Почему у нас так редко задерживают и судят террористов?
Когда-то в Советском Союзе был весьма популярен такой анекдот. Вопрос: "Почему в магазинах не продается черная икра?" Ответ: "Потому что нет спроса". Вот и с террористами, похоже, происходит то же самое: почему у нас так редко задерживают и судят террористов? Ответ смотри в том же анекдоте.
После взрывов в столичной подземке на станциях "Лубянка" и "Парк культуры", унесших жизни 40 человек, прошло уже два месяца. Но кандидатов на скамью подсудимых пока не наблюдается. Не только судить некого, но и допрашивать тоже. Однако глава ФСБ Александр Бортников на совещании силовиков перед президентом уже отчитался: три человека, причастных к терактам в метро, уже уничтожены, имена остальных преступников тоже известны.
Удастся ли когда-нибудь отловить оставшихся в живых и на свободе убийц? Или они тоже будут ликвидированы вместе с подробностями о случившемся? Иногда кажется, что спрос на живых террористов действительно не очень-то и велик. Многие знания - большие печали...
Во всяком случае многих юристов удивил совет президента, который он дал силовикам все на том же совещании. Выслушав их отчеты, Дмитрий Медведев посоветовал, что делать при задержании террористов, причастных к акциям в метро, если они будут сопротивляться: "Тех, кто оказывает сопротивление, нужно уничтожать. Жалеть нечего".
Желающих пожалеть террористов, на счету которых десятки загубленных жизней ни в чем не повинных людей, действительно наверняка найдется немного. А о том, можно ли прощать этих отморозков, лучше всего спросить у родственников погибших от их рук москвичей.
И спорить тут не о чем: преступников нужно наказывать по полной!
- Но при этом не менее важно всем нам не забывать о двух вещах, которые должны присутствовать в цивилизованном государстве, - говорит адвокат Дмитрий Замотский. - Во-первых, правосудие не должно скатываться до самосуда, а государство уподобляться террористам. Вина должна быть доказана. В противном случае опасным преступником можно объявить заносчивого соседа, конкурента по бизнесу или просто любого не понравившегося вам прохожего. И во-вторых: уничтоженный без суда и следствия террорист - это концы в воду. Ведь для того чтобы предупредить подобные акции в будущем, без знания подробностей подготовки прежних преступлений просто не обойтись.
Тем временем многие юристы теперь ломают голову, пытаясь вникнуть, какой же тайный смысл вложил президент Дмитрий Медведев - сам толковый юрист - в пресловутый совет силовикам на корню уничтожать сопротивленцев. Может, это была простая оговорка?
Впрочем, подобные наставления из уст президентов звучат уже не в первый раз.
Вспомните-ка знаменитое изречение Владимира Путина: "Мочить террористов в сортире!"
Как свидетельствует практика, все эти советы силовики воспринимают как главное и безальтернативное руководство к действию. А значит, и отчитываться им нужно соответствующим образом. В арифметическом порядке. То есть чем больше "скальпов" с голов боевиков - тем лучше. Адреса, явки, пароли отходят на второй план.
Во что все это иногда выливается, можно судить по письму президенту от известной правозащитницы Светланы Ганнушкиной. Там она привела типичный случай. Двадцатилетнего чеченца Алихана Маркуева сначала правоохранительные органы арестовали якобы за связь с боевиками, долго прятали от родственников где-то в тюрьме. Позже его, переодетого в камуфляж, нашли уже убитым жители на окраине села. А правоохранительные органы потом отчитались "об уничтожении еще одного боевика". За уничтожение "преступника" кто-то, наверное, и награду получил.
Могло ли нечто подобное произойти и в Москве? В столице ведь тоже есть начальники, которым нужно отчитываться за борьбу с терроризмом.
- Надеюсь, когда президент советовал уничтожать террористов, то он имел в виду только реальные боевые схватки, - поделилась с "МП" председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. - А если же органы будут всех подряд подозреваемых убивать, то и следствие не с кем будет проводить. Так с "Норд-Остом" получилось - поубивали всех спящих террористов, в том числе и женщин, хотя их нужно было просто связать, а потом подробно допрашивать.
Требование президента уничтожать не глядя всех террористов, которые оказывают сопротивление, вызвало недоумение даже у некоторых самих профессиональных борцов с преступностью.
- Каждая акция и антитеррористическая операция уникальна, - заявил "МП" ветеран спецслужб Виктор Полухин. - В одних случаях действительно без уничтожения преступников не обойтись. Но для дела гораздо полезней сначала установить, где, когда и какими методами готовился теракт, а затем уже доказывать и наказывать по закону и по суду. В таком случае и шансов, что пострадает невинный человек, гораздо меньше.
Насколько правильно поняли президента борцы с преступностью, выяснится довольно быстро. А пока, увы, мы имеем ряд неоспоримых фактов: и за взрывы домов в Москве, и за теракты в метро, и за захват заложников в "Норд-Осте" осуждены и наказаны далеко не все террористы. Возможно, причина здесь все в одном и том же: исполнителей и организаторов преступлений поторопились уничтожить - нужно было срочно отчитываться.
Комментарии