С точки зрения "Вексельберга"
На модерации
Отложенный
"Неожиданно" выяснилось, что на шахте "Распадская" люди работали с неисправными "спасателями", а датчики уровня метана постоянно "глушили", дабы "не мешали работать". Фактуру уже собрали впечатляющую - из нее видно, что правила техники безопасности там практически не соблюдались вовсе. Похоже, над всем царил тот самый, вечный русский "авось".
Парадокс, однако, в том, что "Распадская" - никакое не исключение. Наоборот: по своему обширному опыту общения с рабочими в самых разных отраслях скажу со всей ответственностью - это скорее НОРМА. Сплошь и рядом рабочие выходят на работу как на подвиг в буквальном смысле слова - поскольку самим фактом нахождения на рабочем месте они рискуют жизнью. Потому я и назвал один из своих очерков на эту тему "Герои труда".
К примеру, недавно в "Эксперте", в статье о рыбном промысле в РФ между делом мелькнула цифра - более 80% кораблей рыболовецкого флота в России изношены на 80 и более процентов. Сказали как о чем-то незначащем - и пошли дальше рассуждать об экономических показателях. А ведь что такое - износ корабля на 80%? Это значит, что с ним в открытом море может случиться все что угодно.
Может посреди океана, в преддверии шторма заглохнуть мотор; может отказать элекрооборудование; может, наконец, просто открыться течь в любом месте "усталого", прокорродированного днища... Рыбаки, которые выходят на таких кораблях в море - это те же шахтеры, спускающиеся в шахты с неисправными "спасателями" и закуривающие возле искрящего во все стороны угольного "комбайна", по принципу "семь бед - один ответ".
А работники наших латаных-перелатаных теплоэлектростанций, которые, по данным того же "Эксперта", изношены в среднем по стране на 87%? Думаете, они не догадываются, что эксплуатировать ТЭЦ с таким износом опасно для жизни? Они знают это прекрасно, не сомневайтесь. Паровая турбина или котел могут при наихудшем раскладе рвануть так, что и про "Распадскую" все забудут.
Я не раз задавал всем этим людям вопрос: "А вот если, не дай бог, конечно, но все-таки - если у вас что-нибудь рванет на предприятии, будут жертвы и т.д. - то кто будет в этом виноват?" Работники всегда без тени сомнения отвечают - "Мы!" С такой, я б даже сказал, бесшабашностью отвечают.
"Как - вы?! - спрашиваю я. - А почему не начальство?"
"Начальство далеко и высоко, - охотно объясняют мне. - А мы что? Мы ведь нарушаем. Нас спросят - а почему вы запустили этот агрегат, если на нем отсутствует то-то и то-то, это вышло из строя и этот показатель ниже указанного в инструкции по эксплуатации значения? Что нам ответить? Скажем - да, запустили. Все и пойдут - мастер, бригадир, наладчик. По этапу" (в этот момент обычно все весело ржут).
"То есть я правильно понял, - уточняю я. - С одной стороны, работая здесь, вы все рискуете в один прекрасный момент не выжить, если вдруг оборудование, наконец, сработает "нештатно" (или точнее - как раз штатно, так, как и положено "сработать" оборудованию с полностью вышедшим сроком эксплуатации).
А с другой стороны - если Вы вдруг в этой аварии выживете и спасетесь, то вас, скорее всего, тут же и посадят - за несоблюдение правил ТБ, ПТО и еще тьмы важных инструкций?"
"Да, - подтверждают мои собеседники. - А как иначе?"
"НО зачем же вы тогда здесь работаете?? - А куда мы пойдем? Кто за нас семью кормить будет?" - задают мне резонный встречный вопрос.
У меня от таких бесед, особенно поначалу, голова шла кругом. Это ж даже не Оруэлл, это какой-то Беккет. Ионеско. "В ожидании Годо" на русскую букву П. Дурная бесконечность, которая, по определению, увы, никак не может быть действительно бесконечностью...
