В США не находится супергероя, который заткнет скважину на дне Карибского моря
Британская корпорация British Petroleum исчерпала терпение американского правительства. Утром 24 мая информационные агентства сообщили о заявлении министра внутренних дел США Кена Салазара, в котором он выразил глубокое разочарование тем, как компания ведет борьбу с утечкой нефти. Салазар прямо предупредил ВР, что если правительство США не увидит надлежащих результатов в самое кратчайшее время, то ВР будет отстранена от работ по ликвидации аварии.
Таким образом, дело, которое до сих пор было «аварией компании», станет уже государственным вопросом Соединенных Штатов. Ничего хорошего в этом случае ВР ждать от американского правительства не приходится. Дело «народ Соединенных Штатов против British Petroleum» частникам из BP выиграть вряд ли удастся.
Выдвижение ультиматума вполне обоснованно. ВР постоянно путается в цифрах, говоря об объемах утечки. Пресловутым 5000 баррелей в сутки уже никто не верит, судя по всему утечка куда больше, но истинные цифры неизвестны. А меры, предпринимаемые компанией, не внушают оптимизма: в минувшие выходные удалось перехватить только 1360 баррелей нефти в сутки. Даже если утечка – 5000 баррелей в сутки, – сколько же утекло в океан?
А тем временем уже Флорида, а не только Луизиана, трепещет в ожидании своей судьбы. На юго-западном побережье полуострова нашли отдельные нефтяные комочки. И хотя химики уверяют, что эта нефть не соответствует химическому составу нефти из фонтанирующей скважины близ Луизианы, спокойствия это не прибавляет. Океанографы уже предупредили, что в течение ближайшей недели легкая нефтяная пленка достигнет коралловых островов Флорида Ки, что может стать для них смертным приговором, так как именно кораллы, как и другие моллюски, очень чувствительны к качеству воды.
Вообще-то сводки из региона Мексиканского залива напоминают сводки с полей сражений: сейчас, когда нефть дошла до побережья, уже не до абстрактных рассуждений о том, сможет ли она нанести вред. Вопрос в другом: насколько большим он будет? Ведь многие вещи выходят за «горизонт видимости» рядового обывателя – например, ограничения на рыболовство. А оно все растет: сейчас уже около 20% американской экономической зоны закрыты для рыбаков из-за распространения этого треклятого нефтяного пятна.
Тем временем ученые мужи обнаружили, что нефть замечательно расслаивается на фракции, пока поднимается к поверхности. Точнее, часть плавает у морского дна, часть превратилась в какие-то мигрирующие пузыри, остальная – распространилась по поверхности воды. От какой будет в конце концов больше вреда – это еще надо просчитать.
Общественность негодует, причем не только американская. Норвежская природоохранная организация Bellona сообщает о том, что проблемы с утечками есть не только у ВР, но и у родного Statoil. 21 мая они сообщили, что у морской платформы Gullfaks C были зафиксированы две течи газа. По мнению «беллоновцев», это неприемлемо, так как угроза газового выброса была слишком велика, и эвакуация 89 человек с платформы как раз является свидетельством того, что могло произойти самое худшее.
Можно сказать, что практически везде, где идет активная морская нефтегазодобыча, – за исключением разве что Нигерии – в последние недели активизировались «зеленые» силы. Сложившаяся ситуация может повлиять на внутриамериканские политические разборки, связанные с рассмотрением 12 мая Сенатом законопроекта, посвященного политике США в области окружающей среды.
Когда 12 мая сенаторы Керри и Либерман наконец-то представили этот долгожданный законопроект, общественность и профессионалы несколько удивились. Документ толщиной в 987 страниц пытается запрячь в одну повозку нефтяного республиканского слона и трепетную экологическую демократическую ослицу. То есть этот экомонстр призван, с одной стороны, создать условия для уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу, увеличить долю возобновляемой и чистой энергетики (к которой относится теперь и ядерная), а с другой – расширить буровые работы на шельфе, уменьшить за счет этого импорт нефти и, внедряя новые технологии, создавать рабочие места в самих США.
Этот природоохранный билль не ставит крест на американской нефтедобыче, как мечтают «зеленые», – он разрешает ее, правда, заметно усиливая контроль за проведением разведочных и эксплуатационных работ. Вместе с тем, он поддерживает работы в области «чистой» угольной энергетики, тем самым давая надежду на будущее в шахтерских регионах.
Он открывает дорогу атомщикам, которые спят и видят строительство новых энергоблоков. Такой продукт: из разряда «и нашим, и вашим». Критики считают его внутренне противоречивым и обреченным на провал.
