На атлетов, произведенных за рубежом, мы наклеиваем этикетки «Россия»

В юности, когда иные советские небогатые юноши пытались произвести нокаутирующее впечатление на комсомолок, было принято перекладывать специально высушенные на батарее сигареты «Ява» из мягкой невзрачной пачки в бэушную коробочку «Мальборо». Вкусом и запахом можно было пренебречь — цель оправдывала средства. В российском спорте на нынешнем этапе его, с позволения сказать, развития наметился обратный тренд. На атлетов, произведённых за рубежом, начинают наклеивать этикетки из гумовского «Боско» «Россия».

К слову сказать, ставшие в последнее время модными спортивные костюмы с аляповатой аппликацией — та же история. Тонущий и не выдерживающий конкуренции с «Адидасом» и «Найком» бренд «Каппа» нашёл щедрого и непритязательного оптовика, выкупающего на китайских фабриках всё, что там шьют. И продающего треники и олимпийки впоследствии по цене вечерних платьев «от кутюр». Заметим, что те, кому компания Михаила Куснировича выдаёт экипировку бесплатно, наперебой расхваливают её достоинства. В первую очередь журналисты, которых в прямом смысле прикармливают в «Боско-баре» и обряжают в псевдодизайнерскую мишуру. Тем же, кому в этом кутюре приходится работать, то есть спортсменам и тренерам, их профессиональная одёжа не всегда нравится. Но к мнению самих спортсменов прислушиваться не принято со времён Олимпиады-1952 в Хельсинки.

Летний зной, спустившийся на весеннюю Россию, как бы растопил напряжение спортивного сезона. Перерыв, устроенный футболистами, вовсе расфокусировал внимание публики к тому, что происходит на спортивных аренах. Из области очков / голов / секунд мы переносимся в околоспортивные кулуары, в которых постоянно что-то происходит. К спорту в чистом виде имеющее отдалённое отношение. Но как информационный повод вполне подходящее.

Заступив на должность главы Российского олимпийского комитета, Александр Жуков, справивший на этой неделе 54-й день рождения и получивший в подарок живопись в богатой раме с пейзажем на сельскую тему, фактически самоустранился от личного управления машиной под названием Национальный олимпийский комитет. Даже задачей вменённой ему организации он наметил завоевание первого общекомандного места в Сочи-2014. Между тем мало кто обратил внимание, что, назначив безальтернативного президента Жукова, спортивно-чиновничья среда реабилитировала номенклатурного тренера по лыжам Леонида Тягачёва, который теперь почётный президент Российского олимпийского движения.

Выходит, что почётных президентов у нас в стране получается с избытком. Жуков — в почёте, Тягачёв — в почёте. Ещё почётничает предыдущий президент — Виталий Смирнов. Вопрос же, кто реально ежедневно управляет структурой, неясен, открыт.

Понятно, почему это происходит. Через два года в Лондоне Россию ждёт уникальный, катастрофический провал по всем позициям. Провал, на фоне которого неудачи Ванкувера покажутся эпизодом из золотого века отечественного спорта. Кто же из спортивной верхушки захочет смазывать петли гильотины народного гнева?

Правда, в отличие от спорта, где результат является истиной для принятия решений о том, как работала отрасль в отчётный период, политика — вещь изощрённая. И если грамотно расстелить соломку, можно дожить и до Сочи. Где провал, разумеется, случится. Но столь болезненным уже казаться не будет.

Олимпиаду в Лондоне мы провалим. Не побегут в «призы» бегуны, не прыгнет Исинбаева, запутавшаяся в деньгах, любовниках и взаимоотношениях с тренерами. Удачно дойдут до медалей ходоки. Но им, ребятам из Удмуртии, в общем-то всё равно, при какой власти забавно перемещаться по стадионам планеты. Иных шансов вырваться в люди, кроме как смешно ходить, в Удмуртии нет. А с легкоатлетической федерации в случае провала спрос будет малый. Ведь именно они первыми поддержали кандидатуру Жукова при выдвижении на пост президента. А ещё говорят, что спортсмены тупые.

Как ни крути, моментом истины для нынешнего поколения спортивных чиновников и бюрократов станут игры в Краснодарском крае. И все эти чиновники сегодня всерьёз рассчитывают, что Россия не откажется в ближайшую олимпийскую пятилетку от моратория на смертную казнь. А идея президента страны не очень сажать за экономические преступления оставляет им, строящим сегодня стадионы и руководящим прогрызанием тоннелей в сочинских горах, надежду откупиться от опричников Счётной палаты в марте 2014 года.

Тем более что Жуков наметил план по медалям. Педалируя мысль о том, что нам нужны награды в тех видах, в которых нам ничего не светило. Например, в шорт-треке.

В шорт-треке России ловить нечего. Федерацией этого вида спорта руководит человек, деструктивный по определению. Геннадий Бурбулис, придумавший лично в 1991 году фразу «Советский Союз как геополитическое объединение больше не существует», всю оставшуюся жизнь вынужден бороться с кармой человека, похоронившего нашу родину. О шортах или треке ли ему думать?

Дело в том, что шорт-трек, как и кёрлинг, нельзя развивать на тех же аренах, что и фигурное катание и хоккей. То есть чтобы претендовать на развитие, этот спорт должен иметь собственные ледовые площадки.