Хочется, однако, все же понять причины такого положения вещей. Мне видятся следующие:
1. Пресловутое "поддержание социальной стабильности". Многие предприятия, по всем нормам и нормативам безопасности, давно надо было бы закрыть на большой амбарный замок, корабли - не выпускать в море и т.п. Однако чем крупнее завод или фабрика, тем меньше шансов, что власть на такое решится. Как же! Ведь "люди останутся без работы!" Наши правители не самоубийцы, чтобы допускать массовую безработицу. Поэтому власть, как правило, закрывает глаза на нарушения всеми способами.
2. Нищета государства. Наши власти лучше, чем кто-либо другой в стране, представляют себе, каков РЕАЛЬНЫЙ МАСШТАБ ветхого, изношенного, никуда не годного оборудования повсюду вокруг нас. Поэтому страшный сон вменяемого госдеятеля - это ситуация, когда весь накопленный хлам и рухлядь каким-то образом вернется в руки государства. На самом деле - на примере СШ ГЭС это очень хорошо видно - государство всеми силами отпихивается от "прихватизированной" собственности. Казалось бы - чего было проще: вломить владельцу ГЭС астрономический штраф, да и отобрать "за долги" "Саянку". Нет, такое счастье никому не надо - у государства нет денег, чтобы вбухивать их в реконструкцию.
2. Незащищенность частной собственности. Эта причина, думается мне, является основной. Давайте взглянем на ситуацию глазами не работника, а собственника. Понятно, что работнику авария не нужна - он ведь рискует от нее пострадать физически, а то и загреметь в тюрьму. Однако ведь и хозяину, по идее, аварии совершенно не нужны! Авария - это убыток, это простой, это срыв выполнения заказов. Какая польза владельцу сейнера, если он потонет вместе со всем уловом?! Разве что страховка...
Но вообще-то любой хозяин, по логике, должен вкладываться в свою собственность, в свой КАПИТАЛ; ведь именно капитал и кормит хозяина! В России этого, как мы видим, почти не происходит. Почему? Неужели собственники какие-то тупые, неправильные, нестандартные?
Один из первых очевидных резонов - защита от рейдерства. Я знаю, что станки на моем заводе - хлам, рухлядь, что мой корабль плавает каким-то чудом и не сегодня-завтра, того и гляди, потонет. И это знаю не только я - это знают и все "заинтересованные" лица!
Да, я рискую, выжимая последние капли из полностью изношенного оборудования и плюя на амортизацию. Но зато и рейдеры будут обходить меня стороной! Они-то ведь тоже понимают, что вместо выгодной собственности получат сплошную головную боль! Вот так рассуждает множество мелких, средних, и - парадокс! - даже и крупных собственников.
А второй резон касается как раз крупных собственников. Поставим себя мысленно на место какого-нибудь Вексельберга. Способен ли он - теоретически - полностью заменить оборудование на какой-нибудь своей ТЭЦ, или, еще лучше, построить с ней рядом новую, суперсовременную ТЭЦ? Вполне. Пусть это будет стоить, скажем, полмиллиарда долларов - но что ж, у Вексельберга нет полумиллиарда? Да Абрамович на "Челси" больше потратил!
У Вексельберга есть полмиллиарда. И он может построить ТЭЦ на радость какой-нибудь Пензе или Самаре. Но он не строит. И - страшно вымолвить - и я бы на его месте, пожалуй, строить бы не стал. И вы, дорогой читатель - тоже не стали бы. Почему?
Да потому что, во-первых, кто таков условный Вексельберг "во мнении народном"? Да гнида, вор проклятый. Откуда у него миллиарды? Да украл все у трудового народа, откуда ж еще. Чё он, заработал их, что ли? Ха-ха-ха, - саркастически смеется народ. - Щаззз!!
Соответственно, будет ли хоть пара человек благодарна Вексельбергу, если он построит эту самую, с иголочки, ТЭЦ? Естественно, нет! В лучшем случае признают сквозь зубы - "да, гнида, откупиться решил. Возвращает часть (!) награбленного".
