Ходорковский затмил губернаторов
Ситуация вокруг «краснокаменского сидельца» Михаила Ходорковского и назначение новых губернаторов – об этом российский политбомонд судачил на уходящей неделе. Как отмечают многие наблюдатели, бывший глава ЮКОСа впервые выступил из-за решетки как актор реальной российской политики. Целый день он был Сахаровым наших дней, примерив на себя — уже не в правозащитных докладах западных фондов, а в реальной жизни — статус главного диссидента страны.
Интересовал всех, разумеется, не сам Михаил Ходорковский, а реакция на его действия и заявления первых лиц государства. Точнее – только одного из двух нынешних соправителей России – президента Дмитрия Медведева.
Воспользовавшись принятием поправок в действующее законодательство, не позволяющих содержать под стражей до суда человека, обвиняемого в совершении экономического преступления, Михаил Ходорковский объявил голодовку и написал письмо в адрес председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Поводом для письма послужило решение суда от 14 мая о продлении срока ареста Ходорковскому. Основываясь на последних изменениях в законодательства, бывший глава ЮКОСа считает, что продление срока его содержания под стражей незаконно.
Помимо Верховного суда, он фактически обратился и к президенту Дмитрию Медведеву. И неожиданно быстро получил от главы государства ответ. Как заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, Дмитрий Медведев знаком с содержанием письма Михаила Ходорковского в адрес председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева. Кроме того, суд частично удовлетворил просьбу бывшего совладельца ЮКОСа вызвать на процесс в качестве свидетелей ряд высокопоставленных чиновников. Хотя в такой просьбе в отношении Владимира Путина было отказано, судья Хамовнического суда согласился пригласить министра торговли и промышленности России Виктора Христенко, а также экс-министра экономического развития и торговли, а ныне председателя Сбербанка РФ Германа Грефа.
После этого бывший владелец ЮКОСа голодовку прекратил в полном соответствии с заявлением своего адвоката Вадима Клювганта. Ранее защитник сообщал, что для прекращения голодовки будет достаточно одной фразы пресс-секретаря президента о том, что глава государства знает: судья по делу экс-совладельца ЮКОСа, продлив арест Ходорковскому, проигнорировал внесенные Медведевым поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Однако именно этих слов Тимакова не произносила.
Собственно, и суд своей позиции не изменил. Несмотря на историю с голодовкой, Мосгорсуд принял решение продлить арест Михаилу Ходорковскому, во-первых, обвиняемому в экономических преступлениях, а во-вторых, и так уже находящемуся в заключении по своему первому уголовному делу. Правда, при этом обнадеживающее заявление прозвучало со стороны Верховного суда, пресс-служба которого заявила, что сторона защиты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского вправе подать новую жалобу на решение Мосгорсуда, подтвердившего законность продления его ареста. От дальнейших комментариев там пока воздержались до получения мотивировочной части решения главного столичного суда.
На том, собственно, пока история с Михаилом Ходорковским и закончилась.
Очевидно, что его адвокаты попытаются оспорить решение Мосгорсуда в Верховном суде, и для этого им, по большому счету, не нужно милостивое согласие ВС. А вот какое решение примет высшая судебная инстанция, – неизвестно. Если она вдруг отменит абсолютно бессмысленное в случае с Ходорковским содержание под стражей человека, который и так находится в заключении, то это будет серьезный юридический и политический сигнал. Как минимум о том, что иногда судебная система в России способна работать в соответствии со здравым смыслом. А может быть, и о том, что Михаил Ходорковский, во многом не по своей воле, а стараниями властей, действительно приобретает статус диссидента номер один вроде Андрея Сахарова – разумеется, не с моральной, а с политической точки зрения.
Понятно, что на фоне громкой истории с Михаилом Ходорковским практически потерялись такие «мелкие» события как назначение пары новых губернаторов — в Ростовской и Оренбургской областях.
Что касается назначений губернаторов, то тут Дмитрий Медведев принял сразу два достаточно неожиданных решения. Во-первых, вопреки сильному лоббистскому давлению в пользу других кандидатов он предложил мэра Орска Юрия Берга на пост губернатора Оренбургской области. Уже в июне тот займет свой пост, несмотря на достаточно серьезное недовольство части региональной элиты, которое наверняка выразится в том, что так называемые оппозиционные фракции в областном заксобрании проголосуют против.
Еще более странное, на первый взгляд, назначение произошло в Ростовской области. Здесь Дмитрий Медведев предложил кандидатуру главы Ленинского муниципального района Московской области Василия Голубева на пост губернатора. При том что в настоящее время губернатором Ростовской области является Владимир Чуб, который возглавляет регион с 1991 года и провел в своем кресле уже 4 срока, новая кандидатура кажется несколько «легковесной».
Если только не учитывать тот факт, что до прихода нынешнего подмосковного губернатора Бориса Громова Голубев был первым замом его предшественника – престарелого Анатолия Тяжлова. И даже часто замещал главу региона. А после «воцарения» Громова сумел до 2003 года сохранить пост заместителя. Показательно, что даже региональная оппозиция в лице КПРФ, хоть и проголосовала против утверждения кандидатуры Голубева губернатором, заявила о том, что его лично она вполне готова поддержать и ей нравится наличие у него опыта работы в КПСС. Проблема же была не в самой кандидатуре губернатора, а в партии «Единая Россия», которая его поддержала, и в том, что «КПРФ всегда выступала и будет выступать за всенародные выборы губернаторов».
Таким образом, президент произвел два не самых ожидаемых назначения. И, вне зависимости от того, чьи интересы губернаторы будут лоббировать на территории региона, то есть какие чиновничьи или финансово-промышленные кланы лоббировали этих людей в Кремле, — Дмитрий Медведев получил двух вполне ему лично преданных руководителей субъектов Федерации.
Комментарии