Президент России Владимир Путин дал интервью германскому журналу Bild , в котором заявил, что расширение НАТО на восток было ошибкой и "не позволило преодолеть раскол Европы". По мнению Путина, Советский Союз после падения Берлинской стены недостаточно активно заявлял о своих национальных интересах, аннексия Крыма Россией "полностью соответствовала международному праву", а падение цен на нефть и санкции, введенные странами Запада против России, способствуют оздоровлению российской экономики.
Президент фонда "ИНДЕМ" политолог и социолог Георгий Сатаровполагает, что некоторые "откровения" российского президента могут дорого обойтись в будущем самому Кремлю:
– Путин говорит, что расширение НАТО на Восток способствовало разделению Европы. Вместо этого, по его мнению, необходимо было создавать блок с участием стран Центральной Европы, Советского Союза, США, даже Восточной Германии. Получается, что Германия не должна была объединяться после падения Берлинской стены. Вы логику, хотя бы формальную, видите в этих словах?
– Нет, не вижу, и я ее не искал, и не ставил перед собой такой задачи. Во-первых, я не понимаю, в чем смысл интервью самого по себе, зачем оно нужно было. Во-вторых, не понимаю, в чем смысл поиска логики применимо к данному персонажу…
– Ну, хотя бы какие-то предположения по этому поводу у вас есть? Может быть, это какая-то попытка примирительного интервью? Может быть, Путин хотел что-то донести до западной публики?
– Конечно, это интервью ориентировано вовне, а не вовнутрь России. Потому что "вовнутрь" Путин сказал вещь фантастически страшную. Я даже несколько раз перечитал это место, чтобы убедиться, что меня глаза не обманывают. Это когда он заявил о законности аннексии Крыма, о том, что это соответствует международному праву, то, как описал эту процедуру – законным образом в составе Украины был избран парламент Крыма, этот парламент принял решение о референдуме, референдум был проведен, и поэтому все законно. Этим самым Путин заложил мину фантастического размера и разрушительной силы под Россию. Это значит, что любой субъект Федерации может собрать свой парламент, который при нынешней системе власти, естественно, законный, как и сам президент – законный. Этот парламент принимает решение о проведении референдума на территории этого субъекта Федерации. Этот референдум проводится и принимает решение об отделении. С этого момента это другая страна. И не является частью Российской Федерации. Говорить об этом в условиях огромной угрозы нестабильности в России, в условиях, когда вся политика Путина воспроизводит сценарий распада СССР, – это по меньшей мере, если быть деликатным предельно, необдуманная провокация. Поэтому, конечно, его слова вовнутрь не ориентированы. А если ориентированы, это осознанная провокация. Там были вещи для меня странные, во всем сюжете, касающемся Крыма, и в том моменте, о котором вы меня спросили. Потому что та альтернатива, о которой говорил Путин, довольно странная. Она, собственно, закладывает новые основы для разделения, а не для объединения Европы.
Это очевидно.
– Возвращаясь к разговору по поводу Крыма. В очередной раз западные журналисты очень пассивны в разговоре с Путиным. Они спрашивают, скажем, в конце интервью, знал ли Путин, что канцлер Германии боится собак, но не напоминают президенту России, что так называемый референдум об отделении Крыма был проведен под дулами автоматов, у депутатов забрали мобильные телефоны. Это ни для кого не секрет. Это было фактически официально признано. Чем Путин так очаровывает, на ваш взгляд, западных журналистов?
– Я не думаю, что очаровывает, потому что журналисты прекрасно знают цену этим словам и прекрасно осведомлены о реальном положении вещей. Это ведь 5 января (день записи интервью. – РС) – информационный дефицит, попытка заполнить страницы. Во-первых, не вижу смысла для любого СМИ общаться с Путиным. В каком качестве? Это ведь вещь предельно неясная, и ответить на такой вопрос никакой журналист публично не сможет. Во-вторых, действительно, либо Путин не рефлексирует, что ему раньше было несвойственно, либо не рефлексирует собеседников, их уровень понимания ситуации, и не рефлексирует уровень понимания осведомленности о ситуации аудитории, которая это будет читать. Потому что сейчас ситуация уже совершенно другая, и нет вопросов "ху из мистер Путин". Но он ведет себя как в 2002 году или в 2001-м, или в 2006-м, что-то в этом духе. Это, конечно, странно.