И Государство наше, естественно, оживится. Это ведь ему рухлядь не нужна; а к новенькому, с пылу с жару, ИНТЕРЕС будет ого-го какой! И тут вопрос: если Государство решит ЗАХАПАТЬ у Вексельберга новенькую ТЭЦ - кто-то вступится за него?
Да наоборот! Веселый свист и улюлюканье будет ответом обиженному миллиардеру! Под конфискацию тут же подведут теоретическую базу - типа того как раз, что "надо делиться награбленным" и далее в том же духе.
И теперь посмотрим на ситуацию, как будто мы сами Вексельберги. Было у нас, значит, полмиллиарда кровных баксов. Лежали себе в оффшорном банке - лежали, хлеба не просили. Являлись надежной гарантией безбедного будущего внуков и правнуков. Правда, что греха таить - процентов приносили мало.
И вот что мы с ними сделали? Мы их ВЛОЖИЛИ. То есть, с одной стороны - вот они, в камне и металле воплощены. С другой - сейчас начнут РАБОТАТЬ, деньги приносить.
А с третьей - у нас их того и гляди отберут. Как ЮКОС у Ходорковского. И в чем ужас-то: СПАСТИ их нельзя! Это ж ТЭЦ; ее в карман не положишь и в оффшор не унесешь. Придут приставы, предъявят кучу бумаг, смысл в них один: "Была ваша - стала наша". Плакали наши полмиллиарда...
И что мы, Вексельберги, скажем при виде такой мысленной перспективы? Нафиг-нафиг, конечно же. Ежу понятно - ВКЛАДЫВАТЬ сюда ничего нельзя. Максимум - вложить в то, что может очень быстро, за год-два "отбиться".
Беда в том, что вложение в инфраструктуру - это почти всегда ДЛИННЫЕ деньги. В нее вкладывают "как для себя". А какое ж может быть "для себя", если ты не знаешь, будешь ли владеть этой собственностью через год?
Дело тут даже не только в законах (которые у нас "что дышло"). Дело в общественной атмосфере, в которой реальные собственники поголовно числятся ворами, у которых сколько ни отберешь - все мало. Вы считаете, что приватизация была "неправильной", что всю собственность в стране "украли", причем персонально у вас?
Не удивляйтесь тогда эффекту: люди в России на собственность плюют. Они вывозят отсюда КЭШ и заводят себе собственность в других странах, там, где ее ПРИЗНАЮТ.
Нет признанной собственности - нет и капитала. Нет капитала - есть хищническая эксплуатация "на износ". В итоге все у нас будет работать... пока не сломается. Дальше - тишина.
Комментарии
"Вы считаете, что приватизация была "неправильной", что всю собственность в стране "украли", причем персонально у вас?" - я действительно считаю, что приватизация была неправильной. ( Правда, я не считаю, что украли персонально у меня ( хотя, если подумать, то и персонально у меня тоже ведь украли).
Приватизация была неправильно сделана именно потому, что привела к власти "крысиных королей".
ТщательнЕй, иначе надо было проводить эту приватизацию.
"персонально у меня тоже ведь украли" - а она была Ваша, Ваших родителей? Вы (они ) ею распоряжались? Хоть какое-то влияние на управление ею имели, в курсе, какую прибыль (убыток) они приносили?
Вы до сих пор думаете, что СССР был развален глупостью или чёрной волей Андропова, Горбачёва и последующих?
"... а она была Ваша, Ваших родителей? Вы (они ) ею распоряжались?" - да, была отчасти. Жильё, здравоохранение, образование - это было за счёт социалистической собственности, как ни крути.
Как надо было в 1991 году? У меня есть ряд материалов на эту тему. Но сейчас серое перерождается в чёрное (я о власти; лимоновцы объявлены вне закона), и смысл разбирать 1991 год становится всё меньше .
Как надо будет? Я думаю, надо с помощью интернета образовывать народ. И мыслить коллективно над этим вопросом. Создавать сайты оппозиционные.