Русский протестанизм как вероятная альтернатива
Реформа Русской Православной Церкви — давно назревшая необходимость. Необходимость реформы вызвана, во-первых, недостаточной влиятельностью РПЦ на умы и души россиян (формальное воцерковление миллионов русских — скорее дань моде, чем реальное увеличение паствы).
Во-вторых, реформа церкви необходима, поскольку на отечественном "рынке продажи культовых услуг" РПЦ противостоят сильные конкуренты (прежде всего это католики, протестантские конфессии и секты, а также ислам), которые иногда действуют эффективней и гибче, чем национальное православие.
Можно, конечно, встать на точку зрения, что само по себе ослабление православия под напором других конфессий не несёт России ничего страшного (все религии хороши, выбирай по вкусу). Но дело в том, что сама природа русского православия как церкви объединяющей (идентифицирующей принадлежность человека к этносу, социальной системе, стране), не позволяет встать на неолиберальную точку зрения в отношении судьбы РПЦ и её потенциальной отечественной паствы. В противном случае придётся отказаться не только от собственной конфессии, но и от русского (или российского, если хотите) национального проекта, от надежды на сохранение в будущем русской цивилизации.
Сказанное выше не значит, что я — противник существования в России католических, протестантских и мусульманских общин. Россия — многоконфессиональная страна, но с явно выраженной культурной (в том числе и религиозной) доминантой (как, например, США). Являясь фактически на всех этапах своей истории империей, наша страна не может не иметь своей имперской идеологии (пусть и меняющейся с течением времени). Одним из базовых элементов этой идеологии являлась национальная религия. И если эта религия перестала быть доминантой для большинства подданных империи, то она нуждается в существенной модернизации. Один из концептуальных проектов такой модернизации и презентует настоящая статья.
Главная проблема РПЦ — опора её высшего клира на государство, а не на своих прихожан. Являясь фактически церковью придворной, а не общинной, Московская патриархия перестаёт заботиться о своём реноме в глазах верующих, навязывая им косные и устаревшие стереотипы религиозного поведения. Таким образом, РПЦ превращается в государственно-принудительный культ и начинает проигрывать борьбу за умы и души верующих современным (модным, если хотите) католикам, протестантам и мусульманам.
В аналогичной РПЦ ситуации оказалась католическая церковь в XVI веке, когда Мартин Лютер прибил свои тезисы о реформе церкви на ворота приходского храма. Ватикан сначала попытался вернуть отступников в лоно Римской церкви силой. Но когда последние оказались лучше католиков на поле боя, Римской курией был найден другой ответ "протестантской ереси".
Рим произвёл модернизацию своей церкви, поручив эту миссию утончённому мыслителю Игнатию Лойоле. Блестящий педагог и политик реализовал проект контрреформации, более известный как Орден иезуитов. Свободолюбию и силе протестантов была противопоставлена утончённость и стратегичность "новых католиков", и наступила боевая ничья. Девиз Ордена иезуитов (заимствованный Лойолой у Николо Макиавелли) "Цель оправдывает средства" позволил им уйти от прямой конфронтации с протестантами и вновь обрести свою собственную паству.
Иезуиты "пошли в народ", стали работать в низах церкви (непосредственно с прихожанами, минуя церковную иерархию).
Особенно успешны они были в педагогике. Иезуитский колледж воспитал клириков выдержанных и расчётливых, готовых действовать не в лоб, а обходным путём (что часто эффективней протестантской самоотверженности).
Наличие в Западной Европе двух церквей дало верующим свободу выбора между протестантской принципиальностью и католической рафинированностью. В дальнейшем война церквей продолжалась скорее идеологически, чем на поле боя. Дополняя друг друга, католики и протестанты боролись за души верующих несколько столетий, пока окончательно не помирились в самом конце XX века.
Возможен ли протестантский проект в России? Думаю да, для этого у нас есть всё необходимое.
Во-первых, в России имеется очевидный религиозный раскол. Я имею в виду не старообрядцев, а православные общины, которые не желают быть руководимы высшими иерархами Московской патриархии (прежде всего — Катакомбную Русскую Православною Церковь).
Во-вторых, в обществе имеется явное недовольство действиями РПЦ(МП), которое выражает образованная светская его часть (прежде всего правозащитные организации), которые способны обосновать протестное движение идеологически.
В-третьих, в самой РПЦ есть немало просвещённых клириков, способных возглавить реформу церкви (контрреформацию). Из соображений политкорректности я не называю здесь их имена (хотя они у многих на слуху).
И, наконец, в-четвёртых, существуют многочисленные непризнанные общественно-политические оппозиционеры (прежде всего, молодёжные организации), которые в условия тотального контроля власти за общественной жизнью могут влиться в ряды русских протестантов и русских католиков (сиречь в ряды реформированной РПЦ).
