Критерии социализма. Свобода

На модерации Отложенный

И слева и справа раздаются призывы к новому социализму. Зюгановские глашатаи трубят о том, что время реванша пришло, мировноские новые социалистические идеи будоражат сознание, антиглобалисты расшатывают капитализм под лозунгами Чегевары, Трехсторонняя комиссия Рокфеллера призывает объединить человечество интернациональными лозунгами свободы и демократии, но читатель должен согласиться, что социализм соответствует определенным критериям, про которые порой забывают горячие головы, и что человечество стремится к свободе не только над обстоятельствами, но и духовной свободе, и что социализм - общество по своей сути более свободное, чем капитализм, и от обстоятельств и от духовной диктатуры, в каком бы виде она не представала перед человеком. Как экономическая свобода, так и духовная будут ограничены только научными знаниями о природе и человеке.

С ростом производительности труда отдельный член общества все больше и больше будет приобретать свободы в своих экономических отношениях, а также в личностных отношений с другими членами общества. Исходя из этого мы должны сказать, что американское или английское, а может французское или германское общества стоят на один шаг ближе к новым отношениям, чем скажем российское, китайское, индийское или общества какой-нибудь африканской страны.

КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗМА
Критерий первый. Свобода.

История человеческого общества показывает, что индивидуальный человек с его абсолютной социальной свободой в эпоху дикости, в тоже самое время находился в плену природных обстоятельств, но вступая в социальные отношения он начал долгий путь к осознанной необходимости как абсолютной свободе над обстоятельствами. Диалектика восхождения к этой вершине лежала через пропасть рабства, закабаление женщины и три эпохи классовых обществ. Преодолевая дикость и варварство человек преодолевал себя и все же двигался к своей свободе, как естественному атрибуту цивилизации.

Поэтому возвращаясь в свое будущее, в эпоху бесклассового общества, человек будет более свободен, чем любой патриций, сеньор или буржуа. Его свобода будет простираться за горизонт не только буржуазных свобод и буржуазного права, но и выдумок вульгарных социалистов. Он не будет ограничен, не только социальным правом, не говоря уже о политическом праве, как архаизме классовых обществ, но и никакими экономическими требованиями со стороны общества вообще.


Ни физическое принуждение рабства, ни сеньориальная земельная зависимость, ни капиталистические обстоятельства, заставляющие вчера и сегодня человека работать, не будут определять в социализме его внутреннюю потребность к творческому труду.

Свободный труд свободных тружеников менее всего будет стеснен и ограничен какими-то ни было предписаниями, кроме возрастающими нормами технологической безопасности, которые будут определяться самим сообществом этих тружеников. Более того обществу не будет никакого дела до того, чем занимается человек и какой вклад он вносит в общее дело. Совсем другие мотивы будут лежать в основе экономического и социального поведения человека, как человека общественного и цивилизованного. Но это социальное поведение может шокировать почтенную буржуазную публику, как в свое время высказывания Энгельса[1] вызывали гнев обывателя о том, что свободной женщине в социализме ничто не будет препятствовать: ни экономические, ни моральные, ни обстоятельства “последствий”, чтобы отдаться любимому мужчине, а право наследования по отцовской линии опять сменится правом женщины определять родство ее детей.

Такое свободное социальное поведение людей в социализме будет определяться экономической свободой каждого в отдельности и общества в целом за счет фантастической производительности труда, когда физический труд человека будет вытеснен умственным трудом из производства, а последний предоставит человеку ничем не ограниченный полет фантазии. Эти же обстоятельства будут определять и новую парадигму потребления, когда удовлетворение физиологических потребностей, лежащих в основе нашей жизни отойдут на второй план, уступив первенство потребностям нашего ума.

Следуя за диалектической логикой мы можем видеть, как далеко отстоит наша буржуазная действительность настоящего и тем более прошлая действительность советского феодализма от реальных отношений социализма. И если мы хотим понимать движение к новому обществу, мы должны со-измерять это движение со степенью свободы отдельного человека, который сам определяет свою жизнь и степень своей ответственности перед обществом, исходя из его личных материальных интересов.

______________________________________

полный текст статьи читайте на сайте КАПИТАЛ