Неграждане. Русофобия в Прибалтике

На модерации Отложенный


http://slovodel.com/487379-negrazhdane-rusofobiya-v-pribaltike

Если бы среди наций проводился конкурс на звание главного русофоба, у прибалтов были бы неплохие шансы на попадание минимум в тройку. Эстонцы и латыши русских ненавидят. Литовцы относятся чуть более снисходительно, и то, потому что русских там чуть более 5%. Пространства мало.

 

В Эстонии и Латвии каждый четвертый житель – русский, поэтому русофобия там выглядит наиболее явно. Жителей нетитульной нации там до сих пор называют «оккупантами». При этом  прибалты забывают, что славяне жили в Риге и окрестностях еще в 11 веке. В семнадцатом веке восточнославянское население пополнилось беглыми старообрядцами. Во время советской власти в страны Балтии ехали по распределению, по квотам. Эти люди Балтию не оккупировали – напротив, помогали развивать регион, строили больницы, школы, библиотеки, театры.

 

Когда Союз распался, эти люди вдруг оказались не добродетелями, а угнетателями. И попали в очень непростую ситуацию. Из граждан СССР русские превратились в неграждан.

 

Неграждане

 

Этот дикий термин распространен только в Эстонии и Латвии. При распаде Союза эти республики не стали осуществлять «нулевой вариант», по которому все жители страны получают гражданство. Эстонцы с латышами решили пойти другим путем. Желая избавиться от русского населения, они установили ограничение. По закону получить гражданство могли только лица, проживающие на территории страны до 1940 года и их потомки. То есть, по сути, эстонцы и латыши предоставляли гражданство только своим. Все нацменьшинства получили оскорбительный статус «негражданина».

 

Вдобавок неграждане лишились права иметь крупную собственность. Таким образом, эстонцы с латышами не только задели национальные чувства людей, но и отобрали у «иноземцев» имущество. Приватизация по-балтийски.

 

Оказавшись в подавленном состоянии, часть русских покинула страну навсегда, другая – осталась, чтобы жить и бороться. Русский мог получить гражданство только при одном условии – выучив язык. Тут-то и началось самое интересное. Несмотря на скепсис, многие русские жители Прибалтики пошли сдавать экзамены. Получалось у единиц. Для того чтобы выучить язык, нужна практика, а получить ее было непросто.  С каждым новым языковым законом тесты на получение гражданства усложнялись. Холодная бюрократическая машина делала все возможное, чтобы заставить людей уехать, а оставшихся – почувствовать себя людьми второго сорта.

 

 

Именно поэтому процесс получения гражданства в этих странах так затянулся. В Латвии, например, до сих неграждан порядка трехсот тысяч человек. Две трети из них, разумеется, русские.

 

Не стоит путать неграждан с апатридами, которые не относятся ни к одной стране. У неграждан есть права. Но:

Неграждане не могут принимать участие в выборах. Выдвигаться, естественно, тоже. Неграждане ограничены в профессиональной деятельности – силовые и вообще государственные структуры для них закрыты. Негражданин даже фармацевтом не сможет устроиться.

 

Обыкновенный фашизм

Но, как было сказано, многие русские учат язык.

В Латвии это почти необходимость. В этой стране даже социальное разделение зависит от уровня языка. Всего уровней 6. Даже для того, чтобы устроиться дворником, необходимо чертова категория и соответствующий сертификат.

 

Возникает ощущение, что русских попросту выживают из Прибалтики. Не знаешь языка? Тебя могут не довезти на такси, не обслужить в кафе, не показать дорогу.

Посмотрите ролик на эту тему.

Несмотря на то, что этот ролик задуман как антирусская пропаганда, мальчик оставляет самое благоприятное впечатление, чего не скажешь о девочке. Лицемерие и двойные стандарты – вот он эстонский юмор.

 

Эстонцы, кстати, могут переплюнуть латышей по уровню ксенофобии. Как и украинцы, они привыкли ассоциировать Советский Союз исключительно с Россией, особенно негативные моменты. Переименованы все расово неправильно названные улицы, памятников Ленину тоже уже не найти…

 

Но чем им не угодил «Бронзовый солдат», прообразом которого согласно легенде был эстонцем, непонятно. Воздвигнутый 22 сентября 1947 года в честь освобождения Таллина, он был снесен 28 апреля 2007 года. Несмотря на героическую оборону русскими и эстонскими молодыми людьми, понимающими важность подвига советских солдат во Второй мировой, помешать аморальному указу сверху не удалось. По иронии судьбы, руку к этому вероломному действу приложили националистически настроенные руководители Эстонии.

 

При обороне памятника без жертв не обошлось. Около сотни людей получили травмы разной степени тяжести. Несколько человек погибли. Теперь «Монумент Павшим во Второй мировой» скромно стоит на загородном Военном кладбище. На фоне реабилитации бойцов СС, перенос «Бронзового солдата» выглядит как одно из проявлений современного фашизма. Обыкновенного и привычного  для Эстонии.

 

Тибла

После обретения независимости эстонские словари все чаще стали публиковать слово «тибла». Звучит вроде бы безобидно, но из-за этого слова русская жена разбила голову своему эстонскому мужу. Дело в том, что «тиблой» называют русских с уничижительным значением понаехавшего быдла.

 

Очевидно, что «тибла» - производное от «ты, бл*». Впервые получило широкое распространение еще в сороковые.   

 

Прибалтика и Россия

В России уважительно относятся к своим соотечественникам. Жители Прибалтики могут получить российское гражданство по упрощенному варианту. Плюс безвизовый режим для так называемых неграждан.

 

Но с балтийскими властями отношения напряженные. Русофобская полемика распространяется и на межгосударственном уровне. Согласно новой Стратегии национальной безопасности, одна из главных угроз для российской безопасности – нарастающая милитаризация Прибалтики. Являясь частью НАТО, страны Балтии – первый вероятный противник России. Так что руководству миниатюрных республик следует следить за своим языком. Плюс у России есть экономические рычаги. В частности, второй «Северный поток».