Законопроект милицейского доверия
1 июня состоялось второе совместное заседание оргкомитета по подготовке проекта федерального закона «О милиции» и Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой деятельности, на котором была представлена концепция нового закона о милиции.
Она содержит детальное описание основной идеи, целей и задач будущего закона в представлении МВД. Среди прочего, необходимость принятия нового закона в документе обосновывается тем, что «в последние годы правовое регулирование деятельности милиции все чаще осуществлялось помимо базового закона. В результате этого полномочия и особенно обязанности милиции рассредоточились по значительному количеству нередко противоречащих друг другу нормативно-правовых актов (в том числе кодифицированных) что, с одной стороны, затрудняет правоприменение, с другой стороны, порождает неоправданное расширение «милицейского присутствия» в жизнедеятельности общества и, как следствие, возложение на милицию несвойственных и избыточных функций». В концепции нашли отражение многие рекомендации, озвученные правозащитными НПО в последние месяцы.
В концепции проекта закона уделено значительное внимание необходимости построения партнерской модели взаимоотношений милиции и общества, организации работы по принципу уважения прав и свобод человека и гражданина, открытости милиции для прессы, граждан и организаций, установления новых форм общественного контроля за обеспечением прав граждан и организаций в деятельности милиции. Концепцией определяется, что приоритетным направлением деятельности милиции должно стать предупреждение преступлений и нарушения общественного порядка, иными словами, документ ориентирует милицию в первую очередь на работу по профилактике, и именно эта работа должна быть первична перед применением необходимых мер принуждения. Концепция содержит довольно обширный перечень функций, которые, по мнению авторов концепции, являются несвойственными для милиции или дублирующими в системе, и от которых милицию следует освободить.
Аргументируя тем, что в силу своей деятельности милиция вторгается в сферу прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов организаций, документ указывает на необходимость законодательного закрепления ряда конкретных дополнительных гарантий законности деятельности милиции. Среди них в концепции упоминается обязанность сотрудников выдавать под роспись талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении, ведение видеозаписи служебной деятельности милиционеров при контактах с гражданами, обеспечение условий содержания под стражей (включая и размеры помещения, и освещение, и вентиляцию, и питание) в соответствии со стандартами, выработанными Европейским судом по правам человека и рекомендациями Европейской декларации о полиции.
Особое внимание концепция уделяет вопросу восстановления доверия населения к милиции и предлагает набор норм, которые, по мнению авторов концепции, помогут этого добиться. Среди них: законодательное закрепление отчетности руководителей органов внутренних дел, милиции всех уровней перед представительными органами власти и органами местного самоуправления, придание общественному мнению роли одного из определяющих критериев в системе оценки эффективности работы милиции, регулярное информирование населения о милицейской деятельности.
Практически все положения, описанные в концепции, не вызывают сомнений, и их можно только приветствовать. Приятно также видеть, что разработчики концепции в подготовке документа ориентировались и на международный опыт, и на стандарты полицейской деятельности, выработанные международными органами, такими, в частности, как Европейский суд по правам человека.
Однако остается ряд вопросов.
Во-первых, при прочтении текста концепции, а потом содержания (по сути, оглавления) будущего закона «О милиции» складывается ощущение, что эти два документа писали разные группы людей, не согласовывавших между собой позиции. В оглавлении проекта закона не нашли отражение многие, с нашей точки зрения, основополагающие моменты концепции, в частности, признанный концепцией ключевым принцип построения партнерской модели милиции и общества. Или же вопросы, связанные с оценкой деятельности милиции и включения оценок общества в качестве ключевого критерия в систему оценки. Возможно, внутри каких-то статей законопроекта положения концепции и будут отражены, хотя, на наш взгляд, ключевые моменты концепции должны быть так же четко и отдельно прописаны в законопроекте.
Во-вторых, из представленных документов не очень понятно, как будущий закон действует в отношении всей системы МВД, ведь указы президента РФ, на которые ссылается концепция в обосновательной части, говорят о реформировании Министерства внутренних дел, а милиция в традиционном понимании – это только часть системы МВД.
В-третьих, из представленных документов совсем не очевидны структура, состав и подчиненность в милиции. Об этом нет ни слова в концепции, в оглавлении закона лишь указано, что этим вопросам будет уделено две статьи. Таким образом, пока остается туманным, как все же будет оптимизирована структура милиции.
В-четвертых, в концепции уделено значительное внимание процессу приема на службу, перечислены критерии и т.п., но нет ничего про регулярное тестирование на продолжение соответствия этим критериям уже в процессе службы (упоминается только регулярная проверка знаний Конституции РФ и других нормативных документов, включая и международные).
В-пятых, концепцией определяется необходимость законодательного закрепления функций общественного контроля за деятельностью милиции за общественными наблюдательными комиссиями (в рамках федерального закона об общественном контроле) и за Общественной палатой РФ (ОП РФ). Данное предложение выглядит как закрытый перечень и входит в противоречие с принципами гражданского контроля, ибо, если такие предложения будут закреплены законодательно, на практике это приведет к тому, что к контролю будут допускаться только члены общественных наблюдательных комиссий (сегодня действуют в 70 субъектах федерации, в состав в каждом регионе входят от 5 до 24 человек) и члены ОП РФ.
Понятно, что представленные на заседании 1 июня документы – это, по сути, первый шаг, и работа по прописыванию норм законопроекта только начинается. Остается надеяться, что далее эта работа будет развиваться по принципу детализации законопроекта и внесения изменений в его структуру для приведения в соответствие с представленной концепцией.
Комментарии