Спаси и сохрани: Рождественская молитва Лукашенко
В трудный для страны час глава государства взвалил на себя бремя налаживания двусторонних отношений с Творцом, озвучив от лица электората петицию к Вышестоящей Инстанции. «Первое наше обращение к Господу, чтобы он действительно нас защитил и сохранил нашу страну такой, какой она есть сейчас. Большего мы просто не смеем просить сегодня», - заявил президент 7 января на рождественском богослужении в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.
Возможно, оппозиционно настроенным атеистам президентская молитва показалась безадресной, а столь же оппозиционно настроенным верующим - исполненной гордыни. Но с сугубо светской, политологической и психологической, точки зрения Александр Лукашенко, безусловно, был искренен. «Сохранить страну такой, какая она есть сейчас» - это политическая программа. И даже не консервативная (консерватизм не отрицает изменений, он лишь озабочен их направлением и темпом), а сугубо охранительная. Недаром в новогоднем обращении президент заметил: «Идет передел мира, который не принесет ничего, кроме страданий». Лучше уж без страданий. То бишь без изменений.
В рождественском выступлении четко прозвучал еще один тезис: «Нам надо надеяться только на себя, каждый человек должен рассчитывать только на себя. А все, что сможет государство, это я вам обещаю, оно сделает для народа. Но это будет уже в плюс к тому, что вы сможете сделать сами для себя». Раньше мягкий, но авторитарный белорусский патернализм (батька раздает деткам то драники, то подзатыльники - по обстоятельствам) реализовывался на платформе социального государства, welfare state.
Теперь социальные драники и патерналистские подзатыльники распределяются независимо друг от друга - социальное государство лишь восполнит то, чего рассчитывающий только на себя рядовой белорус не смог добиться скоординированными усилиями собственных челюстей и конечностей.
Прощание с реформой
Долгие годы либеральная общественность сублимировала мечту о насущных экономических преобразованиях в концепт единой мега-Реформы: однократно и единогласно поднатужиться, затянуть пояса, выпучить глаза, сжать зубы, распетрушить советское наследство до основанья, а затем - здравствуй, дивный новый мир свободного рынка и сверкающих сингапурских небоскребов на вязкой болотистой почве. Мир, где молодой Прогрессивный Рыночник на хорошем английском посылает в отправную точку движения социальных лифтов престарелого Красного Директора, а тот и ответить-то толком не может, ибо не сдавал TOEFL.
Госаппарат скалькулировал варианты мега-Реформы с миссиями МВФ (кредитная заявка на $3 млрд.) и ЕФСР ($2 млрд.), покряхтел, понюхал воздух, перекинулся парой слов с кем надо и сделал вывод: мега-Реформа не нужна, нужны отдельные реформы. Политически нецелесообразно обставлять их как выполнение требований кредиторов - получится, что Беларусь умаляет собственный суверенитет и признает траекторию своего развития на протяжении последних 20 лет кривой и ошибочной.
Реформаторская кампанейщина общенационального масштаба даже опасна - раз бенефициарами белорусской модели числятся и Красные Директора, и Прогрессивные Рыночники, и Безымянные Трудящиеся, которым «надо надеяться только на себя», преобразования следует оформить как компромисс между ними.
В ноябре 2015г. выбор властью подобного подхода убедительно объяснили помощник президента Кирилл Рудый и замглавы администрации президента Николай Снопков: во-первых, «очевидного общественного запроса на проведение реформ, кроме как в узком кругу специалистов», нет; во-вторых, у реформ отсутствует социальная база (а в перспективе ее еще основательнее прорядит кризис); в-третьих, «реформы разрабатываются не для международных организаций, а для самой страны».
С кредитами или без, правительство продолжит делать примерно то же самое, что требуют кредиторы: урезать социальные трансферты, сокращать поддержку госсектора, ужесточать кредитно-денежную политику и пр. - не по заветам венской экономической школы, а по большой нужде. Если оно и примется реформировать отдельные отрасли и институты, то теми инструментами, которые есть, и в той степени, которая осознается госбюрократией как необходимая. Тем более, существующий в обществе запрос на изменения таков, что вроде бы все за реформы, но каждый понимает их по-своему.
Справка «БелГазеты». По данным декабрьского опроса НИСЭПИ (Вильнюс, Литва), 35% респондентов полагают, что РБ нуждается в структурных и системных преобразованиях; без малого 57% выступают за экономические реформы (против - 27,8%).
