Открытый донос
Артемий Троицкий журналист
В прошлом году нас с женой и детьми очень развлекали сетевые истории о доносах и стукачах. Вот парочка самых колоритных. В городе, кажется, Екатеринбурге один товарищ тайком и на халяву стал активно пользовать WiFi соседа и заодно исполнил гражданский долг, написав в компетентные органы телегу, что хозяин роуминга посещает вредные антигосударственные сайты. В конце доноса имелась просьба: в случае, если соседа, дай Бог, посадят — передать заявителю его квартиру. Классика! А во Владивостоке не менее бдительный и не брезгливый гражданин обследовал мусорное ведро соседей по подъезду и обнаружил там упаковку от импортной «санкционной» утки — о чём также немедленно сообщил куда следует. С одной стороны, вроде, смешно, а с другой — жутковато: разбудила-таки наша нынешняя власть в народе его лучшие инстинкты!
Вслед за пресловутыми «простыми людьми» потянулись деятели культуры. Ну, этим не привыкать — со времён главлита и худсоветов обнаружить замаскированную крамолу в театральной постановке, фильме или даже песне было крайне почётно и полезно! Сейчас это идейно-эстетическое стукачество переметнулось от защиты «принципов социалистического реализма» к защите «чувств верующих» и, как мы знаем, приносит обильные плоды. При том, что тенденция очевидна, то, что я прочёл на сайте «Эха Москвы» в эту субботу вечером, меня — как это называется? — торкнуло! Настолько, что, как видите, даже прилёг написать комментарий.
Журналист Олег Кашин написал статью «Путинские черты» — заведомо полемическую и, как говорится, thought provoking. Владимир Ашурков, в статье помянутый нелестно, написал ответ — в высшей степени вежливый, серьёзный и, главное, по делу.
Станислав Белковский, у Кашина никак не фигурировавший, тоже не смог молчать и написал в ответ ДОНОС на Гарри Каспарова, второго из отрицательных персонажей кашинской публикации. Реальный донос — злобный на грани истерики и абсолютно НЕ по делу. (Поскольку речь в рапорте Белковского идёт исключительно о том, как Каспаров дерибанит американские гранты, единственным рациональным объяснением такого выхлопа может быть то, что шахматный чемпион выхватил из-под носа политолога Станислава какой-то особо лакомый кусок. Если нет, то это что-то личное или претензия на квартиру). Позиция у меня тут совершенно непредвзятая: с Гарри Каспаровым я знаком шапочно; видел его ровно 2 раза в жизни — давно в Москве и в прошлом году в Лондоне. В переписке не состоим; жена Даша у него симпатичная. Станислава Белковского не знаю вообще — отродясь не видал, передач с его участием практически не слушал и никаких моральных/физических претензий до сих пор не имел.
Так что же меня торкнуло-то?! Я даже не сразу разобрался: стукачи — новая норма жизни; политтехнологи — профессия много хуже древнейшей… вроде, всё привычно. Снова закинул невод, и тут до меня дошло: причина смутного беспокойства в том, насколько легкосердечен и открыт опус доброхота! Это не анонимка в ФСБ и не досье «Для служебного пользования», а донос как жанр журналистики, причём даже не жёлтой, а как бы «качественной». Ноль смущения — любуйтесь, читатели! И вот это покоробило: что, теперь, стало быть, так у респектабельных авторов — добро пожаловать в доносчики? Тогда это что-то новенькое или, точнее, «хорошо забытое старенькое».
Комментарии
Мусолить личную жизнь человека - это "жёлтая" или "грязная" публикация. Рассказывать о деталях финансовой жизни человека в осуждающем стиле - это донос. Так как после такой публикации спонсор или инвестор может свою деятельность прекратить.
Не думаю, что Белковский нехороший человек. Просто он воспитан на советском стиле "выведения на чистую воду", когда доносительство было публицистическим стандартом. А понятие "журналистская этика" просто отсутствовало.
Кстати, а позиция Каспарова действительно спорная. Но ни более того.
А Каспарова я давно не понимаю. Странный он слегка, или не слегка.))