«Голландская болезнь» российского футбола
В сегодняшней передовице респектабельного "Спорт-экспресса" известный отечественный спортивный журналист Игорь Рабинер пишет о состоявшемся накануне финале Кубка России: "На второй добавленной минуте телекамера выхватила крупным планом лицо Лучано Спаллетти. Итальянец смотрел куда-то вниз. Куда угодно, только не на поле, где в этот момент вроде бы решалось, сможет ли "Зенит" впервые за 11 лет выиграть Кубок России. Страсти на его обычно эмоциональном лице не усматривалось вовсе. Более того - казалось, что от всего происходящего ему не слишком уютно. И взгляд себе под ноги в такие секунды выглядел символичным". Так Рабинер описывает эмоции тренера… победившей команды. Богатый "Зенит" выиграл у скромной "Сибири" со счетом 1:0. Единственный гол был забит с пенальти, назначенного за сомнительную игру рукой в штрафной площади сибиряков.
Да, судья Колобаев имел полное право назначить пенальти, впрочем – он вполне мог бы и не указывать на точку. Решение, которое он принял, в спортивной прессе привыкли называть "на усмотрение судьи". В таких случаях, как правило и не нарушая правил, судья становится полноправным участником матча. И здесь – на поле стадиона "Олимп-2" в Ростове-на-Дону – судья Колобаев, что называется, помог одной из команд. А именно той, которая в помощи арбитра нуждалась меньше всего. Матч состоялся, победил сильнейший и по праву. Но у нас, у болельщиков, был украден футбол, у нас отняли зрелище.
Судьи часто любят говорить, оправдывая свои ошибки, что являются частью футбольного зрелища. Хорошо, допустим. Но если это действительно так, то и работу судей должны оценивать публично и делать это должны в том числе и болельщики, то есть все мы, поскольку футбольное шоу существует прежде всего для нас! Тогда почему российские судьи с упорством, достойным лучшего применения, последовательно приносят в жертву букве закона дух игры? А зачастую – и букву футбольных правил в угоду чему-то совсем иному…
В своем блоге на сайте издания, описывая перипетии матча "Зенит" – "Сибирь" Игорь Рабинер еще более откровенен: "Назначить пенальти в такой ситуации, таком матче, с такими соперниками – это был акт малодушия, угодничества и перестраховки. Понятно же, благодаря каким силам была в последний момент пролоббирована не планировавшаяся изначально трансляция этого матча на Первом канале".
В 1959 году Голландия обнаружила богатые месторождения природного газа. Его экспорт должен был по идее обогатить голландцев, страна, как казалось, была обречена на процветание. Но вместо этого страна получила рост безработицы, инфляцию, падение экспорта, снижение доходов населения. Этот парадокс – богатство, приносящее несчастья, - в экономик получил наименование "голландская болезнь".
"Голландская болезнь" – так шутя можно назвать особые отношения с голландскими футбольными специалистами и российскими футбольными властями, выходцами из Петербурга. Города, построенного русским царем при помощи в том числе и голландцев. Сегодня эти отношения пошли на второй круг. Тандем Мутко – Хиддинк сменила пара Фурсенко – Адвокат. За широкими спинами этих господ – тени вышек, добывающих углеводородное сырье из недр страны. Первый нефтегазовый альянс принес стране два кубка УЕФА и третье место на Чемпионате Европы. Но пал жертвой непопадания на Чемпионат мира. Второй альянс предполагает закрепить успехи первого и не допустить новых неудач.
"Голландская болезнь" – если обобщать, то это нежданная удача, которая вместо того, чтобы принести богатство, приносит одни несчастья. Чем-то этот экономический термин напоминает то, что подразумевается русским выражением "медвежья услуга". Такую именно услугу оказал судья Колобаев "Зениту" в финале Кубка России. Такую же услугу оказывают тренеру Спаллетти нынешние руководители петербургского клуба в частности и российского футбола вообще.