Как может быть инициирован в России протестантский проект? Видимо, он может произойти повторить ход Лютера с учётом современных условий. Надо сформулировать принципы реформации церкви и затеять их широкое обсуждение, переходящее в реформирование. Эти принципы:
– выборность священника паствой (в идеале — из собственной среды);
– упрощение культовых процедур;
– отказ от любых догм, которые не соответствуют мировоззрению современного человека (веры в чудотворные мощи, слезоточащие иконы и т.д.);
– собственное определение пантеона святых (или отказ от него);
– замена отлучения от церкви изгнанием из общины;
– отказ от принудительного обременения члена общины постами и др. условностями (только по собственному желанию);
– выработка ясных и чётких правил поведения в миру члена общины (не по обрядам, а по совести).
В принципе вышеприведённый список — открыт. Суть реформации РПЦ проста: сделать религию удобной, а церковь — необременительной. В этих условиях сторонники контрреформации должны объяснить, почему этого не нужно делать, и предложат свои альтернативы реформам.
Всё вышесказанное — не утопия, а вполне реальный путь возрождения доверия к национальной церкви в нашей стране (как шаг по возрождению русского цивилизационного проекта).
Данная статья, по сути, является провокацией и адресована сторонникам в той или иной мере ортодоксальных взглядов на РПЦ. Я хотел бы, чтобы сторонники контрреформации возразили мне по существу. Как сказал один древний мудрец: всё течет, всё меняется, нельзя два раза войти в одну и ту же воду.
Комментарии
Вообще многие "секты" по численности больше, чем все взятые воцерковленные православные. К сожалению идет война между РПЦ МП и остальными религиями.
РПЦ МП объявила всю территорию России и СНГ своей канонической территорией и считает эту войну нормой.
Например, самая ожесточенная война РПЦ МП идет с православными церквями, которые отложились от нее (их только зарегистрированных более 30-ти).
К сожалению, даже в самых прогрессивных прогнозах религиозная составляющая общественного сознания не мыслится без использования уже отработанных, отживших тоталитарных принципов структурирования религиозных организаций. >>
У России нет времени, нет нескольких веков, чтобы скалькировать чужой опыт, и РПЦ, слившаяся с гибнущей имперской моделью, все меньше похожа на религиозный институт. Так что, скорее всего ей предстоит не реформирование, а "деструктирование", как одной из ветвей тупикового пути
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хочется побольше узнать, как люди вообще относятся к нынешней РПЦ и определится самому в поисках Бога.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Думаю, что все-таки утопия, ибо ключевым моментом в учении Лютера-Меланхтона, также чуть позже Цвинги,Буцера, Капитона, Кальвина, Беза и др. был тезис о том, что для спасения церковь и клир как посредник между Богом и людьми не нужны. Человек спасается "верой, одной верой, только верой (принцип Sola fide), а также (особенно в кальвинизме) только Божественной милостью (Sola gratia), и совсем нельзя предвидеть (предзнать), на кого она падет, можно только догадываться по некторым косвенным признакам типа успеха в бизнесе и т.д.) и, наконец, только знанием Св. Писания (Sola Scriptura), и для этого нет необходимости в Предпании, к которому постоянно апеллируют православие и католицизм, ибо, по мнению, протестантов, каждый человек сам в состоянии понять и по-своему интерпретировать священный текст (и констекст, кстати, тоже). Отсюда (именно от Шлейермахера) пошло развитие и герменевтики как - изначально -искусства истолкования библейских текстов (своего рода экзегезы)...
И теперь мне было бы интересно узнать, каким образм все перечисленное (хотя бы из этого "классического протестантизма", ибо протестантизм второй волны и неопротестантизм еще далее от традиций православия) можно использовать в сфере реформирования РПЦ. Это из области фантастики. Разве РПЦ пойдет на то, чтобы отказаться от посредничества между Богом и верующими (хотя бы)? И все останое для нее приемлемо?
Если возможна такая условная аналогия - то вспомним старообрядчество и новообрядчество и сранивм их соотношение с соотношением протестантизма и католицизма....
Комментарий удален модератором
Пройдет еще много времени, но народ сметет ее сам.
РПЦ МП существует только за счет административного ресурса и колоссальной поддержки государства в сотни млрд. руб.
Пример из множества за 1000 лет.
Монгольское иго закончилось в 1480 г.
А уже 1497 г. под давлением элиты, (около половины составляли представители православной церкви) у которой закружилась голова от успехов, было принято законодательство, закрепляющее крестьян за хозяевами земли. Более 1\3 части всех земель на Руси (соответственно, 1\3 семей землепашцев, которые на ней работали) владела православная церковь.
Именно православная церковь лоббировала экономическое закабаление.
17 лет свободы закончились. Элита, будучи предыдущие столетия сама рабской, ничего другого не могла видеть в будущем Руси, как рабство народа.
Справка: Киево-Печерская Лавра-православный монастырь, основанный в 1051 г. возле Киева. В 11-м столетии монастырь стал центром распространения христианства в Киевской Руси. В 18 столетии Киево-Печерская лавра стала крупнейшим церковным феодалом в Российской империи. Ей принадлежало 3 города, 7 небольших городов, около 200 сел и хуторов, больше 70 тыс. крепостных, 2 бумажные фабрики, 11 кирпичных и 6 стеклянных заводов, больше 160 винокурень и мельниц, 2 конных завода и ещё много чего.
РПЦ МП опять к этому стремиться.