Кёрлинг, как известно, оккупировал один-единственный Дворец ледового спорта почившего в (экономической) бозе завода «Москвич» и более-менее развивается. Шорт-трек позабыт-позаброшен вовсе.

А Жуков требует медали. Решение проблемы — гениально. Как пишет «Советский спорт», в планах федерации, миновав все стадии воспитания собственных спортсменов, способных бороться за высокие места в Сочи, пригласить из-за рубежа уже готовых чемпионов и выдать им российские паспорта. География поиска — Корея. В Корее хоккеем не занимаются всерьёз. Зато на всех талантливых конькобежцев не хватает медалей. Как бразильцы в футболе могут выставить на чемпионат мира 5—6 отличных сборных команд, так и корейцы могут обеспечить звёзд для многих стран, не желающих спорт развивать, но жаждущих политических медалей. «Мы планируем пригласить четырёх спортсменов из Южной Кореи: двух мальчиков и двух девочек. Фамилий я называть не могу, но это чемпионы мира. Они станут отличным спаррингом для российских ребят и должны начать выступать за нашу страну. Сборная не может быть без лидера. Работу по привлечению корейцев я веду уже три года», — поделился планами вице-президент Федерации шорт-трека Минцев. Комментарии излишни.

Олигарх Прохоров идёт к цели достижения результата иным путём — в тренерский штаб биатлонной сборной приглашён иностранец. Зачем — непонятно, ведь в этом виде русские спортсмены как раз побеждают. Но кто платит, тот и заказывает. Девочек и поэта Орлушу — в Куршавель, норвежского лыжника Томаса Альсгорда — в Ханты-Мансийск. Олигарх убеждён в собственной правоте: «Самое главное, чего нам удалось добиться, — преодолеть корпоративную замкнутость, — приводит слова Прохорова РИА «Новости». — Конфликт между тренером сборной, главным тренером и личным тренером мы уже преодолели. Раньше приезжал спортсмен в команду, и никто не знал, какой объём нагрузок ему дал личный тренер. Теперь за счёт того, что мы утвердили инновационную модель работы тренерского штаба, этот вопрос решён. Теперь у нас нет старших тренеров, усилен интеллектуальный и аналитический штаб главного тренера, который должен смотреть за коммуникацией во всей сборной. Это новая форма, которой в российском биатлоне не было. Общеизвестно, что как в лыжах, так и в биатлоне наши спортсмены отстают в коньковом ходе. Этого не надо стесняться. Если нет возможности решить эту проблему внутренними резервами, то надо пригласить специалиста, желательно лучшего в мире, которым и является пятикратный олимпийский чемпион, чтобы подготовить наших спортсменов. Слова Прохорова в очередной раз показывают, что наличие денег и приятный внешний вид в России гарантирует прощение полной некомпетентности, граничащей с глупостью. Прохорова в очередной раз «развели». Успехи норвежцев в лыжных гонках, общеизвестно, зиждутся не на тайнах в методике подготовки. А в массовости лыжного спорта среди норвежцев. И грамотной медицинской подготовке к соревнованиям. То есть норвежцев просто в раннем детстве записывают астматиками, что потом позволяет им безнаказанно применять чуть ли не на олимпийской дистанции эфедриносодержащие препараты. Возможно, Прохоров уже выкупил у Международного союза биатлонистов право для россиян «закидываться» на дистанции. Но при чём тут Альсгорд и подготовка?!

Несмотря на лето, зимние виды спорта бурлят. Вот и Антон Сихарулидзе принял решение баллотироваться на пост президента Федерации фигурного катания России. Фигурное катание — самое тёплое и доходное место, которое вообще можно придумать. Нечто среднее между владельцем нефтяной компании и владельцем палатки шаурмы на Савёловском вокзале. За всё платят спортсмены: за тренеров и лёд, за костюмы и музыку. Даже на судей у всех собирают централизованно. Президент может ничего не делать и посещать съёмки «Ледникового периода». Депутат Госдумы Сихарулидзе и так всё время проводил на телевидении. А теперь, когда в Думе пытаются наладить посещаемость, Сихарулидзе, совершенно очевидно, выгоднее возглавить фигурное катание, где, как известно, уже давно покупают российские паспорта для иностранных граждан. Вернее, японка, желающая попасть на Олимпиаду, покупает такое право у российских фигурных чиновников. Чем не бизнес?..

Глядя на всю эту галиматью, прикрытую красивыми словами о величии российского спорта, о необходимости оздоровления нации и развития физической культуры, в россияне готов записаться даже футболист московского «Спартака» бразильский нападающий Веллитон, прозванный в народе «Великом», который, видимо, станет россиянином. Как его тренер Валерий Карпин стал в своё время эстонцем. Карпин, отказавшись от российского гражданства, смог играть в Испании как гражданин Евросоюза. А Веллитон не будет считаться легионером. К игре сборной и интересам России подобное переклеивание ярлычков никакого отношения не имеет.

Как и к настоящему футболу и настоящим бразильцам из настоящей сборной, коих мы увидим уже через неделю во всей их национальной футбольной красе.