Осип Мандельштам

На модерации Отложенный

К 125 летию со дня рождения Осипа Мандельштама был создан документальный фильм " Сохраните мою речь навсегда" о трагической судьбе одного из величайших поэтов серебряного века. Видеозапись беседы с режиссером этого фильма Романом Либеровым была размещена в Ютубе, но потом по каким-то причинам эта запись была удалена. Поэтому я решила разместить свою статью в своем блоке.        Осип Мандельштам родился 15 января 1891 года. Судьба его была, как и у многих талантливых честных людей того времени, очень трагична. Во время гражданской войны он отказался эммигрировать, предпочитая жить и творить на Родине. Его стихи пользовались популярностью , но печатали его редко, так как он был в опале. Жить было трудно во всех отношениях. " Помоги мне Господь, эту ночь прожить, Я за жизнь боюсь, за свою рабу. В Петербурге жить-словно спать в гробу! "- пишет он в 1931 году. 

Несмотря на усиливавшиеся репрессии , Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму и читает ее своим друзьям:

 



Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.

Его друзья расценивают такое поведение , как самоубийство.  Кто-то  донес на него и в 1934 году его арестовывают. Следователь, ведущий допрос, предъявляет ему стихи " Кремлевский горец" и Мандельштам, не умевший кривить душой, подтверждает свое авторство . Допрос за допросом выматывают ему душу. Он , не выдержав издевательств, пытается покончить с собой, перерезав себе вены. Но тюремные палачи спасают его , их не устраивал самовольный уход из жизни.

Жена его , Надежда и несколько его верных друзей хлопочут о его освобождении. Среди  них и Пастернак.. Хлопочет о Мандельштаме и Бухарин, почитатель его поэзии. И свершается , кажется , чудо.Поэта освобождают, чекисткая удавка  ослаблена.  Сталин решил, что стихи казненного поэта звучат сильней, чем живого. Сломать никогда не поздно, можно попробовать согнуть, заставить поклониться. Но сам Мандельштам не питал никаких иллюзий. Он знал , что это временная отсрочка, что расправа отложена до более удобного момента.

Поэта сослали сначала за Урал, позднее разрешили жить в Воронеже. Здоровье было сильно подорвано, психика расшатана.Кроме того, травля не прекращалась.  Мандельштам пытается во второй раз свести счеты с жизнью, но  опять его спасают. Верная жена , Надежда рядом , старается поддерживать его.  Мандельштам писал Корнею Чуковскому: " Я работал , очертя голову, меня за это били, отталкивали. Я поставлен в положение собаки, пса! Я -тень, меня нет! У меня есть только право -  умереть. В Союз писателей обращаться бесполезно.

Они умоют руки. " В постоянном страхе , в ожидании ареста он писал :

" И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных".

 Весной , 1937 года Мандельштам получает милостыню от Литфонда, путевку в дом отдыха , недалеко от Москвы. Перед отъездом он встречается с  генеральным секретарем Союза писателей Владимиром Ставским.  Ставский желает Мальденштаму хорошо отдохнуть  и обещает решить вопрос об опубликовании его стихов. Но Ставский  хорошо  знает, что Мандельштам никогда уже не вернется, потому что он готовит письмо-донос Ежову. Это письмо-приговор.В письме он просит Ежова арестовать Мандельштама за его антисоветскую деятельность, прикладывая к письму  разгромную рецензию стихам Мандельштама. Свою подпись под доносом поставил и писатель Петр Павленко. Оба были по совместительству  еще и тайные осведомители Лубянки.  Имя доносчика Павленко носит до сих пор одна из улиц в Переделкино. Донос подлецов ускорил арест Мандельштама.Особым совещанием НКВД постановили ,сына купца, бывшего эсера ( что он  еще и  поэт, не было упомянуто)  Осипа Мандельштама  заключить в концентрационный лагерь на 5 лет.

Глядя на изможденное лицо поэта, было понятно, что он  не выдержит этого срока. Приговор был смертельный. Последнее письмо от Осипа  Мандельштама  пришло примерно через полтора года после ареста брату Осипа.  Последнее слово , дошедшее до нас. Осип писал, что находиться в  Владивостокской пересылочной тюрьме , что истощен до крайности, почти не узнаваем, сильно мерзнет без теплой одежды,но сомневается имеет ли смысл посылать ему теплые вещи.  Он передал последние очень нежные теплые слова своей измученной  жене Надежде. Узнав , что муж жив, Надежда посылает ему деньги и теплые вещи, а также пишет отчаянное письмо Берии, в котором пытается его убедить в невиновности мужа. Вместо ответа  возвращается посылка обратно, с извещением , что  заключенный умер.

Осип Мандельштам умер 27 декабря 1938 года. , в возрасте 47 лет. Только горстка людей горевала о  смерти выдающегося поэта.  В Союзе писателей вместо поминок устроили грандиозный праздник  по поводу награждения орденами около   сотни писателей. Среди них были , конечно, Ставский и Павленко. Правительство знало кого, за что  и как  награждать. И никто не вспомнил затравленного ими поэта, только Фадеев , пролив крокодиловы слезы, произнес: " Какого  мы уничтожили поэта".

Несмотря на хлопоты друзей, жены Мандельштама , даже после смерти Сталина долго не удавалось реабилитировать поэта. Его и мертвого не выпускало из своих цепких рук НКВД. Справедливость восторжествовала только в 1987 году и то после долгих проволочек. Но его верные друзья и его супруга Надежда Яковлевна не до жили до этого дня. Слишком поздно! 

Сталинские опричники хотели превратить Осипа Мандельштама , как    многих  других  талантливых ,невинно осужденных , в лагерную пыль. Но им это не удалось. Они - не лагерная пыль, а цвет и гордость нашей нации!  Имена же доносчиков , палачей - это позор нашей страны!