Отличие похоти от желания. Минииследование.

На модерации Отложенный

Ответ на вопрос можно искать методом маленького лингвистического исследования. Почти всегда это даёт неплохие результаты. Рассмотрим ближайшую этимологию слова «желать» - желаю, укр. желати, ст.-слав. жлати, желkти ™piqme‹n, qљlein, болг. желаґя, сербохорв. желети, желим, словен. јeleґti, јeliґm, др.-чеш. јeleti, јeleji "жалеть", слвц. јelet'. Пока ничего интересного. Идём дальше: жалить, жалеть (пожалел волк кобылу – оставил хвост да гриву), ( Птичку жалко! ) – разг. язвительное – жалко у пчёлки. относится сюда же лит. geґlti, лтш. dzel^t "колоть" У православных не было понятия «любит жену» вплоть до 19-го века. Говорили – жалеет. Смыкается с возжелать, вожделеть ц.славянск – уже синонимично похотеть. Т.е. желать того, что твоим по определению быть не должно. Идут споры о родственности слова «желудок». Возможно это вторичное название, т.к. пищевой код «прописан» первичным даже по отношению к половому и этот орган очень чётко напоминает о желании утолить голод. Пример ярко выраженного «пищевого» поведения – жлобы. Вообще-то пищевой и половой коды очень сходны между собой. Поцелуй – это атавистически вырожденный акт каннибализма. «Ты такой сладкий, я тебя съем:)» Определение «сексуальный голод» тоже отсюда. Можно сделать вывод, что слово «желание» - отражает естественную потребность.

Ближайшая этимология «хотеть» - хочу, похоть, прихоть, охота, укр. хотґти, хочу. Как бы тот же «федот» да не тот…оттенок уже того, что не нужно, вроде лишнего, блажь. Причём, владеющей субъектом, «охота – пуще неволи». «Охотник до своей жены» - звучит криво, но единственно исключительно разрешённый мотив – «хоть» в значении «супруг». «Охотник до чужих баб» - само то по нашей теме.

А теперь, как в русских сказках, чем дальше – тем страшнее:) У поляков che§cґ "желание, охота", обозначено одним словом, эти ребята как и большинство, не видят разницы. И Бог с ними, они католики в конце-концов. Чешское сhut' ж. "охота, аппетит", эти ближе к пищевой модели. У армян - арм. хаnd "неукротимое желание", то что не поддаётся контролю. Тоже понятно, парни они горячие, понимают суть проблемы:) сравнение с греч.

cat…j ж. "потребность" и и сопоставление с лат. sentiЎ, -–rе "чувствовать". Т.е. потребность овладевает чувствами. Чувства в этом случае могут обманывать «хозяина». Девушка неудовлетворена сексуально или имеет другие проблемы, но «заедает» их. Непоправимо толстеет. Чувство голода натуральное, но НЕ СООТВЕТСТВУЕТ её потребности. Что там о сходстве пищевого и полового кодов? Происходит подмена. Ловелас меняет женщин как перчатки, а на самом деле, не может реализоваться на работе, не может обеспечить достойно семью. Реализация себя в сексе как способ самоутверждения – однозначно ПОХОТЬ. И до Любви тут, как до столицы Китая в неудобной позе. В этом случае мы имеем дело с химерой – проекцией личных проблем субъекта, выраженный в ЗАВИСИМОСТИ.

Идём дальше. сравнение с др.-инд. ksatraґm ср. р. "господство", авест. х«а±rа- -- то же, др.-инд. ks·aґyati "владеет, господствует", греч. ktБsij ж. "приобретение", ktЈomai "приобретаю". Что мы приобретаем в результате? Реально ненужную нам вещь и приключения на пятую точку. Причина – владеющая нами страсть.

Ставился также вопрос об отношении к хватать, хитить; (брать то, что не твоё) см. Эндзелин, СБЭ 121 и сл.; Ильинский, AfslPh 28, 459 и сл.; ИОРЯС 20, 4, 151. Относительно произведения парадигмы спряжения гл. хочу из и.-е. атематического оптатива ср. Трубецкой, там же; Грюненталь, AfslPh 41, 319; Бернекер, AfslPh 38, 269; Вайан, RЕS 14, 27. Ср. хоть, хотя.

Суть как бы проясняется. Что хочется добавить? Как правило, мужчины приветствуют похоть у женщин. Природно свойственный мужчинам нарциссизм относит бурные оргазмы партнёрши всегда на свой счёт и питает их самомнение. Если самец сам похотлив, что относится к страстям, владеющим человеком, то тот, кто владеет его страстью – владеет человеком. «Я раб лампы…»(читай - секса). Огромный простор для сексуального манипулирования, свойственный представительницам слабого пола. Женщины инстинктивно распознают похоть всегда. Похотливый мужчина вызывает у них насмешки и презрение. Но многие при этом не брезгуют пользоваться вышеозначенной слабостью (о как загнул) сильного пола. Но это не назовёшь этически позитивным типом поведения.