Российская армия. Анализ европейцев.

На модерации Отложенный

Еще пару лет назад мы все думали, что от нашей армии ничего не осталось.... Сердюков добил ее своими реформами.... Однако, сейчас уже очевидно: армия не только жива, но и способна выполнять задачи, непосильные даже традиционно сильнейшим армиям мира (хотя, на текущий момент, вопрос о сильнейших армиях мира тоже не бесспорен).

В связи с этим, интересен анализ "произошедшего возрождения мощи" европейцами. 

Далее привожу статью - анализ, опубликованный 27.12.15 в швейцарской прессе.

 

Всё дело в организации. Движущая сила новой военной мощи России

Российские кампании на Украине и в Сирии имеют одну общую черту: потрясающую военную организацию. «Что меня продолжает впечатлять – это их способность перемещать много всего на действительно большие расстояния, и действительно быстро», - цитирует New York Times генерал-лейтенанта Бена Ходжеса, командующего вооруженными силами США в Европе. Однако на Западе дебаты сосредоточились в основном вокруг российских образцов вооружения. Один из любопытных примеров – «спор об Армате», новом российском супер-танке. Представляется, что в данной дискуссии упускается более глубокое понимание понятия «организация». Одно редкое исключение в этом однобоком обсуждении – исследование под названием «Тихая военная революция России, и что она значит для Европы».

Исследование было не так давно опубликовано австрийским военным экспертом Густавом Гресселем, внештатным сотрудником Европейского Совета по Международным Отношениям в Берлине. Исследование представляет собой всесторонний обзор российской военной реформы, начиная с 2008 года. Его главное открытие: первый и основной критически важный фактор эффективности российских вооруженных сил – новая система организации армии. Военные технологии играют второстепенную роль.

В чем разница между старой и новой российской армией?

23 дивизии советского типа были сокращены до 40 бригад – численное сокращение составило около 43 процентов. Главное достижение реформы: старые дивизии были укомплектованы только на 50-75 процентов, в то время как новые бригады задуманы как полностью боеготовые, с большей долей контрактников вместо призывников. Эти новые бригады получают подготовку, необходимую для ведения современной наступательной войны. Впервые российские вооруженные силы имеют пирамидальную структуру, с маленькой верхушкой из лиц, принимающих решения, и большим количеством офицеров в подразделениях. Кроме того, конфигурация командной структуры была упрощена.

Количество военных округов было сокращено до четырех. В каждом округе теперь появилось объединенное командование для всех видов вооруженных сил. В результате реформы тыловые службы были полностью перестроены, расширен аутсорсинг и сокращен административный персонал.

Теперь осталось только 10 военных вузов вместо 65. Основа этой реформы – усовершенствованная стратегия управления людскими ресурсами: доходы офицеров увеличились впятеро за время реорганизации. Также существуют жилищные и социальные программы для военных. Все эти меры возродили престиж профессии офицера армии.

Был ли толчок для этих изменений?

В 2008 году российская интервенция в Грузии столкнулась с огромными проблемами, подавляя сопротивление грузинской армии. Мобилизация отняла слишком много времени и российские войска показали недостаток надлежащего управления подразделениями.

Их линии снабжения были чересчур растянуты, а многие солдаты погибли от огня по своим. Обученные американцами грузинские войска, будучи в меньшинстве, тем не менее, продемонстрировали лучшую подготовку, чем ожидалось.

Какова была цель реформы?

Почти случившееся поражение в Грузии привело русских к двум выводам. Первое: нужна мощная армия, способная сокрушить любое государство пост-советского пространства. Второе: новые войска должны действовать быстро, чтобы разгромить врага прежде, чем с Запада успеет прибыть значительное подкрепление. В общем, целью России было реорганизовать ее вооруженные силы для ведения войны «свершившегося факта».

Был ли архитектор у этих перемен?

В значительной степени модель новой российской армии была работой Анатолия Эдуардовича Сердюкова, министра обороны России с 2007 по 2012 год. Начав свою профессиональную жизнь продавцом мебели, он был первым невоенным на этой должности. С таким прошлым Сердюков смог использовать «грузинский шок» в российской администрации для последовательных реформ в военной сфере. Со времен Советского Союза Россия сделала несколько попыток преобразовать ее вооруженные силы – главным образом безуспешных, в силу сопротивления военной верхушки. Не имея обязательств по отношению к военным элитам, Сердюков пропихнул введение упрощенной армейской структуры. Как человек с предпринимательскими навыками, он смог заключить с военной промышленностью более выгодные для армии сделки. В конечном итоге, похоже, именно сопротивление военной бюрократии привело к его отставке (Vladimir Isachenkov, “Intrigue swirls around Russia defence chief’s fall“, The Washington Times, 06.11.2012).

Существовал ли образец для российских реформ?

Согласно Гресселю, многие образовательные и учебные программы были позаимствованы у Швейцарии и Австрии. Российская практика состоит во внедрении современной западной системы управления во всей армейской структуре. Особое внимание уделяется низшему командному составу, который должен быть обучен управлению подразделениями автономно в сложных условиях.

Как реформа показывает свое влияние?

Российская воздушная кампания в Сирии заслужила уважение военных специалистов на Западе. Быстрое и хорошо организованное развертывание сил и сооружение базы в Латакии – все вместе это было исполнено в лучшем виде и по-военному точно. В данный момент, утверждает Грессель, почти четверть российских ВВС вовлечена в операцию по уничтожению противников Асада и террористической организации «Исламское государство». Во времена чеченских войн подготовка войск для фронта и доставка их к театру военных действий занимали у российской армии порой до года времени. Сирия - это уже вторая возможность для западных оппонентов России впечатлиться возросшим военным напором Кремля. Первой демонстрацией силы России была гибридная война в восточной Украине. Крайне важной для этого нововведения в военном искусстве является точная организация развертывания войск, а отнюдь не наличие высококлассных вооружений.

 

В целом согласен с выводами, хотя надо делать скидку на европейское происхождение данной статьи. Думаю, они еще многого не знают, что будет для них сюрпризом в случае чего. Кстати, не надо смеяться над Швейцарией. Они имеют одну из лучших (пусть и маленькую) армий Европы, отлично обеспеченную и мотивированную...