Кикабидзе - Путину: Цивилизованные люди так не поступают
В свое время он был самым известным грузином в Советском союзе, так же как латыш Раймонд Паулс. Актера и музыканта Вахтанга Кикабидзе, которого грузины чаще называют Буба, мы знаем по фильму «Мимино», а еще по песне «Мои года — мое богатство». Но в отличие от многих, кто ностальгирует по Советскому Союзу, Кикабидзе в разговоре с латвийскими журналистами из газеты «Latvijas avīze» высказывался очень жестко о режиме того времени и самом СССР. Так же как и о власти современной России. В 2008 году он отказался от присвоенного ему ордена Дружбы народов.
— Я думаю, что каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается, — говорит Вахтанга Кикабидзе. — Сейчас все хотят идти в политику, сидеть в креслах и поучать, как нам строить государство, растить детей. Но политик — это уникальная профессия. Нет, это даже не профессия, а Божий дар. Так что настоящих политиков в мире можно пересчитать на пальцах, так их мало. Политик не может быть таким как все, он должен быть лучшим оратором, выдвигать новые идеи, люди должны ему доверять.
— Президент Грузии Михаил Саакашвили такой политик?
— У него есть свои минусы. Мне нравятся люди, которые хотят что-то построить. Я вижу, что Саакашвили хочет оставить после себя что-то хорошее. Мы еще не научились уважать друг друга. Людям надо научиться слушать, когда с ними говорят. Если вы посмотрите на передачи грузинского телевидения, то увидите, что там все говорят одновременно. Десять человек одновременно рассказывают, что им не нравится. Если говорить по одному, то, может, я кого-то бы и поддержал, если бы услышал, что он предлагает, а так нет.
Но Грузия продолжает развиваться, несмотря на все, что ей пришлось пережить. Я думаю, что это заслуга нашего президента. Он очень хочет вырваться из этого кольца неудач. Он хороший лидер. Я думаю, что если нас оставят в покое, все будет в порядке. Каждая страна должна жить по своим законам и не ввязываться в дела соседей. Говоря это, я не имею в виду русский народ, а политику этой страны. Я не думаю, что в мире есть народ, который хочет воевать. Вчера я читал новости в интернете, что в Абхазии и в Южной Осетии начали распространять листовки, «Кто является врагом и как с ним бороться». И этот враг, как сказано в листовках — Грузия. Это настраивает молодых людей, и они вырастают с подобными мыслями, живут с ощущением, что рядом с ними враг. Но Грузия маленькая страна, у нас не больше народа, чем в одном из районов Москвы. Как же Грузия может быть самым большим врагом России?
Для меня честь разговаривать с журналистами Латвии, и я хочу высказать благодарность за все, что страны Балтии сделали для нас. Я это знаю, и Грузия их расположение никогда не забудет. Это очень важно. Люди должны жить с песней и огнем в душе, а не с автоматами и гранатами.
— Представители грузинской оппозиции говорят, что нынешняя власть Грузии слишком грубо ведет свою внешнюю политику с Россией. Многие из оппозиционеров даже ездили в Москву встречаться с Путиным.
— Конечно, политики должны сохранять трезвый ум и не должны быть грубыми, но не оппозиции об этом говорить. Оппозиция все время недовольна. Я не могу уважать этих людей. Например, если я завтра решу пойти в политику, меня обязательно выберут, потому что народ меня любит. Но я не позволю себе этого делать, потому что не имею права заниматься тем, что плохо знаю. Политикой должны заниматься профессионалы, но сейчас там в большинстве своем случайные люди. Они занимают кресла и становятся другими. Например, Зураб Ногаидели, который сейчас едет в Москву, в свое время был грузинским премьером, но тогда он ничего подобного не говорил. Он сам принимал участие в создании этой политики. Так нередко случается, человек уходит с работы и начинает плохо говорить о своем бывшем начальнике. Внуки этого человека потом будут стыдиться того, что у них был такой предок.
Я думаю, что государственные отношения по принципу старшего и младшего брата со временем надо будет прекращать. Путину это не нравится, потому что Россия — империалистическая страна. Там у власти стоит одна партия, и они никогда не избавятся от подобного мышления.
— А Россия в принципе способна изменится? Например, может ли Грузия надеяться когда-нибудь вернуть Абхазию и Южную Осетию?
— Грузины хотят верить, что когда-нибудь это произойдет. У России давно был интерес к этим территориям и понемногу они этим занимались. Очень легко вызвать столкновения, особенно на национальной почве. Я был в концертном турне по Северному Кавказу, когда начались волнения в Нагорном Карабахе. Я тогда сказал, что они обязательно утихнут, что сейчас приедет Горбачев и со всеми поговорит. Но он не приехал и все пошло…
В Грузии недавно были интересные попытки вызвать беспорядки, используя для этого православие. Грузины — верующий народ, они очень уважают церковь. И была предпринята попытка сломать это. А это означало бы большой хаос. Однако грузины не поддались на эту провокацию. В приграничье почти каждый день происходят попытки спровоцировать грузинскую армию. Но, если прозвучит хоть один выстрел, это затем будет использовано для обострения ситуации.
— Что вы делали, когда два года назад в Грузии началась война?