Как кризисное состояние экономики оценивают 66,9% опрошенных, на улучшение ситуации надеются 16%, ухудшения ожидают 36,2%; 47,2% респондентов сводят преобразования «усилению роли государства в обществе, большей поддержке своих граждан», 45% - к «уменьшению ролигосударства в обществе, предоставлению своим гражданам большей свободы действий».
Обманутой в романтических ожиданиях прогрессивной общественности лучше сосредоточиться на частных вопросах и не вешать нос: как говаривал либеральный публицист и вице-губернатор Салтыков-Щедрин, «нет задачи более достойной истинного либерала, как с доверием ожидать дальнейших разъяснений».
Тяжело и недолго
Лукашенко недаром настойчиво повторяет, что «предстоящий год не будет легче, чем ушедший». Пока это единственный честный прогноз - и то с учетом того, что в РБ прогнозные показатели традиционно не выполняются.
Год едва начался, а Совмин постановлением N3 от 5 января уже увеличил тарифы на газ и электричество примерно на 20%. Минэкономики при калькуляции стоимости льготного жилья снизил прогноз по средней зарплате на январь 2016г. с Br7,212 млн. до Br6,924 млн., а на декабрь 2016г. - с Br8,937 млн. до Br8,841 млн. Минюст констатировал уменьшение за 2015г. количества зарегистрированных субъектов хозяйствования на 17,6%.
Нацбанк подсчитал, что ЗВР за минувший год сократились на $0,883 млрд. по методологии МВФ (на $1,248 млрд. в национальном определении), составив на 1 января $4,176 млрд. (либо $4,468 млрд.). Не абсолютные и относительные цифры, а очерчиваемые ими тенденции подтверждают: Александр Григорьевич прав, как никогда.
Внутренний кризис отечественной модели стал очевиден на фоне ухудшающейся глобальной конъюнктуры. ФРС повысила процентную ставку, дорожающий доллар заставил сырье и энергоносители дешеветь еще интенсивнее, главный потребитель сырья и драйвер промышленного роста - Китай - забуксовал пуще прежнего. Постновогодний обвал американского фондового рынка стал самым сильным за 119 лет. Китайские товарищи, тратившие, по подсчетам The Wall Street Journal, на поддержку юаня по $3,5 млрд. в день и $2,4 млн. в секунду, махнули на все рукой и, по версии Financial Times, устно обязали коммерческие банки ограничить продажу долларов клиентам. Баррель Brent рухнул до $33, нефтяная корзина ОПЕК пробила отметку $30, российский экспортный сорт Urals подешевел до $28,76, канадцы и саудиты предлагали нефть еще дешевле.
Дешевеющие энергоносители и сырье обесценивают и продаваемые Беларусью в ЕС нефтепродукты, и любые виды экспорта в Россию, зависящую от нефтегазовых доходов. Прочие покупатели белорусского калия, самосвалов, спецтехники и т.п. тоже зарабатывают валюту в основном экспортом сырья, поэтому их платежеспособность сейчас столь же плачевна. Более того, даже прогнозы на 2016г. исключительно неблагоприятны: как полагает главный экономист МВФ Морис Обстфельд, «дальнейшее резкое падение цен на биржевые товары, включая энергоносители, вызовет еще большие проблемы для экспортеров, включая ускоренное снижение курсов валют, способное привести к возникновению пока еще скрытых факторов уязвимости в балансах или подстегнуть инфляцию».
Иными словами, на горизонте маячат обмеление экспортных потоков и конкурентная девальвация наперегонки в странах-экспортерах. Впрочем, эти драматические сюжеты с пугающими подробностями уже читаются в отечественной статистике внешней торговли.
Справка «БелГазеты». По данным Белстата, оборот внешней торговли товарами РБ за январь-ноябрь 2015г. зафиксирован на уровне Br51,986 млрд. (73,9% к аналогичному периоду 2014г.), экспорт достиг Br24,576 млрд. (73,1% к прошлогоднему показателю), импорт - Br27,41 млрд. (74,7%). Сформировалось отрицательное сальдо в размере Br2,834 млрд. - против Br3,118 млрд. за 11 месяцев минувшего года. Наибольшее падение (35-40%) продемонстрировал экспорт в страны ЕАЭС и СНГ.
Белорусское желание отсидеться, как любит говорить президент, «как мышь под веником», жадно клацая зубами на голодном пайке, зато без гвалта и потрясений, понятно и объяснимо. Однако даже такой выжидательно-охранительный сценарий не застрахован от вмешательства неучтенных факторов - будь то «черный лебедь»модного экономиста Нассима Талеба, или обычный жареный петух, единственно возможным способом заставляющий крепких хозяйственников периодически проявлять антикризисную смекалку.
Комментарии