К. Бабкин предупреждает: обстановка чревата гражданской войной

Вернулись с новогодних каникул? Вливаетесь в работу? Молодцы. Я тоже. Замминистра финансов Сергей Шаталов тоже работает, уже развёрнутое интервью «Ведомостям» дал на тему налоговой политики. Отвечает он за неё в правительстве. Налоговая политика — важный инструмент в руках государства, и важно знать, к чему нам готовиться. А готовиться нам надо к затяжному кризису, это ясно из интервью. Общий смысл интервью: всё мы в правительстве эти годы делали правильно, у нас отличная налоговая система, но нефть подешевела, поэтому денег не хватает. Поэтому надо повышать налоги и снижать расходы государства. Больше ничего делать не надо. Если всё будет так, как заявлено в интервью, конкурентоспособность российской экономики будет снижаться.

- Сперва говорится, что нефть подешевела, денег мало, образовался дефицит бюджета. "Развитие возможно и при высоких налогах."

Действительно, есть страны с более высокими налогами, чем в России. Этой фразой обосновывается, что налоги надо повышать..

-Надо тормошить Газпром и нефтяников.

Предлагается сложная система взымания налогов со словами "гринфилд", "браунфилд" и прочими. Смысл состоит, видимо, в том, чтобы по-разному облагать месторождения с разной рентабельностью.

Беда состоит в том, что предполагается повышать "внутренние" налоги, которые вызовут повышение стоимости энергоносителей на внутреннем рынке, про повышение пошлин на экспорт сырой нефти и газа речи нет.

-До 2018 года налоги повышать нельзя, это обещал президент. После начала 2018 можно, значит, нужно. Правда, и до этого можно "тормошить" нефтяников и газовиков. Т. е. деньги из граждан и предприятий в ближайшие два года будут вытаскивать не напрямую, через налоги, а опосредованно, через дорожающие бензин, электричество, услуги ЖКХ.

Впрочем, "возможны сюрпризы".

-В 2018 году для всех предполагается повысить НДС и несколько снизить налог на прибыль.

Логика проста: НДС собрать проще, чем другие налоги, его легче проконтролировать, поэтому его и надо повышать.

Другой плюс состоит в том, что этот налог платят все одинаково — и импортёры при ввозе, и все производители в России, при экспорте этот налог возвращается, поэтому на экспорт повлиять не должен. Писку при поднятии много быть не должно.

Однако это всё равно лишнее изъятие денег: зарабатываешь - не зарабатываешь, — плати больше. Поэтому конкурентоспособность российского производства снизится, подорожают все товары. Выиграют наиболее прибыльные компании, которые не конкурируют напрямую с иностранцами. Кто это? Банкиры, приближённые к солнцу, например.

-Единый сельхозналог отменять не надо, поскольку он и так маленький.

Ну вот и отменили бы, меньше бумажной работы.

-Плоская шкала подоходного налога. Её отменять нельзя. Во-первых, такую шкалу ввели уже многие прогрессивные страны, например, Украина, во-вторых, надо будет подавать всем ежегодно налоговые декларации, а это дорого, в-третьих, к нам не будут приезжать за паспортами знаменитые спортсмены.

Во-первых, плоская шкала, а вернее, в действительности принятая регрессивная шкала, при которой бедные в процентах платят больше, чем богатые, это несправедливо. А то, как воспринимается налоговая система обществом, какие в неё заложены общественные принципы, это важная вещь для государства. В настоящем виде система стимулирует расслоение общества. Это аукнется. Надо заложить хотя бы плавную прогрессию. С самых бедных подоходный налог брать вообще кощунственно.

Во-вторых, подача деклараций, система уплаты налогов непосредственно гражданами, а не предприятиями, — важная вещь для становления гражданского общества. Человек, осознающий, сколько лично он платит в казну, по-другому, более требовательно, относится к работе чиновников. Впрочем, возможно, этим и объясняется нежелание что-то менять.

-На вопрос о стимулирующей функции налоговой системы идёт ответ, что стимулировать ничего не надо, льгот никому предоставлять нельзя: льготы редко достигают цели. При предоставлении льгот могут быть ошибки, предприятия, получившие поддержку, лишаются стимулов развития, ослабляется конкуренция с иностранными компаниями.

Это как со старым утверждением либералов: в России деньги тратить нельзя, будет коррупция. Поэтому как можно больше денег надо направлять в стабфонд на сохранение в Америку. Здесь то же: зачем возвращать инвестиционную льготу и стимулировать модернизацию, это нарушит конкуренцию. В развитых странах применяется много льгот, направленных на стимулирование того или иного вида деятельности: для предприятий применяются секторальные льготы. Производители автобусов в Канаде, например, платят меньший налог на прибыль, чем нефтедобытчики, фермеры получают большую инвестиционную льготу по налогу на прибыль, если покупают сельхозтехнику, а не тратят деньги на покупку предметов потребления.

Есть много различных налоговых льгот для граждан: с человека берут меньше налогов, если он тратит деньги на образование, на содержание детей, на лечение, на покупку жилья и прочее.

Для России всё это, по мнению Сергея Дмитриевича, лишнее. В России модернизация не нужна. Это нарушит конкуренцию.

Нас ждет не повторение кризиса 98-ого, а гражданская война.

Глава правительства Дмитрий Медведев призвал готовится к «худшему сценарию», а Министр финансов Антон Силуанов заявил, что предотвратить повторение кризиса 98 года поможет приведение государственного бюджета в соответствие с новыми реалиями. Для этого сейчас министерства и ведомства должны представить предложения по сокращению расходов на 10%. Крупнейший российский промышленник Константин Бабкин рассказал насколько эта мера эффективна и что поможет предотвратить повторение кризиса 98-ого.

Само по себе сокращение расходов мало эффективно и может дать обратный эффект, т.е. усиление кризиса, потому что сокращение расходов это означает только одно – стимулирующие меры будут обрезаны, что в свою очередь еще больше затормозит экономику.

Силуанов уже говорил, что нужно повышать пенсионный возраст и срезать зарплаты, что, в свою очередь, приведет к снижению покупательской способности и снижению спроса на продукцию, а это очередной удар по экономике т.е. усугубление кризиса. Повышение налогов или снижение расходов –не означает оздоровление экономики, в современных условиях это может только усугубить ситуацию. Для предотвращения кризиса нужно менять приоритеты путем развития производства. Если мы поймем, что только динамично развивающаяся экономика является источником благосостояния людей и поставим такой приоритет во главу угла, то станет понятно, что нужно не повышать налоги, а снижать, нужно радикально снизить процентную ставку ЦБ РФ, нужно защищать рынок, поддерживать экспорт. Государственные расходы нужно не сокращать, а переформатировать: тратить меньше на имиджевые проекты и больше на поддержку промышленности и сельского хозяйства.

Мой рецепт оздоровления экономики прост: повышение государственных расходов на стимулирующие меры и снижение налогов. Если будет продолжаться сегодняшняя политика государства, оторванная от реальности с ложными приоритетами, то кризис, который у нас тянется еще с начала перестройки, будет только усиливаться. Это проявится в резком снижении курса рубля, дефолте, иностранных вторжениях и, как итог, гражданской войне.