— Моя семья была в Батуми, а я был в дороге. Тогда никто ничего не знал. Я не доехал еще до Гори, когда мне позвонила дочь и сказала, что Гори обстреливают бомбардировщики и чтобы я туда не ехал. Это сложно себе представить, ты едешь в машине, не о чем не подозреваешь, и тут тебе говорят, что началось вторжение. Батуми находится в Аджарии, и там вначале тоже упало несколько бомб, но позже Россия прекратила обстрел, потому что Аджария находится рядом с Турцией, а это уже страна-член НАТО.
Это не первый раз, когда грузинам приходится сталкиваться с войной. Мой отец погиб в 1942 году на фронте, он был военным журналистом. В армию его не взяли из-за плохого зрения, и он сам пошел на фронт, сказав, что ему будет стыдно ходить по улицам, когда другие воюют. Я думаю, что сейчас ему может быть было бы стыдно, что он воевал за СССР, но тогда это назвалась Великая Родина.
— У вас в России наверняка много друзей еще с давних времен. Что они говорят о происходящем?
— Да, есть друзья. Многим сейчас неудобно, они даже не звонят. Часть российской интеллигенции публично поддержала Грузию. То, что случилось с Ходорковским, хороший пример, который все объясняет. Было сказано, что этот человек должен попасть в тюрьму. Думаю, что в целом народ России недоволен ситуацией, но сильная власть держит все в своих руках.
— Два года назад вы сообщили, что отказываетесь от российского ордена.
— Да, это был Орден дружбы народов. Я его не видел. У меня был 70-летний юбилей, мне позвонили из Москвы и сказали, что президент России наградил меня орденом. Через 25 дней в Грузию вошли танки, наверное, чтобы привезти этот Орден дружбы народов. Я сказал, что больше не хочу этот орден. Россия была этим сильно обижена, в комментариях в интернете можно было прочитать очень много обидных слов. Позже я отказался и от концертов в России, хотя меня до сих пор зовут туда приехать. Я сказал, пока Путин и его соратники у власти, я не приеду. Для меня это важно. Я не смог бы смотреть в глаза своим детям и внукам, если бы принял этот орден. Что такое орден — кусок железа.
— Многие грузинские актеры и музыканты до сих пор зарабатывают деньги в России, популярны там. Как, на ваш взгляд, они чувствуют себя в этой ситуации.
— Меня часто об этом спрашивают, но я думаю, что не стоит обсуждать других людей. Каждый делает то, что ему позволяет делать честь и совесть. Правильно жить очень сложно. Моя мама говорила, ты только тогда мужчина, когда живешь не только для себя, но и для других людей. Мы почему-то решили, что рыцари должны быть большими, сильными и в железных доспехах. Но рыцарь может быть маленьким, но при этом он должен быть порядочным, честным и любить свою землю. Об этом фильм «Мимино». Там правда вырезали конец, в котором главный герой возвращается в свое родное село. Там его настоящее место! Когда я отказался от концертов в России, это конечно, было для меня не выгодно, но что поделаешь… Недавно были концерты в Америке, сейчас будет обширная концертная программа в Грузии в честь нашего дня независимости. Я все же не могу уехать куда-то из Грузии, люди меня хорошо знают. Надо думать о своей родине. Но есть у нас и те, не буду называть их имена, кто думает только о себе.
— Когда вы в последний раз были в Латвии?
— Наверное, два года назад. Но и до этого был много раз. Помню как дома у Паулса пил водку и бальзам. В советские времена, когда я приезжал в Латвию, это всегда было так умиротворяюще, так словно приехал в европейскую страну. Это не комплемент. Прибалтика всегда была более цивилизованной, нежели другие советские республики. У вас очень красиво. Я думаю, что все у нас будет хорошо — и у вас и у нас. У нас, конечно, сложнее. Путину что-то не дает покоя, и он хочет наказать Грузию.
— Что бы вы сказали Путину, если бы его встретили.
— Много чего сказал бы… Цивилизованные люди так не поступают, Россия такая огромная, богатая страна с умными людьми. Она могла бы стать ведущей страной мира, если бы действовала цивилизованно.
Были и тяжелые переживания. Помню, как в 1989 году в Тбилиси прошел митинг, молодежь в апреле объявила голодовку. Затем мне надо было уехать на гастроли, но я слышал что число протестующих растет. 8 апреля я не звонил домой, а на следующий день звоню жене, а она мне со слезами говорит: «Русские солдаты наших женщин убивают саперными лопатами». Я сначала не понял, что там происходит, телефонная связь не работала. Полеты в Тбилиси отменены, поезда не курсируют, автоводители тоже боялись ехать. Но два чечена — смелые парни — на «Икарусе» согласились нас отвезти. Мы ехали 16 часов. Пока мы ехали, я не мог себе даже представить, что происходит, но позже все понял. Я не люблю, когда мужчины плачут, но помню, что в тот раз я зашел в туалет и расплакался и не мог остановиться. С тех пор у меня в сознании многое изменилось. Думаю, что такое же произошло со многими людьми. Я вообще очень веселый человек, но с 1989 года много думаю о других вещах. Многое уже не может меня так развеселить.
Комментарии
не один млн. ДОЛЛАРОВ. Надеюсь что Вахтанг Кикабидзе искренне заблуждается. Время рассудит кто прав.
Строили демократию.Построили хрен его знает что. Сделали цветущую республику беднейшей страной мира. Боролись за право торговать фальсификатом. Предали свои корни.
В общем, ничем хорошим эти люди не занимались.