Педагог: аскеза, самоистощение, смерть - хотим ли мы таких учителей?

Во времена моего студенчества ходила поговорка: «Призвание придумали пациенты, чтобы не платить». Как известно, врач должен всем, врачу никто ничего не должен. У него же призвание! Теперь светоч духовности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал и педагогов — давать обеты нравственности.

«Педагогика — это область аскетики… это работа связана с подвигом, с самоистощением. Люди отдают себя, свою энергию, если потребуется, и свою жизнь… личная жизнь педагогов и профессоров не является только их личной жизнью», — цитирует патриарха gazeta.ru. С его точки зрения, учителя «должны давать обет… хранить высокую нравственность, чистоту жизни, святость брака… быть примером».

«Это своего рода клятва Гиппократа», — сказал предстоятель Русской православной церкви.

Многие мои знакомые не видят «ничего такого» в проникновении церкви в систему образования. Я предлагаю задуматься: что будет, если нарастающая клерикализация общества продолжится теми же темпами?

А именно — какова будет жизнь педагога, если РПЦ все-таки получит контроль над системой образования?

Из слов патриарха видно следующее:

— Педагогика подразумевает аскетизм и самоистощение. Будьте готовы работать за две копейки, дорогие учителя. Да, будьте готовы расстаться с жизнью во имя светлых идеалов.

Личной жизни у вас не будет: носители нравственности смогут влезать в ваши спальни в любой момент. Ах да: извольте вступить в брак. Если ваша личная жизнь не соответствует требованиям РПЦ — вас могут попросить с профессорской должности. Какое широкое поле для интриг в научной среде открыла бы подобная политика.

Я попытался представить человека, который будет соответствовать подобным требованиям. Это человек одержимый. Очень религиозный человек.

С моих позиций первый и важнейший критерий педагога — уметь учить и уметь общаться с учениками. И мне все равно, с кем живет преподаватель. И — да, я идейных учителей боюсь. Потому что они «знают, как надо».

А вы?