Оптимисты видят, что этот законопроект поможет одной из самых технологически развитых стран мира запустить новые технологии, и эти технологии и создадут в перспективе новые производственные цепочки, дав новый толчок стагнирующей американской экономике.
Причем даже взятые ограничения на выброс парниковых газов на 17% к 2020 году и более чем на 80% к 2050 году будут работать на благо американского бизнеса и трудового народа. Потому что они создадут рыночные условия для внедрения этих самых новых решений и технологий, обеспечат им стартовые возможности. То есть американский бизнес не забыт – от экологии ему теперь будет сплошная польза.
Белый дом, который поддерживает данный законопроект, был бы рад, если бы законопроект был принят уже в этом году. Интрига в том, что осенью предстоят выборы в Конгресс, а по сложившейся американской традиции, если выигрывает президентские выборы демократ, то на парламентских выборах побеждают республиканцы, и наоборот. А республиканцы, по определению, консерваторы, и ко всяким новациям, тем более в области нефтегазодобычи, они относятся настороженно.
К сожалению для демократов, этот билль не является первоочередным на повестке дня. Хотя, с другой стороны, законопроект может пройти все положенные ему мытарства гораздо легче, чем даже представляется его адептам, именно в связи с тем, что нефтяная пленка уже на пути к Флорида Ки. Эта цепочка из сотен коралловых островов и островков – знаменитый американский курорт. Он находится примерно в 800 километрах от места катастрофы Deepwater Horizon, но это не успокаивает его жителей. Так называемое «петлевое течение» (Loop current), вращающееся по часовой стрелке со скоростью 6 км/ч, уже неоднократно доставляло к Флорида Ки всевозможные «подарки» от устья реки Миссисипи. Так что появление пятна у островов – вопрос времени.
Смущает биологов и власти островов не только нефть, но и химические вещества, которыми щедро поливали нефтяное пятно у побережья Луизианы. Интернет переполнен дискуссиями специалистов и дилетантов: могли ли диспергенты нанести больший вред, чем сама нефть, или их применение было полностью оправдано? «Не знаем!» – этот отчаянный ответ встречается все чаще.
Мировое сообщество тем временем бросается на помощь аллигаторам и пеликанам, задыхающимся от нефтяной пленки. Такое впечатление, что планета не может оставить акваторию пиратов Карибского моря в беде: ведь гибнет море, просторы которого мечтали бороздить миллионы подростков со всего мира, зачитываясь романами Стивенсона и Сабатини, смотря фильмы и играя в компьютерные игры. Как можно допустить, чтобы белоснежный коралловый песок островов Драй Тортугас испоганили нефтяные шарики?
Вот и из России приходят сообщения об изобретениях и рацпредложениях по поводу того, как задавить взбесившуюся скважину. Последнее по времени, и наверное, самое солидное – это предложение специалистов Тюменского ГУ, которое располагает опытом очистки загаженных нефтью акваторий и болотных экосистем. Как сообщается, американское консульство в Екатеринбурге готово в спешном порядке оформить россиянам визы для вылета на место аварии.
Самым удивительным оказалось предложение Кубы объединить усилия в борьбе с нефтяным загрязнением в проливе между Флоридой и собственно Кубой. Сначала поступали короткие сообщения о том, что такие переговоры были на «низком техническом уровне», затем, нехотя, факт консультаций был признан. Типа «поговорили как соседи», мол ничего особенного не ждите... Примечательно, что уже 17 стран предлагают США помощь, и до сих пор Штаты не приняли ее ни от одной страны. Тем не менее, с каждым днем растет ощущение, что этот вопрос уже выплеснулся за национальные границы США.
Неопределенная, или вернее даже, нерешительная позиция и американского руководства, и компании ВР, как представляется, связаны просто с шокирующей правдой жизни: самая богатая и технологически развитая страна не в состоянии заткнуть дырку в морском дне, из которой хлещет горячая нефть. И нет на горизонте героя, который сможет это сделать. Миф о всемогуществе рушится, и чем дольше американцы будут отказываться от международной помощи, тем больше эта ситуация будет превращаться в крушение именно американской мощи.
Комментарии
а простые герои из других стран были, есть и будут!
Ну ничего, надо еще долларов напечатать и нанять кого-то из другой страны заткнуть скважину долларами.
Можно подумать, что от того, если они эту помощь примут, что-то принципиально изметится в количестве выливающейся нефти.
Инженеров ВР просто задергали и не дали довести до конца аварийные работы. А теперь хотят еще и отстранить от работ по ликвидации (этим займется Франклин Делано Обама...). Между тем первоначальная идея "закрыть скважину колоколом" была наиболее правильной (и осуществимой) в данной ситуации, но ее не дали довести до конца "амбициозные полукровки"..., освоившие курс ораторского мастерства.