Вообще, стратегия, избранная руководством отечественного футбола, напоминает ту, которую руководство футбола практиковало в советские времена. Приоритет – сборной и еврокубкам за счет национального чемпионата. Для сборной за невероятные деньги выписывается иностранный тренер, который явно столько не стоит. В чемпионате выбирается "неприкасаемый" клуб, которым страна будет штурмовать финал Лиги Чемпионов. Для этого же клуба покупается, иного слова и не скажешь, модный заграничный тренер с неудовлетворенными амбициями, которому, чтобы не сбежал куда-нибудь в "Ювентус", по русской традиции преподносят победы во внутреннем чемпионате на блюдечке с золотой каемочкой.
Бедный Спаллетти! Интересно, не напоминают ли ему будни российского футбола болезни футбола родного? В Италии любят поговорить о футбольной коррупции, о связях боссов клубов с большой политикой. Но в Италии же время от времени случаются и громкие антикоррупционные кампании – вспомнить хотя бы операцию "Чистые ноги", более известную как Моджигейт. О российской футбольной коррупции все знают, все говорят, а некоторые даже пишут, но ни одного действительно серьезного дела не было доведено до суда.
Да, борьба с коррупцией в российском футболе ведется. Больше стихийно, но все-таки это лучше, чем ничто. В последние годы коррупция перестала быть такой откровенной и брутальной, как в еще недавнем прошлом. За угрозы судьям могут снять с соревнований клуб, могут наказать рублем, могут лишить команду права играть на домашнем стадионе, как это произошло в подведомственном Толстых первом дивизионе с калининградской "Балтикой". Коррупцию удалось "одомашнить", сделать подконтрольной, превратить ее в орган тонкой настройки системы, дополнительный рычаг управления, как и в многих других сферах российской жизни. Еще недавно казалось, что времена, когда "кто-то все купил" канули в прошлое. Но, кажется, мы рано радовались.
Коррупция превратилась в собственную тень. Все эффекты коррупции есть – но самой ее нет! С судьями "не работают", но они вдруг сами начинают помогать тому, кто сильнее не на футбольном поле, тому, кто богаче и тому, кому эта победа нужнее.
Игроки почему-то то играют когда "не нужно", то - наоборот. Тренеры то играют в молчанку, то вдруг разоряются невероятными предложениями о пересмотре правил игры в футбол, как Карпин после матча с "Аланией". У нас странный чемпионат. Где, как кажется, победитель уже "назначен". Нет, никакого заговора, конечно, нет. Но все уже "знают" все.
6 мая в матче 9 тура Петербургский "Зенит" принимает на своем поле сенсационного лидера – нищий клуб из столицы Кабардино-Балкарии "Спартак". Сам "Зенит", показывая неровную игру, отстает на несколько очков. Победа питерцам особенно нужна – для обретения уверенности перед кубковым финалом и для выхода на первое место и очкового запаса перед перерывом в чемпионате. В первом тайме арбитр матча - малоизвестный судья Казьменко – не назначает очевидный пенальти в ворота хозяев, не удаляет с поля за игру руками вне пределов штрафной площади вратаря питерцев (да, Малафеев не трогал мяч руками, но это видно лишь на повторе – в динамике игры казалось, что вратарь правила нарушил. А в таких случаях действует своего рода "презумпция виновности" вратаря – вспомнить хотя бы как был удален в схожей ситуации Сергей Овчинников в матче чемпионата Европы в Португалии). Во втором тайме – откровенно не замечает, как игрок хозяев Файзулин бьет по ногам ключевого игрока гостей и по совместительству своего друга Концедалова. Пока опорник "Спартака" корчится от боли, Файзулин выдает голевой пас Быстрову на ворота гостей. Нальчик, до того переигрывавший "Зенит", пропустив гол и потеряв ключевого игрока середины поля, сдается. "Зенит" выигрывает в сложном матче и выходит на первую строчку в турнирной таблице, сменяя там как раз нальчан. Да, после того, как арбитр "помог" (примерно в таком же стиле, как поможет "Зениту" Колобаев двумя неделями позже) хозяевам, он принялся подравнивать статистику, раздавая хозяевам карточки и обложив штрафными. Но то, что красиво для статистики, часто выглядит неприглядно вживую. Футбол был безнадежно испорчен.
