Особенности провинциальных выборов. Заметки озадаченных избирателей
В нашем маленьком городке, в соответствии с модными ныне тенденциями заявленной высоким московским начальством борьбы с коррупцией, мэра уличили в бесчестных делишках и турнули с должности. Растревожили, в общем, наш сонный подмосковный муравейник. И для некоторых господ-товарищей это вакантное мэрское кресло оказалось почти таким же желанным и привлекательным, как королевский трон или кабинет президента. В борьбе за должность мэра люди весьма и весьма увлеклись.
Город Гущино основали на берегу Оки в 1960-х. В настоящее время город имеет статус наукограда. Жителей в нём чуть более 20-ти тысяч. В городе – кроме научно-исследовательской базы из девяти институтов РАН – ни крупных фабрик, ни заводов, ни каких-нибудь основательных коммерческих производств не имеется, разве что продуктовые магазины. Большая часть местной молодёжи и тех, кто «бальзаковского возраста» – иными словами трудоспособные – давно в Москву эмигрировали зарабатывать на прожитьё, а интеллигентные профессора и учёные из тех, что остались преданными науке, каждое утро по привычке ходят в институты и, должно быть, что-то там исследуют, открывают. Впрочем, в одном из институтов обосновалась секта, известная на весь мир (кроме благословенной Америки) своим патологическим пацифизмом…
Только дело даже не совсем в этом. А в том, что городок наш спокойный и тихий, и жизнь здесь неторопливая, и зелени много и воздух свежий, и граждане к политике всегда были индифферентные, по наивности думая, что имя соседней деревни Большое Грызлово происходит от названия известной части конской упряжи и не имеет никакого отношения к лидеру правящей партии «Единая страна».
Но вот более года назад политическая атмосфера Гущино вдруг накалилась. И закипели страсти! Да закипели так бурно, что до сих пор можно обжечься. Интриги, компроматы, чёрный пиар, судебные разбирательства – все составляющие «серьёзной» политической игры присутствуют. А мы в Гущино, как вы поняли, живём и всю эту свистопляску предвыборную наблюдаю…
Сейчас объясним в деталях. Поскольку официальная деятельность нашего мэра «трагически» оборвалась после нескольких скандалов и судебных процессов – грядут досрочные перевыборы. Всего желающих примоститься в его кресло – человек 11 (или 12, точно трудно сказать). Было их 18, но некоторые сами отказались, других избирательная комиссия забраковала. Компания тех, кого допустили, весьма разношёрстная: здесь и несколько бизнесменов, и депутат, и начальник ОВД, и директор тепловодоканала, и домохозяйка от ЛДПР, и временно безработный сам от себя…
Городская газета отреагировала немедленно: характеры всех кандидатов расписали с точки зрения китайского гороскопа: тут и быки оказались, и тигры и змеи.
Стены домов и витрины в большом количестве теперь украшены предвыборными плакатами, и с каждого на жителей города уставился потенциальный мэр. Один, Крахмалкин, хитровато смотрит с ухмылочкой – он местный «олигарх», кандидат в мастера спорта по стрельбе и владелец сети магазинов, старикам и ветеранам на дом котлетки приносит. Старики Крахмалкина за это уважают и грозятся отдать ему свои голоса, а губернатор Московской области уже наградил его знаком за труды и усердия. Другой кандидат, один из руководителей местной науки, глядит сердито и слегка напыщенно – мало того, что выдвинут собственными подчиненными, – за ним компартия стоит, вот и сам её лидер даже приезжал за него агитировать. На городском интернет-форуме, где выборы народ обсуждает, этот кандидат сразу многим нравиться начал: «Геннадий Андреевич фигура серьёзная как-никак». А вот ведущий, казалось бы, кандидат от правящей партии «Единая страна» по фамилии Хлам выглядит также незаметно, как дела этой самой партии: может быть, он уверен, что теперь ему и агитации никакой вести не надо – все равно нарисуют сколько нужно?..
А вот ещё один, желающий быть избранным, Лютиков – местная знаменитость: у него не так давно дотла выгорел дом, а ещё до этого – автопарк и баня. Люди поговаривают, что был поджог, но с политическими делами не связанный, а скорее – со специфическим прошлым господина кандидата. История эта тёмная. Несколько плакатов Лютикова приклеены на фонарном столбе, он улыбается, только взгляд укоризненный, а рядом подпись: «Верим в своих братан…!», извините: «Верим в своих земляков!» Накануне прошлых выборов, год назад, Лютиков пустил по городу машину в кузове, которой был установлен огромный экран, и с этого экрана он вещал свои предвыборные речи и разбрасывал обещания. Но земляки тогда в него не поверили и не избрали.
Теперь такими масштабными приёмчиками никто из кандидатов не пользуется – кризис, как-никак… Идет однако же, настоящая «война листовок», отпечатанных на хорошей бумаге; макулатурой этой усыпаны не только полы в подъездах, но частично уже и улицы. И у нас дома уже пухлая стопка скопилась. На днях ещё газету под дверь подсунули. Называется она «ПРАВДА Прошкина».
Со страниц газеты Прошкин слезливо жалуется, что людей он никогда не обижал, всем только хорошее делать старался. И тут же добавляет: «Простите меня, дорогие граждане, что не устоял на своём боевом посту». Прошкин – это бывший заслуженный (а теперь и засуженный) гущинский мэр.