– Вы согласны с заявлением Путина о том, что после падения Берлинской стены Советский Союз, а потом Россия в недостаточной мере заявляли о своих национальных интересах? И в этом главная ошибка?
– Ответ Путина на вопрос "Были ли какие-то ошибки?" понятен: во всем виноват Запад. Но на вопрос "А были ли какие-то ошибки со стороны России?" Путин ответил так, чтобы было понятно, что ошибки были, но эти ошибки связаны с 1990-ми годами. Я думаю, что в России было слишком много внутренних проблем. И что касается внешней политики, то там Россия формулировала свои интересы очень просто – это полная открытость и встраивание во все структуры, прежде всего, европейские. Что и происходило, последовательно и довольно мощно.
– Одна часть интервью Путина – это заявление о том, что падение цен на нефть и международные санкции способствуют оздоровлению российской экономики. Со стороны это выглядит довольно беспомощно. Это заявление для внутреннего или внешнего употребления?
– Любые вопросы такого толка – это для Путина вопросы не "отбиваемые". Получается абсолютно странный тезис о том, что высокая доля углеводородных доходов в бюджете является опасностью и разрушает экономику… Это что, не было ясно 7 лет назад, 10 лет назад? Если это не было ясно, то какого черта вы занимались этой работой и сидели в этом кресле? Если это стало ясно только сейчас, то уже поздно. И это понятно всем, – полагает Георгий Сатаров.
Комментарии
Если Сатаров претендует на то, что СЕЙЧАС обнаружил, что в словах ВВП "нет логики", пусть тогда он ( или его апологет ) ответят на очень простой вопрос: каким образом это образом он сам ЛИЧНО помогал ( или, как минимум , приветствовал ) НЕЗАКОННОЙ передачи власти в 2000 году от ЕБН к ВВП ? Ну, а если он ( или они ) говорят: ну тогда мы НЕ ЗНАЛИ, что будет так то так то, то тогда второй законный вопрос: если вы ничего не знали ТОГДА, с какой радости я ( или кто то другой ) должен верить вашим "новым логическим построениям" сейчас ?)))
Если вы не в курсе, то напоминаю: в любой юридической процедуре ( в Западных странах, разумеется ) прежде чем переходить к рассмотрению дела ПО СУЩЕСТВУ, всегда рассматривается вопрос - имеют ли право стороны предъявлять друг другу хоть какие ни будь претензии ( даже если речь идет о разводе, например )))....Извините, но это элементарно !)))
1) Сатаров не видит “ смысла в интервью “ ( имеется ввиду инт. ВВП ) ...А какой смысл ”должен быть в интервью ” ?))))…Тысячи людей дают их направо и налево ( в том числе и сам Сатаров ) И что, все они со ”смыслом” ??? Не смешите детей, ради бога )))
2) “Референдум в Крыму” - мина под РФ ???... Если Сатаров забыл, то я напомню: В конце 80-х местные парламенты ( в том числе и любимый Сатаров демократический парламент РСФСР ) уже принимали решение о выводе из состава СССР. Таким образом, ПРЕЦЕНДЕТ уже есть. Если таким образом можно Украине, РФ выходит из состава СССР, то почему Крыму нельзя СЕЙЧАС выходит из состава Украины ???? Или кому то еще ? Так что ”мину под РФ” демократы заложили сами еще в 80-е, и события в Крыму, на Украине ровным счетом ничего уже не решают….
4) Сатаров: в 90-е “…это полная открытость и встраивание во все структуры, прежде всего, европейские…” – тут я с ним ПОЛНОСТЬЮ согласен. Добавлю, что прямым следствием этого ”встраивания” стал беспрецедентный вывоз капитал за рубеж, коррупция высших чиновников и так далее. Если при этом Сатаров ( или его апологеты ) считают, что это ”отвечает национальным интересам России” , то это их личное горе….
5) “Получается абсолютно странный тезис о том, что высокая доля углеводородных доходов в бюджете является опасностью и разрушает экономику…” ( так сказал Сатаров ). Но ведь это мысль …не Путина ! А Гайдара и Немцова ! Именно эти именитые покойники много раз говорили эту мысль в различных вариантах ( ”низкие цены – стимул для экономики”, ”слезь с нефтяной иглы” и так далее …) Почему они САМИ не сделали это в 90-е годы – ответа, как всегда нет ))))
Комментарий удален модератором