У этого матча, вроде бы проходного, всего лишь одного из череды других, тем не менее, были очень серьезные последствия. В следующем туре московский "Спартак" отправился на выезд на Северный Кавказ, в столицу Осетии Владикавказ. Принят был "Спартак" местными болельщиками весьма неласково. Автобус основного состава и дубля команды был закидан камнями. Но это были еще цветочки по сравнению с тем, что творилось на футбольном поле. Да, москвичи внешне играли безобразно, защита провалила матч, который, к слову, закончился со счетом 5:2 в пользу владикавказской "Алании". Но помог москвичам проиграть в этом матче судья Петтай. Неназначенные пенальти в ворота хозяев, незасчитанные голы гостей, гол, забитый из положения "вне игры" и прочее, прочее, прочее… Но, конечно же, трудно упрекнуть арбитра в предвзятости. Никто и не упрекал – просто тренер москвичей Валерий Карпин посчитал, что если арбитр является частью игры, то почему бы частью игры не сделать и тренера? К примеру, допустить возможность просмотра видеоповторов! Поражение 5:2 от команды – выходца из первого дивизиона, команды, собранной буквально на старте первенства, повергло "Спартак" в нокдаун.
Но была ли у этого матча подоплека? Связан ли его результат с поражением другой северокавказской команды в северной столице неделей ранее? Мы никогда, вероятно, не узнаем, на самом ли деле кавказские команды "обиделись" на Центр. На самом ли деле они "вышли" из своего рода консенсуса за fair play после матча в Петербурге и приступили к практике влияния на результат матчей из-за кулис, как это умеют и всегда умели делать?
Для Кавказа вопросы справедливости всегда воспринимались весьма болезненно, особенно в спорте. Помноженная на сложное отношение кавказцев к Центру, вероятная новая футбольная "политика" руководства северокавказских команд, которых ныне к слову в чемпионате сразу четыре, может оказаться непредсказуемой. И вряд ли на сто процентов соответствующей пресловутому "этическому кодексу", навязываемому нынешним руководством РФС. Ведь если вся страна по Первому каналу федерального телевидения смотрит за тем, как публично "помогают" команде, к которой еще совсем недавно имел непосредственное отношение глава Футбольного Союза, невольно задумаешься, о том, что на самом деле значат пункты этого вроде бы правильного документа. А если еще сюда же присовокупить довольно странные рекомендации той же структуры футбольным судьям и инспекторам не общаться с прессой?
Если недавно российский футбол был предоставлен самому себе, - Путин не был "фанатом", - то к нынешнему положению дел в самом популярном в стране виду спорта внимание уделяется на самом верху. Медведев очевидно болельщик. Но ему хватает такта говорить о сборной страны именно как болельщику – вспомним его интервью главным редакторам федеральных телеканалов накануне нового 2010 года. Откуда же ему было знать тогда, что новое руководство РФС, перемены в штабе которого он сам возможно невольно спровоцировал требованием, чтобы чиновники не занимали посты в общественных организациях и в руководстве спортивных федераций, пойдет на такого рода "радикальные" меры? Да, в построении футбольной "вертикали", вероятно, есть свой смысл. Но средства, за счет которых эта вертикаль приобретает форму своеобразного футбольного "газоскреба", вызывают вопросы.
Сегодня, 17 мая 2010 года, Дик Адвокат официально возглавил сборную России по футболу. "Голландская болезнь" российского футбола вступает во вторую фазу. Однажды голландцы нашли на шельфе газ, а русские – нашли за счет газа голландцев. Кажется, что повезло всем, но оказалось – что никому.
18 мая в Книжном клубе Liberty.ru состоится обсуждение недавно увидевшей свет книги Игоря Рабинера "Скандальное эхо Марибора" (М., 2010). Всех желающих высказаться о книге и поделиться мнением о положении вещей в российском футболе – ждем в гости в 19.00 в помещении редакции Liberty.ru.
Комментарии