Новогодние чудеса: Меркель не устояла перед Путиным
Российский президент Владимир Путин сегодня поздравил канцлера Германии Ангелу Меркель с прошедшим западным Рождеством и наступающим новым годом, а также пожелал, чтобы отношения России и Германии в будущем году встали на курс улучшения.
Ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра германских исследований РАНЕкатерина Тимошенкова отмечает, что мы всегда надеялись на немецкий бизнес, у которого очень серьезные интересы в России и который никогда не собирался от них отказываться.
«Естественно, немецкому бизнесу не понравилась формула «примат политики над экономикой», которая разрушает самое главное, что есть в бизнесе – доверие, и ставит под вопрос как краткосрочные, так и долгосрочные инвестиции в любые проекты. Поэтому с самого начала политики санкций мы наблюдали в Германии дискуссию о том, как же относиться к России», — отмечает Тимошенкова.
Примечательно, что в Германии бизнес-лобби, по словам Тимошенковой, по большей части поддерживает социал-демократов, которые традиционно с пониманием относятся, в том числе, и к российским национальным интересам. Причем, такая тенденция прослеживается со времен Второй мировой войны и связана в первую очередь с фигурой канцлера Вилли Брандта.
«Примером такой политики может служить недавний визит вице-канцлера Зигмунда Габриэля, когда он в ходе разговоре с Путиным заявил, что от санкционного режима нужно уходить. Тогда же была достигнута окончательная договоренность по проекту «Северный поток-2», на который Германия все-таки решилась и на защиту которого встала сама Меркель, несмотря на тот факт, что Берлин попал под критику со стороны прибалтийских стран и Италии, лишившейся год назад «Южного потока», — резюмирует Тимошенкова.
При этом, нельзя сказать, что в настоящий момент бизнес-интересы выходят на передний план отношений между Россией и Германией, но однозначно они зазвучали сильнее на фоне той жуткой критики Москвы, которая доминировала в Берлине в 2014 году, поэтому они все-таки подводят германское правительство к пониманию того, что от экономического сотрудничества с Россией отказываться не стоит.
«Именно поэтому Меркель и была вынуждена поддержать «Северный поток-2», что свидетельствует об увеличении прагматизма в отношении Москвы, хотя надо понимать, что Берлин не отказывается от политики санкций, которые являются для Германии долгосрочной стратегией. Другой вопрос, что Берлин уже готов на большее сотрудничество в политическом плане и видит в России партнера по борьбе с терроризмом, допуская даже сотрудничество с сирийским правительством Башара аль-Асада», — констатирует Тимошенкова.
Также, по мнению Тимошенковой, можно сделать вывод, что экономические интересы Германии, которые основываются на экспорте, также начинают играть большую роль в диалоге с Россией.
«Поэтому со временем эта экономическая заинтересованность позволит России и Германии преодолеть свои разногласия. Определенно, в прошедшем году уже можно наблюдать «плюс», как в экономическом сотрудничестве, так и в дипломатической сфере. Мы также можем регистрировать больший объем критики США со стороны немецкой прессы и ряда германских политиков. Более того, в Германии уже ставится вопрос о том, кто виноват в кризисе беженцев, а политическая дискуссия в стране уже не имеет монотонный характер критики действий России. Не говоря о том, что из стана главного партнера ХДС-ХСС по большой коалиции – социал-демократов, уже раздаются призывы отменить санкции в отношении нашей страны», — заключает Тимошенкова.
Впрочем, не стоит переоценивать все эти события, поскольку формальная позиция Берлина остается прежней, но все-таки прошедший год дает нам определенную надежду на качественное улучшение отношений между Россией и Германией.
«Мы видим, что в отношении Украины Германия, как и вся остальная Европа, стала задумываться насчет деятельности украинского президента Петра Порошенко и начинает оказывать на него давление, но не надо торопить события – отношения между Москвой и Берлином являются лодкой, которую нельзя быстро раскачать, этот процесс требует определенного времени», — резюмирует Тимошенкова.
Комментарии