линии раздела в Европе». Впрочем, эта страна, которую Путин считает сугубо «искусственным образованием», существует и дышит, а её политики - не простые марионетки. Украина выбрала модель медленной трансформации. Но, слишком увлёкшись своей шаткой внутренней стабильностью, она, похоже, не понимает, что мир не стоит на месте и расстояние между ней и внешним миром только увеличивается.
Украина - вторая в Европе страна по численности населения. Это самая восточная соседка ЕС (если не считать Калининградский анклав России). Но после девальвации оранжевых приобретений Запад сомневается, стоит ли рисковать сейчас, чтобы снова не получить дипломатического провала на Украине. На Западе считают, что решение о геополитической ориентации Украины должно идти изнутри, и, похоже, там наплевать, на какой из этих двух полюсов - российский или западный - будет, наконец, ориентироваться Украина. Запад под давлением, в частности, своих энергетических потребностей предпочитает лозунг «Russia first» («Прежде Россия»). Это, пожалуй, опасное заблуждение. Что мы ответим, когда однажды нас спросят: «Кто потерял Украину? И почему?»
Комментарии
И потому лозунг Запада "Плюй на Украину" вполне логичен - не может быть устойчивых отношений с нацей, провозглашающей подлость, предательство и воровство национальными идеями.
В тоне же ничего оскорбительного не вижу. Просматриваю аналогию между вашими рассуждениями и взглядами этого персонажа. Я не прав? Разве вы не предлагаете смириться?
Да и смириться я не предлагаю. Смирение вообще считаю глупостью. Это Ваше второе заблуждение по отношению ко мне.
заметьте, у нас не показывают. а у Украины с Белоруссией составлен и работает торговый путь в обход России как в Европу, так и в Азию. Вот, еще одного друга Россия потеряла. Сколько будем времени друзей разбазаривать? Сколько будет мы их шантажировать нефтью и газом? Ради чего? Объясните, ради чего?