«Заслуженный» он, потому что два срока у власти отмотал и, и так с мэрским креслом сроднился, что и в третий раз был переизбран. Хотя третья предвыборная кампания была жёсткой, кандидаты друг друга грязью поливали, как только могли. Прошкина обвинили в пьянстве, разгуле и растратах: гарем любовниц по дорогим курортам возит, недвижимости накупил. На стенах домов и автобусных остановках появились надписи чёрной краской: «Хоть пьяница, но свой! Учёные за Прошкина!» Да, любил экс-мэр принять на грудь и рюмочку, и любовницу. Ну, что с того, вон у Клинтона тоже рыльце в пушку…
Вообще, буйная фантазия всех без исключения кандидатов и их болельщиков бьет все немыслимые рекорды. Но суть, конечно же, не в этом, а в том что на фоне многочисленных обещаний, подъезды в городе – грязные и раздолбанные, зимой батареи едва греют, центральная площадь с фонтаном и прилегающими дорожками облезлая, обшарпанная, облицовочную плитку всю стырили куда-то, стыдно взглянуть, со времён Союза ничего там не ремонтировалась! В наукограде, как и везде, немало наркоманов, а объекты социальной инфраструктуры, где когда-то явно кипела жизнь, превратились в развалины, как будто после войны.
…Прошкина тогда всё равно переизбрали, возможно, в пику столь откровенному чёрному пиару. А, возможно, испугавшись худшей участи. До него мэрское кресло занимал некий Катушкин, так он хотел земли около города продать какой-то фирме иностранной, чтобы они туда токсичные отходы закапывали. Слава Богу, этого не случилось – жители города воспротивились (вот оно, гражданское общество!..). И Катушкина как-то по-тихому без публичной борьбы и дрязг заменили на Прошкина. И он начал править.
Свой третий срок Прошкин не досидел, едва вступил в должность – бах! – стали его по судам таскать. Завели уголовное дело по статьям УК РФ «Присвоение или растрата» и «Злоупотребление должностными полномочиями». Дело получилось аж на 12 томов! 4 млн. рублей, на которые нужно было приобрести мебель для спортивного комплекса, Прошкин вроде как присвоил. «Предали» – как он сам пишет – «укатали». Если вкратце, то в бедах своих Прошкин винит, проворовавшегося и сбежавшего в Штаты министра финансов Московской области Алексея Кузнецова. Якобы это он деньги отмывал и сделал из Прошкин «козла отпущения», подставив по полной программе. А потом, как на грех, соседний градоначальник тоже иудушкой оказался – решил мэром Гущино своего человека назначить и начал против Прошкина газетную пиар-травлю. Однако и он вскоре проштрафился. Засудили. Выяснилось, что он тоже – коррупционер…
В общем, ситуация закручена лихо! Теперь ещё, по словам того же Прошкина, готовится рейдерский захват Гущино с целью повесить на бюджет города немыслимые кредиты, а потом и вообще разорить. А весь сыр-бор – из-за молодого кандидата Хмельникова, который представляет благотворительный фонд, названный именем древнего малоазийского святого, и сотрудничает с неким влиятельным инвестиционным холдингом. Холдинг скупает земли по живописным берегами Оки, согласно некоторым предположениям – для увеселительных забав обитателей соседней с новомодным Сколково Рублёвки…
Как мы уяснили, именно выпускник МГЮА Хмельников – самый «страшный» конкурент и для бывшей администрации и для экс-мэра, которые тоже выставили на выборы своих людей, и для прочих кандидатов. Своим присутствием в избирательном бюллетене этот неместный кандидат не только внушает подозрения, но и изрядно действует всем на нервы! Наезжают за него из Москвы именитые люди агитировать, правда большинству гущинцев они неизвестны (народ, повторимся, к политике у нас индифферентный, больше местными новостями живет). Красочная газета в его поддержку выходит, в Москве зарегистрированная…
А еще организует Хмельников по кварталам личные встречи с избирателями: сперва жителей нескольких домов пригласит, потом ещё трёх-четырёх и так далее, пока весь город не обойдёт. На каждую встречу «варяга» с избирателями непременно является Лютиков и почему-то вместе со своим братом. И когда Хмельников заканчивает говорить и уходит, Лютиков начинает свою анти-пропаганду. За Лютикова, кстати, со страниц «ПРАВДЫ…» агитирует и бывший мэр Прошкин. Лютиков, по его словам, конкретный мужик!
Впрочем, Хмельников человек, на первый взгляд, адекватный, город наш обновить хочет. Обещает построить рядом с Гущино Экополис – комплекс высокотехнологических производств, что, по его словам, даст 7000 новых рабочих мест для горожан. Почти Футурополис, пропагандируемый известным московским блоггером, замеченным в свое время ни много ни мало – Президентом России! Проект вроде бы должен вернуть Гущино престиж исследовательского центра мирового уровня, покончив с текущей медленной деградацией.
…Одна старая бабулька сидела на скамеечке, слушала речи Хмельникова, слушала, да как застучит клюшкой: «Куда ж вы смотрите-то, а? А рыба-то в магазине у нас тухлая!»
Раньше результат выборов был всегда предсказуем. А теперь неизвестно, кому подфартит – не только на избирательных участках, но и в предстоящих судебных баталиях. Главное, чтобы городу этот результат на пользу пошёл, чтобы перемены к лучшему были. К мировому уровню будем, конечно, стремиться, но без фанатизма.
Комментарии