Милосердие – только к христианам?
Под впечатлением от событий «ночи длинных рук» в Германии Словакия вновь отказывается помогать беженцам-мусульманам.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо (Robert Fico) заявил о готовности страны предоставлять политическое убежище только беженцам-христианам. Основные опасения самому популярному политику восточноевропейского государства внушает немецкий пример: если добавить Словакии мусульман, его государство начнёт напоминать Германию, считает Фицо. Его правительство не только продолжит всеми силами сопротивляться введению обязательных квот на приём беженцев по всему континенту, но и не позволит, чтобы в Словакии образовалась консолидированная мусульманская община. «Мы не хотим, чтобы здесь могло произойти то же, что случилось в Германии», – заявил словацкий премьер-министр на пресс-конференции, специально созванной в Братиславе в связи с событиями новогодней ночи в Кёльне, Гамбурге и других крупных городах ФРГ.
Вопрос приёма беженцев не стоит в Словакии сколько-нибудь остро, число принимаемых страной иммигрантов весьма невелико. За весь 2015 год здесь подали прошения о предоставлении политического убежища 169 человек, ходатайства восьми были удовлетворены. Эти годовые данные не учитывают 149 христиан, в декабре доставленных на самолёте из иракского лагеря беженцев и ожидающих решений словацких компетентных ведомств по вопросу предоставления убежища.
В будущем Словакия не желает предоставлять беженцам гуманитарную помощь, а свой финансовый вклад в решение иммиграционного кризиса предпочитает направлять на конкретные меры по защите границ Евросоюза. «Мы готовы направлять средства на охрану внешних границ Шенгена, – подчеркнул Роберт Фицо. – Мы по-прежнему тратим деньги, но желаем, чтобы они тратились, к примеру, не на закупки продовольствия, а на создание структур безопасности, которые позволят оберегать внешние границы ЕС – только так можно остановить неконтролируемый поток иммигрантов».
Уже в прошедшем году позиция словацкого правительства по вопросу предоставления политического убежища подвергалась критике со стороны многих других членов Евросоюза. Словакия тогда также заявила о готовности принимать только беженцев-христиан, поскольку им будет проще интегрироваться в общество, и отказывать в приёме мусульманам. Такая позиция вызвала возмущение ряда представителей ЕС, заявлявших, что единственный способ делить нуждающихся – не по вероисповеданию, а по потребности в помощи.
Однако словацкий взгляд на иммиграционный кризис не является исключительной позицией только этой восточноевропейской страны.
Не обошлись без комментариев на тему беженцев в соседней Чехии, а также в Венгрии и Польше. Действующий президент Чехии Милош Земан (Miloš Zeman) поделился соображениями о том, что «нашествие беженцев» на Европу организовано исламистским движением «Братья-мусульмане» «на средства ряда заинтересованных государств», чтобы «постепенно взять Европу под свой контроль». В Венгрии местные средства массовой информации упрекают немецких коллег в замалчивании проблем из соображений политкорректности, называя немецкие СМИ «медиа-Штази, насаждающими диктатуру мнений». Министр культуры и национального наследия Польши Пётр Глински (Piotr Glinski) также проиллюстрировал публичные опасения по поводу роста количества иммигрантов нападениями на женщин в новогоднюю ночь в Германии. Польша будет внимательнее следить за тем, кому предоставляет убежище, пообещал политик. «Мы готовы помочь бегущим от военных действий женщинам, детям, пожилым людям. Но мы не видим причин, по которым молодые мужчины – герои кёльнских событий – должны находиться в Польше», – заявил Глински, выполняющий в польском правительстве функции вице-премьера. Со схожими комментариями выступила и глава национал-консервативного правительства страны Беата Шидло (Beata Szydlo): «То, что сейчас происходит в Германии, демонстрирует, что проблемы серьёзнее, чем – к сожалению, опрометчиво – думали европейские лидеры».
В начале декабря прошлого года Словакия подала иск в Европейский суд в Люксембурге, оспаривающий принятые советом министров внутренних дел Евросоюза квоты по распределению беженцев среди всех членов политического объединения. С подобным иском обратилась в суд и Венгрия. В июле Словакии – вслед за Германией – предстоит на полгода принять на себя председательские функции в Евросоюзе. А 5 марта премьер-министра Фицо ждут парламентские выборы, в ходе которых его партии «Курс – социальная демократия» (Smer – sociálna demokracia) предстоит отстоять своё абсолютное большинство в Национальном совете.
Комментарии