Североевропейская электроэнергетическая биржа подвела Л

На модерации Отложенный

Форсированная переориентация электросистемы Литвы с востока на запад должна была даровать стране энергетическую независимость. А получилось как всегда: рост цен и объемов закупок электричества у России.

Около месяца назад в Вильнюсе в ходе символической церемонии запуска электрических смычек с Польшей (LitPolLink) и Швецией (NordBalt) президент Литвы Д.Грибаускайте заявила о том, что эти соединения обеспечат «ситуацию, в которой электроэнергия уже не будет использоваться в качестве рычага влияния на развитие Балтийских стран». В свою очередь министр энергетики Р.Масюлис, развивая данную тему, констатировал успешное преодоление враждебных действий России, которая «с помощью военно-морских учений мешала прокладке электрического кабеля по дну Балтийского моря в Швецию». Политики предрекли эру низких цен на электроэнергию в связи с избавлением страны от статуса «энергетического оазиса» в виду ее интеграции в единый европейский электрический контур. При этом всячески подчеркивалась важность более глубокой интеграции в североевропейскую электрическую биржу Nord Pool Spot (NPS), что  позволит не только увеличить пропускную мощность, обеспечив безопасность и бесперебойность поставок электроэнергии, но и гарантирует приемлемые цены на электроэнергию. На этом фоне в стране в экспертном сообществе с новой силой возобновилась дискуссия о необходимости скорейшего отключения от совместной электроэнергетической системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва и Латвия), чтобы наконец-то окончательно распрощаться с советским прошлым.

Первый месяц в новом году для литовских властей стал полной неожиданностью. Вместо прогнозируемого снижения биржевой стоимости электроэнергии Литва получила ее рекордный рост.

По данным компании Lietuvos energijos gamyba, средняя суточная цена 11 января в литовском сегменте NPS подскочила до 83,48 евро за мегаватт-час (с 4 по 10 января средняя стоимость электроэнергии составляла 54 евро за мегаватт-час). Высокая ценовая волатильность вынудила литовские власти включить 9-й газотурбинный блок в Электренай, чья нерентабельная электроэнергия до сегодняшнего дня субсидировалась государством из специально созданного для этих целей фонда, формируемого из входящих в оплачиваемую налогоплательщиками стоимость электроэнергии отчислений. С учетом того, что сегодня Литва импортирует более 80% от всей потребляемой электроэнергии, (половина объема приходится на NPS), можно представить серьезность ситуации, побудившую власти сократить биржевые закупки и перейти на резервные мощности для минимизации потерь.

Случилось ровно то, о чем неоднократно предупреждали международные эксперты.

Политика литовских властей любой ценой добиться «энергетической безопасности» от РФ существенным образом дестабилизировала переходный электроэнергетический рынок страны.

С подачи литовских властей между операторами энергетических систем прибалтийских стран было подписано соглашение, согласно которому преимущество в поставках электроэнергии отдавалось странам ЕС, а третьим странам, то есть России, предлагалось напрямую торговать электроэнергией с биржей. Причем правила самой биржи разрешают ее участникам закупать по двусторонним контрактам электроэнергию у третьих сторон. То есть литовские власти осознанно пошли на разрыв традиционных экономических связей в угоду сиюминутной политической конъюнктуре. Естественно, для российских компаний такая схема оказалась невыгодной, и они предпочли переориентировать свои поставки на другие регионы. В результате в самой Литве резко выросли цены на электроэнергию, а глава правительства А.Буткявичюс был вынужден признать ошибки, заявив о необходимости пересмотра данного соглашения и возврата квот на прямые поставки из РФ.  

Сегодня Литва является полноценным участником североевропейской биржи (все страны-участницы NPS обязаны продавать весь объем выработанной электроэнергии на бирже), где цена на электроэнергию в литовском сегменте определяется спросом и предложением. Чем больше поставщиков в литовском сегменте, тем выгоднее ценообразование. Вместе с тем само по себе участие на бирже не гарантирует низких цен на электричество – на механизм ценообразования может влиять ряд объективных факторов, таких как: сезонность, состояние водных ресурсов, технологические аварии и т.д. То есть возникают риски существенного колебания цен, что ровно и произошло в литовском сегменте по причине снижения предложения со стороны Латвии в связи с вынужденным отключением обеих действующих блоков Второй термофикационной станции из-за сокращения уровня водных ресурсов в стране. Природный фактор также сказался и на работе литовских гидроэлектростанций. Из-за существенного снижения уровня воды в реке Неман Каунасская ГЭС работает в минимальном режиме, а мощности Круонисскоой гидроаккумуляционной станции не могут использоваться на максимуме из-за падения уровня воды в Каунасском море. Ко всему прочему, на текущий период пришлось и значительное сокращение объемов импорта электроэнергии из Белоруссии и Польши.

В итоге «Историческое» событие с подключением Литвы к Польше и Швеции обернулось рекордным биржевым скачком цен и двукратным наращиванием импорта электроэнергии у России.