Потому что православие всего лишь мода. Носят кресты напоказ.
Провожу эксперименты, (бывают анекдотические ситуации), когда на улице спрашиваешь: "Верите ли Вы в Бога?". Ответ: "Нет, я православный".
В шок вводит то, что люди узнают, что Иисус Христос проводил свои проповеди в Израиле, а сам он еврей. В руки ни разу не брали Библию, об Иисусе знают по слухам, а в Церковь заходили, чтобы поставить свечку, но не слушать проповедь.
Часто попадаются пьяные, тогда держись: плачут, ругаются, да я за свою веру всех порешу, вытаскивают нательные кресты, целуют, но разговора не получается, потому что человек неадекватен.
Самое опасное, что наших людей все это устраивает. Такая поверхностная жизнь, не нужно учиться, кое-как заработал деньги, кое-как живу.
2. В (христианской) религии заявляется всем известная цель - спасение души. Православный, католический и разные протестантские варианты христианства предлагают весьма различные стратегии ее достижения. Очевидно, что завершающий статью открытый перечень новшеств НЕОБХОДИМО обсуждать с прежде всего с христианской точки зрения. Ведь если он окажется социально успешным и отлично продаваемым среди возможных прихожан, но при этом с христианских позиций не будет служить или будет совсем плохо служить целям спасения, то он будет востребован лишь светскими людьми, а сам проект окажется для христианства подрывным. Я лично не христианин и лишь ратую за непредвзятость и честность подхода!
(1) – "выборность священника паствой (в идеале — из собственной среды)" приведет к размыванию и утрате единства вероучения, приемлемость чего необходимо богословски обосновать, а это, по-моему, немыслимо. также к искреннему дилетантизму и невежеству в религии (не имею, впрочем, сведений о степени невежества нынешнего среднестатистического православного попа).
(2) – "упрощение культовых процедур" - это будет УЖАСНО. В православии работают с паствой, то есть способствуют спасению души, в очень большой мере посредством сложных обрядов. Упрощение (не буду лукавить - примитивизация!) ритуала, свойственная протестантизму, разрушит традицию и русский религиозный менталитет. Контрдовод у меня тоже есть: огромное большинство православных и сейчас в ритуалах разбирается из рук вон плохо и едва ориентируется в службе.
(4) – "собственное определение пантеона святых (или отказ от него)" - УЖАСНО! Приведет к признанию святыми тех, кого протолкнут в святые носители мощного дара внушения то бишь, в том числе жулики, одержимые и т .п. РПЦ-исты сдурели, конечно, со многими своими святыми, то то, что тут предлагается, могу охарактеризовать только русской поговоркой "Хоть святых вон выноси"!
(5) – "замена отлучения от церкви изгнанием из общины" - представляется довольно разумным.
(7) – "выработка ясных и чётких правил поведения в миру члена общины (не по обрядам, а по совести)" - отличный замысел, но наивно будет надеяться, что правила поведения по совести окажутся ясными и четкими. Как раз напротив! Человек врет сам себе настолько изощренно, что тут речь не о правилах, о а об очень трудной практике работы с собою.
Общий авторский итог, по-моему, КАТАСТРОФИЧЕН: "Суть реформации РПЦ проста: сделать религию удобной, а церковь — необременительной". Я в эпоху Ельцина читал в некой желтой газетенке доводы идеолога ОНАНИЗМА в пользу своего "выбора". Он тоже упирал на то, что такой вариант "половой жизни" удобен и необременителен (даже, дескать, в туалете самолета отлично получается).
1. В первые века у христиан не было длительных и сложных обрядов. Протестанты через 1,5 тысячи лет вернулись к истокам в обрядах.
2. К чему привело усложнение обрядов. К выделению священников из общей массы. А потом перевод их в касту.
Этот процесс шел долго. Только при максимальном расцвете Византийской империи начали строится пышные церкви. Тогда же были введены иконы. В среде народа было мощное движение иконоборцев, поднимались восстания. Более 100 лет византийская элита боролась с помощью армии, подкупа, лжи против иконоборцев.
3. Самое опасное обрядовость стала заменять стремление к Богу. Пришел в церковь, поставил свечку, а потом свободен, пей, гуляй, дерись.
Почему плохо выделение священников как профессионалов? Почему профессионалы врачи, пожарные, полицейские и т.п. нужны, а в религии они излишни? Вы, вероятно, убеждены, что задачи религии настолько примитивны, что не требуют профессионализации Но почему Вы так думаете?
В РПЦ МП нет Иисуса Христа, о каких угодно святых говорят, о дъяволе, но только не об ИХ.
Ушел к мормонам и увидел совсем другую церковь.
Нет икон, нет и язычества. Да, обряды на порядок проще. Так в этом и смысл: не путаться в обрядах.
Моя мама (ей 82 года) ходила на пасху в РПЦ МП, отстояла всенощную, потом болела месяц. Кому нужен такой обряд. Он против человека.
Плохо выделение священников как профессионалов. Они превратились в касту жрецов.
У тех же мормонов священство обязано работать и работает. От дворников до докторов наук. А служение людям должно идти от сердца.